Море Италии: совершенство идей

9 / 2017     RU
Море Италии: совершенство идей
Умберто Масуччи, президент Международного гребного клуба Италии (слева) и Франческо Сансоне, президент компании Valore Consulting
Журнал СТИЛЬ продолжает серию репортажей с деловых ужинов компании Valore, где политическая и бизнес-элита Италии встречаются на одной площадке, чтобы возродить одну из ведущих отраслей экономики своей страны.

Последние статистические данные в области морской экономики, относящиеся к 2015 году и подготовленные исследовательским центром Censis, показывают:
• объем продаж в этой отрасли составляет 33 миллиарда евро, то есть более 2% от ВВП Италии;
• в отрасль прямо или косвенно вовлечены почти 500 000 работников;
• крупнейшие итальянские компании так или иначе задействованы в сфере морской экономики;
• и самое главное — за последние 20 лет прирост доли морской экономики в ВВП страны составил 65%, а число специалистов, занятых в этой сфере, выросло на 60%.

Кроме того, море Италии — это:
1. Вся цепочка круизного туризма, а именно:
• судостроительство с компанией Fincantieri, прогремевшей во всех газетах в связи с приобретением французской компании STX. В последние годы Fincantieri достигла на рынке доли, близкой к 50%: каждый второй круизный лайнер построен в Италии;
• поток туристов в итальянских портах ежегодно составляет почти 10 000 000 человек;
• крупнейшим оператором круизных судов в Европе является итальянская компания Costa Crociere.
2. Флот ролкеров (судна для перевозки грузов) с общей грузоподъемностью в 5 миллионов тонн, занимающий первое место в мире, обгоняющий даже Японию. Мировой лидер в этой сфере — неаполитанская группа компаний Grimaldi.
3. Строительство яхт больших размеров компанией Azimut Benetti. Италия является вторым в мире производителем лодок с длиной корпуса более 24 метров после США.
4. Итальянский флот находится на третьем месте среди стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), удвоив свой тоннаж (с 8 до 17 миллионов), благодаря в том числе и мерам, принятым Международным Реестром, который, начиная с 1997 г., привел Италию в соответствие нормам, действующим в крупнейших странах с долгой историей мореплавания.
Вместе с тем портовая система Италии в последние годы потеряла почти два процентных пункта среди 28 стран ЕС (с 13,7% до 12%), опустившись с первого на третье место в Европе среди стран-импортеров и экспортеров в сфере морских перевозок.
Причины нужно искать в запоздалой адаптации инфраструктуры и административно-правовой сферы к радикальным изменениям, которые морские перевозки претерпели в последние 15 лет, когда произошел переход от грузовых судов на 1500 контейнеров к кораблям, рассчитанным на более чем 20 000 контейнеров, в то время как закон о реформировании портовой системы вышел только в сентябре 2016 года.
Серьезный вызов, который стоит перед портами юга, — это обратить превалировавшую до этого момента неэффективность системы (на ум приходят такие примеры, как десять лет слабого управления портом Неаполя, банкротство порта Трапани, частично не оправдавшая себя ставка на порт Джоя-Тауро — нереализованный до сих пор проект железнодорожных перевозок, сицилийские порты, оторванные как от Южной Италии, так и друг от друга не только географически, но и концептуально) в факторы, направленные на рост логистической эффективности.

Для осуществления этой идеи необходимо реализовать несколько условий:
• назначение достойных глав администрации, и здесь министр инфраструктуры и транспорта Италии Грациано Дельрио продемонстрировал большую смелость и нестандартный подход к решению проблем. Например, в Неаполе он назначил главой администрации человека с более серьезным опытом в логистике, нежели чем в чистой «портовой» работе, в достаточной мере способного на принятие решений, учитывая предыдущие десять лет бездействия;
• назначение членами комитетов управления технарей, а не политиков;
• отношение местных властей к каждому не только как к средству заработка, но и как к объекту серьезной работы. В Неаполе главе администрации порта Пьетро Спирито удалось сделать так, чтобы порт перестал быть центром конфликтов, а вместо этого стал предоставлять возможности для развития города и региона;
• включение сотрудников порта в работу портовых комитетов, где специалисты должным образом выполняли бы свои задачи, что отвечало бы как их интересам, так и общим интересам порта.

Вернемся к итальянскому Югу
В море Неаполь, конечно же, занимает лидирующие позиции. Последнее исследование Censis от 2015 года приводит статистические данные, в том числе по регионам, и подтверждает лидерство компании (южный регион Италии со столицей в Неаполе) в области судоходства (а именно, 50% всех морских перевозок в Италии) и мировое лидерство по перевозкам, как в случае компании Grimaldi с ролкерными перевозками.
Хуже обстоят дела в области портовых систем и логистики, где компания опускается (по сравнению с результатами исследования Censis 2010 года) со второго на третье место по показателям комплексной интенсивности морских перевозок (один из показателей, измеряющий общую роль моря в экономике на региональном уровне). Таким образом, нам нужно вкладывать больше усилий в развитие портовых систем, но для этого недостаточно участия бизнеса, необходима новая политика.
Однако, как я говорил, много и положительных изменений, на этот раз не только в компании, а именно:
• укрупнение портов;
• назначение на ключевые позиции талантливых людей;
• упрощение бюрократических процессов;
• запуск новых или давно приостановленных проектов.

Море уже работает на нас, необходимо лишь наверстать упущенное в отношении портов, которые являются для юга Италии еще больше, чем для севера, необходимым условием развития промышленности и торговли. Предпосылки для этого есть, теперь мы должны сделать вклад в возрождение юга в области портовых и логистических систем.