Если вы идете в театр, ваш поступок априори правильный

1 / 2018     RU
Если вы идете в театр, ваш поступок априори правильный
Александр Кулябин директор Новосибирского государственного академического драматического театра «Красный факел»
О приравнивании театра к сфере услуг, новосибирском уровне культуры, ярких изменениях театральной среды, а также перспективах на 2018 год.

СТИЛЬ: Существует мнение, что в этом году культурная среда Новосибирска как-то заметно оживилась. Что вы думаете по этому поводу?

АЛЕКСАНДР КУЛЯБИН: Так и есть. В Новосибирске сейчас, можно сказать, расцвет культуры. Хотя, если говорить по-честному, наше искусство всегда находилось на должном уровне. Сегодня совершенно точно на подъеме театр «Старый дом», наконец-то открылся «Театр на левом берегу», Театр Афанасьева получил свое долгожданное здание — движение идет, происходят важные для города позитивные изменения.

А мы чувствуем эти изменения просто потому, что они как-то в один момент произошли?

События происходят с абсолютно нормальной амплитудой. Это словно кардио-грамма: пульс то ускоряется, то замедляется, то бьется в нормальном ритме, поэтому в развитии или стагнации любой области жизни существует определенная закономерность. Не надо забывать, что новосибирские театры всегда славились и славятся тем, что они выдают очень хороший продукт, — это подтверждается многими гостями из других городов и стран, приезжающими познакомиться с театральной средой города. Новосибирск с большим удовольствием регулярно посещают режиссеры, желающие создать театральные шедевры именно с нашими труппами и на наших площадках, а это хороший показатель уровня местной культуры. К тому же один раз в два года мы проводим наш любимый «Ново‑Сибирский транзит», который стал уже неотъемлемой частью жизни города. Большим плюсом этого фестиваля является возможность режиссерам со всей России встретиться, пообщаться и обсудить насущные вопросы, что, кстати, редко удается даже на «Золотой маске».

Чем вам больше всего запомнился 2017 год?

Если говорить о театре «Красный факел», то это, несомненно, признание спектакля «Три сестры» — как на «Золотой маске», так и на зарубежной арене, в частности во Франции, где нам посчастливилось побывать в этом году. Самое приятное и удивительное, что мы получили огромное количество положительных рецензий со стороны ведущих французских изданий, а также теплый прием от местной публики. И прошлогодняя поездка в Вену, и нынешняя во Францию дали некий толчок для нашего дальнейшего развития за рубежом — на данный момент я не могу раскрывать все карты, но мы ведем переговоры еще с несколькими европейскими театрами, которые хотят увидеть «Трех сестер» на своих сценах.

Как вы сами чувствуете, что вам помогло выйти на такой уровень?

Плодотворная и большая работа, которая на самом деле шла на протяжении многих лет. Это и формирование труппы, и поиск нужной драматургии, и обретение определенной стабильности. Все-таки Тимофей Кулябин начиная со школьной скамьи находился в стенах театра, и его давняя приобщенность к делу дает тот самый высокий результат. Только труд, бесконечный и плодотворный. Как я всегда говорю: «Чтобы было просто, нужно сделать сто раз по сто». Сейчас сформировалась такая команда, которая по-настоящему умеет работать. И как следствие всего вышеперечисленного — спектакль «Три сестры».

Были ли за последние несколько месяцев события в России, которые вас как-то взбудоражили, произвели впечатление?

Многое что происходит. Сейчас на подъеме не только Новосибирск, но и другие российские театры — в Красноярске, Улан-Удэ, Москве, Санкт-Петербурге. В нашу страну стало приезжать больше зарубежных гостей, интересных режиссеров, постоянно проходят масштабные фестивали. Но при этом есть и негативные события, такие как дело Кирилла Серебренникова, ситуация вокруг выступления Райкина…

Сегодня театральное сообщество очень активно обсуждает вопросы российского законодательства, поскольку
закона о театре у нас нет в принципе, а закон о меценатстве
вышел абсолютно беззубым

Процесс идет двусторонний, но все же позитива больше, чем негатива. Можно подытожить это так: событийный ряд стал намного ярче.

