Как выбрать удобный банк для малого и среднего бизнеса

11 / 2018     RU
Как выбрать удобный банк для малого и среднего бизнеса
Ольга Маутер директор Банковского центра «Сибирский» Банка Зенит
Выбор банка должен начинаться с оценки скорости его реакции на первоначальный запрос клиента. Ведь косвенно это показывает, насколько в банке выстроена работа и сколько потребуется времени на дальнейшее взаимодействие с организацией.

LT: Как вы пришли в профессию банкира?

ОЛЬГА МАУТЕР: Я получила финансовое образование в области государственного и муниципального управления. Но меня больше привлекал банковский бизнес — в первую очередь, возможностью профессионального, карьерного роста, постоянными переменами и динамикой. Ни разу не пожалела о своём профессиональном выборе. Начинала я с обслуживания клиентов — как физических, так и юридических лиц, работала руководителем офиса, затем директором по развитию бизнеса в Новосибирске. Знание азов очень помогает мне в работе и сегодня.

Как сегодня определяются индикаторы эффективности банка? По каким показателям потенциальный клиент может оценить надёжность банка?

Действительно, сегодня не так важны финансовые показатели, как показатели эффективности: насколько правильно распределены ресурсы и какова отдача вложений. Ключевой акционер Банковской группы ЗЕНИТ — компания «Татнефть», которая предъявляет высокие требования именно к эффективности ведения бизнеса и при этом, безусловно, выступает гарантом стабильности развития Банковской группы. Состав акционеров любой компании, в том числе банка, на мой взгляд, один из самых важных факторов партнерства.
Банковская группа ЗЕНИТ занимает 24‑е место среди российских банков по величине собственных средств, представлена в 51 городе и имеет 150 точек обслуживания. Индикатором надёжности для клиента могут также быть рейтинги независимых агентств. Банк ЗЕНИТ имеет рейтинги Ва3 (РА Moody's), BB (Fitch) и ruА- (RAEX («Эксперт РА»)). Такие масштабы банка позволяют при высоком уровне надёжности сохранять необходимую скорость реакции на изменения рынка, оперативно отвечать на запросы клиентов и обеспечивать тот самый индивидуальный подход, который зачастую ставится во главу угла при выборе обслуживающего банка. Надёжный банк в практической плоскости — это банк, чья работа помогает решать задачи конкретного клиента. На этом мы и фокусируемся в своей работе.

Суровый климат, удалённость от Европы и близость к Азии — как всё это отражается на МСБ в Сибири? В чём специфика ведения бизнеса в нашем регионе?

Эти условия, действительно, для одних компаний в Сибири становятся бесспорным плюсом, а для других — фатальным фактором. Если правильно управлять сезонным бизнесом, то как раз в Сибири на этом можно хорошо зарабатывать. Азиатское направление, которое очень развито в силу территориальной близости, также актуально в период санкций. В целом, в Сибири нет такого количества денежной массы и конечных потребителей, как в европейской части России, что стимулирует собственников бизнеса искать нестандартные, авангардные подходы в развитии своего дела. На мой взгляд, например, ресторанный бизнес в Сибири — эталон для многих регионов. У нас в СФО есть вузы мирового уровня, а благодаря им — много квалифицированных кадров и предпринимательских инициатив.

Президентом РФ поставлена задача к 2025 году увеличить долю малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП страны с 20 до 40%. Как, на ваш взгляд, региональные власти справляются с этим вызовом? Что в этой связи предлагает банковский сектор нашего региона? А Банк ЗЕНИТ?

Для роста доли МСБ, действительно, есть хорошие инструменты финансовой поддержки бизнеса, а ведь это одна из основных потребностей в развитии. На территории НСО действуют как федеральные, так и региональные программы поддержки субъектов МСБ. За последний год условия по госпрограммам существенно изменились в сторону послабления, перечень предприятий, которые могут получить льготный кредит, значительно увеличился. Банк ЗЕНИТ — активный участник программ поддержки бизнеса. Так, он аккредитован по «Программе 6,5%», реализуемой АО «Корпорация «МСП» совместно с Банком России, где предполагается льготная ставка от 9,6 до 10,6% для реализации инвестпроектов или пополнения оборотных средств. Банк ЗЕНИТ работает для своих клиентов по программе субсидирования Минпромторга России, в рамках которой выдаются кредиты на приобретение отечественной техники и оборудования на срок до пяти лет под ставку 5–6%. Кроме того, сельхозпроизводители могут получить в банке кредиты по ставке до 5% годовых в рамках программы субсидирования Минсельхоза РФ. Наряду с федеральной поддержкой при выдаче кредитов используются гарантийные механизмы и поручительства региональных фондов.

Можно ли говорить о том, что в последние годы финансовый сервис в Новосибирске движется в сторону индивидуального подхода к каждому клиенту, предложения персонифицированных сервисов и услуг? Как это влияет на готовность клиентов МСБ к новым формам взаимодействия с банком?

