LT: Андрей Владимирович, еще недавно представления россиян о дизайне ограничивались парой картинок из журнала «Огонек» и характеризовались анекдотом: «Я — дизайнер. — Вижу, что не Иванов, а кто вы по профессии?» Что сегодня можно сказать о рынке дизайнерских услуг?
Андрей Радаев: Вот уже лет двадцать, с тех пор как у людей появились деньги, эта сфера бизнеса бурно развивается, но при этом никак не регулируется. В ней крутятся очень большие деньги, которые, к сожалению, не приносят никакого дохода государству. Да, сейчас стали учить дизайну, но мы говорим, что стать дизайнером легко, а быть дизайнером очень сложно. Множество институтов учат по самым разным программам, но эти программы не предполагают глубоких знаний механизма работы дизайнера. Чтобы компенсировать это, мы в рамках своей ассоциации выстроили эффективную систему профессионального роста.
Расскажите о вашей ассоциации чуть подробнее.
Сибирская ассоциация дизайнеров и архитекторов существует уже более двух лет. У нас есть отделения в Барнауле, Красноярске, Омске, Кемерово… То есть мы работаем по Сибирскому федеральному округу и постоянно растем. Наша задача — навести порядок на рынке дизайнерских услуг. Речь ни в коем случае не идет о какой-то стандартизации или ограничении творческой составляющей профессии. Мы говорим только о подходах к работе. Это юридическая защищенность всех сторон: и заказчиков, и исполнителей, выработка единой методики работы с поставщиками, это некая ценовая политика. Есть много подобных вещей, из которых и складываются правила любого рынка и на которые мы должны обращать внимание.
Вообще, у ассоциации много задач: от популяризации дизайна как профессии и повышения ее статуса до выработки чувства гордости за принадлежность к профессии. У нас ежегодно проходят масштабные студенческие практики — по 70, 100 и более человек из разных институтов, плюс обширная площадка для обмена опытом. Ведь у нас люди разных поколений, разные уровни подготовки, разные города. В рамках ассоциации созданы и успешно работают функциональные комитеты по информационной поддержке и продвижению, по методической и профессиональной подготовке, по профессиональной этике, по формированию региональной политики, по нормативам и профессиональным стандартам.
Близкую вам сферу деятельности — архитектуру — контролирует государство, есть главный архитектор города, есть даже районные архитекторы. Теперь дело за районным дизайнером?
Об этом речь не идет. Альтернативой может стать сертификация дизайнеров, присвоение им каких-то категорий. Вот как токарю низшего разряда дадут точить только простые болванки, а токарю высшего разряда можно доверить самую сложную — космическую — деталь. Так же должно быть и с дизайнерами. А в случае чего, аттестационная комиссия может снизить категорию, а то и совсем лишить сертификата. Мы в ассоциации уже выстроили похожую схему.
Хочешь работать дизайнером, подтвердить свой профессионализм и высокую квалификацию — сертифицируйся. Есть и другие формы контроля деятельности. Например, экспертиза дизайн-проектов. Иной дизайнер может при перепланировке, не разобравшись, снести несущие стены или поменять местами так называемые мокрые зоны, а потом здание сложится, как карточный домик. И отвечать-то будет заказчик. Это крайняя ситуация, бывают и другие просчеты: не учтены какие-то конструктивные особенности, неправильно подобран материал или рассчитано его количество. Повторюсь, это не может быть экспертиза художественной составляющей. Но, если дизайнер запланировал сделать пол в биллиардной из керамогранита, а я видел такие проекты, его должен кто-то поправить: там же шары все время падают, и это не идет на пользу ни шарам, ни полу. Нужно чтобы кто-то взял на себя ответственность за качество проекта. Особенно это важно, когда речь идет не о частном домовладении, а о каких-то общественно значимых проектах.
Какие проекты вы имеете в виду?
Сейчас решается вопрос об использовании территории бывшего военного городка. Есть предложение застроить эту площадку жилыми комплексами под миллион квадратных метров. Там и сейчас пробки, а в результате такого решения там будет просто транспортный коллапс. Что, дороги станут шире или транспортные развязки появятся? Или другой вариант предлагают: построить там малоэтажное элитное жилье. Да стройте вы это элитное жилье в пригороде, там место еще есть. А ведь на этой территории 36 памятников истории и архитектуры. Пока эти замечательные кирпичные здания стоят заброшенные, где-то уже ни окон, ни дверей. Мы предлагаем сделать там рекреационный, самый большой в городе парк. У нас в городе нет ни одного более или менее приличного парка.
С такими подходами надо идти как минимум в депутаты городского совета или формировать депутатское лобби, которое будет отстаивать интересы отрасли.
Нет, политика меня не интересует. Пока достаточно, что я представляю ассоциацию в составе регионального штаба ОНФ. Это дает нам возможность принимать участие в разного рода проверках. Например, в этом году мы проверили качество работ по благоустройству Михайловской набережной. На неё было потрачено 120 миллионов бюджетных рублей. Мы нашли определенные недостатки и указали на них, все это подрядчик устранил в рамках своих гарантийных обязательств.
Но ведь это все на уровне советов и подсказок. Не можете же вы приказать, обязать?
Общероссийский народный фронт — очень действенная структура общественного контроля, с ним не очень поссоришься, и его рекомендации чаще всего выполняются. Да и сама наша ассоциация уже довольно внушительная сила. В нее входят 1200 дизайнеров и архитекторов. Как профессиональное объединение мы участвуем в общественных слушаниях, например, касающихся городской среды. И наши предложения как минимум принимаются во внимание.
А есть ли какие-то альтернативные, конкурирующие с вашей ассоциации?
Нет. Организаций такого масштаба, ставящих перед собой задачи такого уровня, ни в Новосибирске, ни в России нет. В этом году на крупнейшей международной выставке MosBuild в Экспоцентре мы провели мощную презентацию, показали свои наработки и достижения. Успех был колоссальный!
2 / 25
Галина Ансимова рассказала, почему любителям отдыха на Алтае стоит побывать этим летом в купольном глэмпинге «Воздух»
2 / 25
Теперь я понимаю, что для здоровья нужно, и я от души рекомендую каждому добавить в свою ежедневную рутину занятия цигуном!
2 / 25
Как развивать инфраструктуру родного края с заботой об экологии рассказала Ольга Изгаршева, совладелец экопарка «Павлов Яр» в рекреационной зоне Мошковского района.
2 / 25
2 / 25
О сути наземного эксперимента SIRIUS-23 и его значении для развития отечественной космонавтики.
1 / 25
Сеть магазинов «Вкус и Польза» запустила собственное производство по изготовлению натуральных продуктов.