Город в приоритете

1 / 2018   
Анатолий Локоть мэр города Новосибирска
О том, как Новосибирск развивался в уходящем году, каким был стиль управления городом и чего ждать в 2018-м

СТИЛЬ: Анатолий Евгеньевич, 2017 год начался с серии дискуссий, где с жителями и экспертами обсуждали приоритеты развития Новосибирска.  Как это повлияло на ваши управленческие решения?

АНАТОЛИЙ ЛОКОТЬ: На дискуссионных площадках мы представили три приоритета развития Новосибирска. Это создание комфортной городской среды и развитие зеленых зон, дороги и общественный транспорт, строительство социальной инфраструктуры. Диалог получился интересным – поступило порядка двухсот предложений.

В итоге впервые за последние семь лет отремонтировали более 1,3 млн кв. метров полотна – норматив, который, вообще-то, должен выполняться ежегодно

Часть замечаний удалось оперативно устранить, другие мы взяли в работу и скорректировали наши планы. Многие задачи достаточно капиталоемкие и сложные из-за копившихся годами проблем. Решить сразу не получится, необходимо работать поэтапно. При этом по каждому из намеченных городских приоритетов уже есть результаты. В 2017 году мы направили на эти цели более 3 миллиардов рублей из бюджетов всех уровней.

И какие наиболее значимые проекты вы можете назвать?

Самый долгожданный – реконструкция нашей Михайловской набережной. С самого первого дня работы в должности мэра мне задавали вопрос о ее благоустройстве. На фоне других сибирских городов наша набережная серьезно проигрывала.
В 2017 году открылась новая страница истории: мы добились включения в федеральную программу и на реконструкцию набережной удалось привлечь 140 миллионов рублей. Сделана прогулочная зона с велодорожкой, скамейками, освещением, высажены деревья. Следующим летом поставим сцену с экранами для трансляции чемпионата мира по футболу, продолжим работы уже в верхней зоне. Уверен, что красивая набережная станет визитной карточкой Новосибирска.
Менялся облик многих парков и скверов. Например, знаковое решение принято на площади Маркса. Мы не просто убрали строительный забор, который стоял там годами. Для меня было принципиально, чтобы он не появился там впредь. Территория стала хоть и небольшим, но зеленым уголком левобережья – я с радостью поучаствовал в высадке елей. Серьезное внимание мы уделили Центральному парку города: обновили систему освещения, заасфальтировали дорожки, высадили деревья и отремонтировали исторический фасад на входе. Из бюджета города на эти цели выделили 18 миллионов рублей.

Всегда подчеркивал, что реализовать все наши совместные планы получится только сообща с бизнесом

Масштабно шло обновление дворовых территорий, было привлечено в четыре раза больше средств, чем в прошлом году. Итог: отремонтировано и благоустроено 306 дворов. 

В интервью журналу год назад вы говорили, что самые актуальные проблемы – «это затрудненное движение, нехватка парковок, необходимость развития транспортной сети». Что изменилось за год?

Безусловно, эти проблемы не исчезли. Они копились много лет. Как и во многих крупных городах, активное строительство жилья, автомобилизация, прирост населения привели к росту нагрузки на дорожную сеть и снижению пропускной способности магистралей. В сфере общественного транспорта изменения происходят пока не так быстро, как хотелось бы, но они есть. Мы приступили к обновлению трамвайного парка. Заработало совместное новосибирско-белорусское предприятие «БКМ Сибирь» по модернизации вагонов. Современные трамваи уже вышли на городские маршруты. По итогам года надеемся выпустить 12 новых вагонов на линию.
При ограниченных возможностях города нам было крайне важно добиться выделения средств из вышестоящих бюджетов. Новосибирск одним из первых городов вошел в долгосрочный федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». Уже в этом году в дорожном ремонте результаты весьма ощутимы, их сложно не заметить.

Действительно, трудно не согласиться, что ремонт дорог заметен. Какие объекты отремонтированы в этом году?