Безусловно, такая тенденция существует как в розничном бизнесе, так и при работе с клиентами МСБ. Банк анализирует данные клиента и историю его обслуживания, используя различные каналы коммуникаций. Чем больше информации, тем легче понять, в чем нуждается клиент, и сделать выгодное и своевременное персональное предложение. Персонифицированное предложение увеличивает взаимную выгоду и сокращает дистанцию между клиентом и банком. В части кредитования МСБ это полностью уникальное структурирование сделки квалифицированными менеджерами под конкретный бизнес-проект. В части расчетно-кассового обслуживания мы предлагаем различные бизнес-пакеты услуг и подбираем набор, оптимальный по стоимости и продуктовому наполнению пакета. Например, если вы вновь открывшееся предприятие и у вас ещё нет понимания  дальнейших объемов операций по счету, можно использовать пакет «СтартАп» всего за 490 рублей в месяц: он уже включает открытие и ведение счета, сопровождение интернет-банка и пять платёжных поручений в месяц. Пример персонального предложения для автолюбителей — «Автокарта» с возможностью получать кешбэк на заправочных станциях, парковках и мойках до 10%.

Как расчетно-кассовое обслуживание (РКО) помогает предпринимателям оптимизировать ведение бизнеса?

Правильно подобранный тариф РКО позволяет компании значительно оптимизировать свои расходы. Специально для этого в Банке ЗЕНИТ разработана широкая линейка бизнес-пакетов, которая учитывает потребность как стартапов (молодых компаний с небольшим оборотом), так и развитых групп компаний. Менеджеры банка помогут подобрать тарифный план под потребности каждой конкретной компании, учитывая специфику бизнеса. Специальный тариф разработан также для предприятий-участников внешнеэкономической деятельности.

Как МСБ выбрать банк для РКО правильно? И если говорить про тарифы, то на какие базовые услуги РКО Банка ЗЕНИТ нужно обязательно обратить внимание?

По данным аналитиков, каждое предприятие по тем или иным причинам ставит перед собой вопрос смены банка примерно раз в три года. Выбор банка, на мой взгляд, должен начинаться с оценки скорости его реакции на первоначальный запрос клиента — открытие расчетного счета. Ведь косвенно это показывает, насколько в банке выстроена работа и сколько потребуется времени на дальнейшее взаимодействие с организацией. Например, в Банке ЗЕНИТ клиент может зайти в виртуальный кабинет на сайте и при введении своих регистрационных данных зарезервировать реквизиты счета. Там же, в кабинете, можно приложить фото или сканы регистрационных документов (их всего пять) и получить решение об открытии счета всего за два часа — дистанционно, без визита в отделение.
Затем, безусловно, важно оценить размер расходов на банковское обслуживание: все компании сейчас работают над эффективностью и снижают свои затраты. При выборе тарифа нужно понимать, какие продукты понадобятся при работе со счётом в дальнейшем: сколько платежных поручений планируется создавать за месяц, необходимо ли снятие или внесение наличных, валютный контроль и так далее. Выбрать тариф помогает менеджер банка, который для удобства может приехать к клиенту в офис. Есть возможность обсуждать и индивидуальные тарифы, если стандартное предложение невыгодно клиенту в силу специфики деятельности.
Советую также обратить внимание на сервисы банка по размещению временно свободных денежных средств. Ведь на расчетно-кассовом обслуживании клиент может еще и зарабатывать! В рамках классического депозита на 91 день предлагается ставка 8%. Сейчас на рынке очень нестандартная ситуация, когда вклады от населения принимаются под эту ставку на срок от одного года, а клиенты МСБ имеют возможность получить эту доходность за короткий промежуток времени.

Какова ситуация с кредитованием предпринимателей в Новосибирске? Есть ли положительная динамика? Какие кредиты наиболее востребованы в регионе и на какие кредитные программы Банка «Зенит» стоит обратить внимание нашим предпринимателям?

За последние два года спрос на банковское финансирование существенно вырос: произошла относительная стабилизация экономической ситуации в стране и адаптация к санкциям. Особенно важной положительной тенденцией можно назвать повышение интереса бизнеса к инвестиционным кредитам — для приобретения основных фондов. Такие потребности бизнеса, в случае их реализации, благоприятно сказываются на экономике региона.
В то же время сохранился стабильно высокий интерес и к краткосрочным инструментам поддержания ликвидности — кредитам в форме кредитных линий на пополнение оборотных средств, овердрафтам. Линейка продуктов Банка ЗЕНИТ максимально адаптирована под разные потребности предпринимателей региона. Мы уверенно можем говорить о том, что при обращении субъектов МСБ за финансированием наши сотрудники подберут максимально комфортные условия.

Сейчас очень активно развиваются так называемые «необанки», которые не имеют собственных отделений и практически все услуги оказывают через онлайн-каналы. Как удаётся с ними конкурировать?

Многие технические сервисы уходят в онлайн, и в Банке ЗЕНИТ клиент уже сегодня может проводить онлайн все основные операции по счету, обмениваться с банком документами удалённо, в том числе осуществлять резервирование расчетного счета. Но для предпринимателей неизменно важным остаётся живой диалог с банком, внимание и персональная ответственность, возможность прийти к нам в офис, познакомиться с руководителем отделения, обменяться новостями и получить персональное предложение лично.
Так что классические отделения в России еще долго будут играть важную роль при выборе банка: такую практику подтверждает передовой опыт развитых стран.