«В Новосибирске такой театр будет впервые»

9 / 2017     RU
«В Новосибирске такой театр будет впервые»
Ирина Аринцына заместитель директора по организационным вопросам театра «Глобус»
Международный Рождественский фестиваль: здесь вы испытаете арт-шок, о каком спектакле в Петербурге говорят, как о вершине современного искусства (а в декабре он будет у нас), и почему фестиваль этого года станет одним из лучших за последние годы.

СТИЛЬ: Рождественский фестиваль проходит в Новосибирске уже двенадцатый раз, какова его основная задача?

ИРИНА АРИНЦЫНА: Если говорить масштабно, то «Рождественский фестиваль» — это способ погружения Новосибирска в общекультурную среду. Изначально он создавался как доказательство того, что Новосибирск является настоящим центром культуры Сибири, и демонстрировал возможности такого центра. Наш город действительно крупнейший образовательный и научный центр региона, и культурный аспект должен тому соответствовать. Правда, здесь хочется развести такие понятия как, простите, «понты» и «гордость». Благо, сегодня появляются по-настоящему крутые и значимые события, куда просвещенные люди ходят с удовольствием, например, «Транссибирский арт-фестиваль». А первым важным мероприятием в области искусства является, конечно, Рождественский фестиваль.

Чем фестиваль отличается от классических гастролей?

Когда мы говорим «Международный Рождественский фестиваль искусств» — то подразумеваем, что в ауру этого события погружаются все сферы жизни города. Сразу! «Глобус» и филармония не только привозят на площадки Новосибирска известных артистов и популярные коллективы – именно в этот период декабря все театры города демонстрируют на своих сценах сливки репертуара. В 2017 году даже музыкальный колледж и театральный институт вовлечены в работу фестиваля. И такой ажиотаж, происходящий вокруг значимого события, — безумно важная вещь, бодрящая и активирующая как людей, профессионально связанных с искусством, так и зрителей.

Каким будет Рождественский фестиваль этого года? В чем отличие его театральной программы от предыдущих?

Я не побоюсь назвать этот фестиваль одним из лучших по своей наполненности за последние годы. Мы по-настоящему горды за свою театральную программу: она безумно интересна и нам, погруженным в эту среду, и театралам — людям, которым хотя бы раз в жизни удалось соприкоснуться с театром и испытать катарсис. Нашу программу можно условно разделить на две части — с одной стороны, это «театр как театр», во многом привычный для каждого, а с другой – «театр как проект», только не в коммерческом смысле! К академической части можно отнести такие постановки, как «Человек из ресторана», «Не все коту масленица», «Изгнание». На них идут все, абсолютно не беспокоясь за уровень и качество материала, — такие спектакли всегда производят мощнейшее впечатление, хотя бы потому что классика. В этой же плеяде, но, может быть, менее раскрученным выступает Санкт-Петербургский государственный театр «Мастерская» с работами «Записки юного врача» и «Тихий Дон». Он мало известен в Сибири, поскольку мало гастролирует, но в Российской Европе имя главного режиссера и создателя «Мастерской» Григория Козлова говорит о многом. Их невероятно сложно вытянуть из рабочей деятельности, их график буквально расписан по дням, поэтому то, что Алексею Крикливому — главному режиссеру «Глобуса» — удалось вытащить их в Новосибирск, дорогого стоит. И, кстати, «Тихий Дон» — это вообще что-то невероятное. Знаете, становится страшновато, когда читаешь, что спектакль идет восемь часов — и он реально идет восемь часов (с тремя антрактами)! Между тем, в Петербурге говорят: «Если ты не видел «Тихий Дон», то не знаешь вершину современного российского искусства».

Второй условный блок программы «театр как проект», или «другой театр», как называет его Алексей Крикливый, демонстрирует непривычные для новосибирцев постановки. Например, спектакль «Разговоры беженцев» по текстам Брехта: актеры играют в помещении вокзала Новосибирск-Главный, это так называемый иммерсивный театр, действие которого разворачивается в реальной жизни. И да, вы правильно поняли, что все будет происходить прямо на вокзале — он не перекроется, и окружающие люди, простые пассажиры, вообще не будут ни о чем предупреждены! В Новосибирске такой театр будет впервые. Зрители других городов, посмотревшие «Разговоры беженцев», испытали настоящий арт-шок. Думаю, что в нашем городе это произведет не менее яркое впечатление. Из «другого театра» также мы везем такие нашумевшие спектакли, как «the_Marusya» (сольное произведение, в главной роли которого девушка, проработавшая много лет pr-менеджером театральной труппы и теперь рассказывающая об этом на площадках всей страны), в лофте «Подземка» и Технопарке Академгородка можно будет увидеть «Топливо» (моноспектакль, созданный в стиле презентаций Стива Джобса).

Посередине между этими двумя, очень условными блоками находится театр «Балет Москва» с постановкой «Кафе «Идиот», в КТЦ «Евразия». Это танцевальный спектакль (по Достоевскому!), регулярно собирающий полные московские залы.

И как теперь из всего этого великолепия сделать выбор?

Мы сами не знаем (смеется)! Боюсь, что мы поставили новосибирцев в довольно сложное положение, да и себя тоже, ведь мы также с огромным удовольствием устроим рейд по всем спектаклям!