Чем это обусловлено?

Временем, наверное. У каждого времени есть свои герои. Скорее, это просто случайность. А случайность — это проявление и дополнение необходимости.

Те негативные события, о которых вы говорите, вводят театр в какие-то рамки?

Моментально — нет. Впоследствии они, несомненно, наложат свой отпечаток на рабочие процессы. Уже не один год театральное сообщество очень активно обсуждает вопросы российского законодательства, поскольку закона о театре у нас нет в принципе, а закон о меценатстве вышел абсолютно беззубым. Экономически такие упущения регулярно ставят нам палки в колеса, поскольку по нашему законодательству театральная среда приравнивается к сфере услуг. Об этом говорят все, в том числе и президент.

Вы думаете, что есть перспектива развития этого аспекта в позитивном русле?

Думаю, да, сейчас начинают больше обращать внимание на эти вопросы. Рано или поздно все встанет на свои места.

В такой ситуации в театральном мире какова ваша задача сегодня как руководителя?

Задача одна — работать на зрителя и для зрителя. Собирать полные залы и «сеять разумное, доброе, вечное». Что делает театр? Показывает человеку мир немного иначе — глазами художника. Мы живем в обыденности, не замечая каких-то очень важных вещей, а режиссер акцентирует на этом внимание, открывая для нас новые грани познания. Любой человек культурной среды, художник, желает добра. Другой вопрос, как оно выражается. А руководитель — он ведь даже не творец, он организатор, задача которого — создать среду, в которой и будет происходить это волшебство, а также найти таланты и поддерживать их.

Какие планы у театра «Красный факел» на будущий год?

Приближается Новый год, и в преддверии этого праздника мы подготовили для зрителей искрометную комедию «Авантюристы» в постановке Константина Колесника. В конце января – начале февраля на малой сцене выйдет еще одна премьера — работа режиссера Юрия Урнова, проживающего сейчас в Вашингтоне, – «Поцелуй». Это спектакль-загадка, спектакль-ребус. Пока могу сказать единственное и, наверное, заинтриговать: дело происходит в Сирии. Вместе с Юрием над спектаклем работает художник, уже более 20 лет проживающий в США, — Михаил Качман. Как недавно пошутил Владимир Владимирович Путин: «Вы, работники культуры, мосты строите, мы, политики, сжигаем». Вот мы в ближайшее время и построим мост между Америкой и Новосибирском, привнесем в нашу жизнь щепотку американского менталитета.
Также сразу после Нового года мы приступаем к работе над произведением Андрея Платонова «Дураки на периферии». Ставить эту пьесу будет Сергей Левицкий — главный режиссер Русского драматического театра из Улан-Удэ, лауреат предыдущего фестиваля «Ново‑Сибирский транзит».
Премьера спектакля состоится в начале апреля 2018 года. Главный режиссер нашего театра Тимофей Кулябин, представляющий собой некий «долгострой» в подготовке спектаклей, работает над пьесой Максима Горького «Дети солнца», премьера состоится в начале следующего театрального сезона.
Ну и одним из главных событий весны станет пятый «Ново‑Сибирский транзит». Сейчас мы находимся на стадии отбора участников. К слову, в этом году мы получили рекордное количество заявок — сто пять. И это только Урал, Сибирь и Дальний Восток! Как правило, в фестивале принимают участие от 14 до 16 спектаклей — перед нашими экспертами стоит очень непростая задача – из сотни выбрать пару десятков. Помимо этого, театр будет продолжать свою гастрольную деятельность, поэтому после «Транзита» труппа отправится в небольшое турне по Европе с «Тремя сестрами».

Что бы вы пожелали нашим читателям в преддверии праздника?

Прежде всего, чтобы в семье царили мир и гармония. Дарите друг другу подарки, ходите в театр — получайте удовольствие, наслаждайтесь. Если вы идете в театр, ваш поступок априори правильный.