Отремонтированы девять крупных магистралей города протяженностью 20 километров. Это улицы с активным движением, такие, как Немировича-Данченко, Восход, Никитина, Станционная, Авиастроителей, Петухова, Красный проспект.
Хочу подчеркнуть, что параллельно с дорогами по этой программе восстанавливались тротуары. Дополнительно за счет города отремонтировали еще 42 пешеходных объекта.
В итоге впервые за последние семь лет отремонтировали более 1,3 млиллина кв. метров полотна – норматив, который, вообще-то, должен выполняться ежегодно. Но собственные ресурсы не позволяли нам выйти на этот объем. Заявка в федеральный проект на 2018 год от города уже находится на рассмотрении. Стараемся сохранить объем финансирования ремонта дорог на уровне 1 миллиарда рублей.
Развиваем и внутригородскую дорожную сеть. Строилась дорога на улице Порт-Артурская, чтобы облегчить выезды из Ленинского района. Другой стратегически важный объект – улица Георгия Колонды. Мы ставим цель повысить транспортную доступность отдаленных микрорайонов.

В прошлом году Новосибирск вошел в еще одну федеральную программу – по созданию новых мест в школах. Это поможет снизить нагрузку на существующие учреждения?

Федеральные программы по школам и детским садам, безусловно, помогают сгладить остроту проблемы, но денег по ним явно недостаточно. Если с детскими садами ситуация улучшилась, то со школами вопрос стоит остро. По нашим подсчетам, чтобы удовлетворить запрос растущего города, до 2030 года нужно построить и реконструировать порядка 70 школ. Без поддержки город эти проблемы не решит, потому что разрыв между потребностью и возможностями огромен.
Благодаря федеральной помощи в Новосибирске за два года построено три школы – в Ленинском, Первомайском и Октябрьском районах. Еще четыре объекта находятся на разных этапах строительства или реконструкции и возводятся за счет города и области. На самом деле, такого количества школ одновременно в Новосибирске не строили с советских времен.
Мы максимально используем внутренние ресурсы и средства вышестоящих бюджетов, ищем нестандартные решения, привлекаем застройщиков новых микрорайонов. В следующем году планируем сдать новую школу в «Чистой Слободе» на 1100 учащихся. Начнется строительство трех больших школ в Плющихинском и Весеннем жилмассивах, на Родниках.

Очевидно, что придать импульс развитию города невозможно только лишь усилиями городского бюджета. Как город привлекает частные инвестиции?

Всегда подчеркивал, что реализовать все наши совместные планы получится только сообща с бизнесом. В этом году в мэрии Новосибирска за счет внутренней реорганизации создано Управление предпринимательства и инвестиционной политики. Мы снижаем административные барьеры и стремимся организовать работу по сопровождению инвестпроектов по принципу единого окна.

В 2017 году открылась новая страница истории:
мы добились включения в федеральную программу,
и на реконструкцию набережной удалось привлечь
140 миллионов рублей

В Новосибирске реализуется 11 концессионных соглашений по социально значимым объектам на сумму 1,4 миллиарда рублей. Хороший пример этого года – проект реконструкции муниципальной бани на улице Каменской, где создан современный банный комплекс «Сандуны» при сохранении социальных услуг. На рассмотрении проекты реконструкции кинотеатра «Космос» под Центр хоккейного мастерства, бассейна «Дельфин».

Анатолий Евгеньевич, в преддверии Нового года расскажите, какие планы город строит на 2018 год?

Продолжится реализация городских приоритетов, многие из задач, стоящих перед городом, я уже обозначил. Надеюсь, наши усилия позволят Новосибирску не терять темпа, драйва развития и двигаться вперед.
Следующий год будет насыщен событиями. Предстоит две выборные кампании – президентская и губернаторская. Но главным станет празднование юбилея нашего города – Новосибирску исполнится 125 лет. Мы должны встретить эту дату достойно.
Пользуясь случаем, я также хочу поздравить читателей вашего журнала с наступающим 2018 годом! Желаю вам сибирского здоровья и благополучия. Будьте уверены в своих силах и не переставайте мечтать! С Новым годом!