Национальная идея России –это ее национальная культура!

2 / 2018    RU
О самых красивых видах традиционного национального искусства России – под брендом Сибирского русского народного хора.

Традиционная русская культура — это основа современной нравственной и интеллектуальной среды

Екатерина Ковалёва, заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор концертно-театрального центра «Евразия»ЕКАТЕРИНА КОВАЛЁВА: Так сложилось исторически, что Новосибирск, который развивался как научно-промышленный центр Сибири, всегда был ориентирован на академическое искусство — как театральное, так и музыкальное. Но основой интеллектуальной и нравственной среды для нашего народа всегда была традиционная русская культура. Именно она определяет ощущение причастности человека к своей Родине, которая на своем историческом пути преодолевала немыслимые трудности, и все страдания её народа, его счастье и его любовь отражались в музыке, песнях и танцах. Не было такой силы, которая могла бы уничтожить эту культуру, стереть ее. Не поддалась наша исконная культура искусству соцреализма. Не погибла она в девяностые — наоборот, в стране, переживающей колоссальные разрушения, неизмеримо возрос спрос на национальное искусство: народные песни пели все, от простых сельских жителей до депутатов.
Огромный конгломерат русского традиционного искусства живет сегодня в наследии учёных-фольклористов, в домах народного творчества, в репертуаре любительских и профессиональных народных коллективов: Новосибирский хор молодёжи и студентов, «Рождество», «Дружина», «Белые росы», Русский академический хор Новосибирской филармонии. Все они — каждый в своей манере — эстетически и идеологически осмысливают русскую культуру и подают её в контексте сегодняшнего времени. В их числе и Сибирский русский народный хор — 80 артистов позиционируют русскую культуру в единстве музыки, песни и танца. Мы обладаем огромным резервом исторических знаний, понимания традиций нашего народа — и мы умеем рассказать о них в совершенно уникальной подаче, свойственной только сибирякам.
Сибирский характер — это всегда движение вверх и вперед, поэтому сегодня, когда жизнь постоянно ускоряется, мы особенно остро чувствуем связь с народной культурой. Наши предки приехали сюда: в тайгу, в топи, в лютый холод. Выбор невелик – погибнуть или победить суровый сибирский климат. И в этой борьбе за свою жизнь люди выражали и боль потерь, и радость побед, и чувство долга, и любовь к своей земле — богатейшая палитра сибирской души сформировала уникальную сибирскую культуру, в основе которой лежит воля к постоянному созиданию, обновлению, покорению неизведанных вершин. Сегодня невозможно представить себе ментальность, которая более соответствовала бы нашему времени, где миром правят инновационные идеи и технологии. Именно поэтому мы видим на наших концертах молодежь — молодежь интеллектуальную, мыслящую, которой важно понять, что происходит с нашей страной сейчас и куда движется наше общество. Именно поэтому родители приводят к нам своих детей. И что самое удивительное, именно эти дети, выросшие с гаджетами в руках, услышав, как наши солисты заводят «Выйду на улицу, гляну на село», хором подхватывают: «Девки гуляют, и мне весело!». Откуда они это знают? Кто их научил этим словам? Скорее, это все-таки и есть то настоящее искусство, которое отвечает запросам времени, в котором живут эти дети.

Голос русского сердца

Николай Лугин, заслуженный артист Российской Федерации, художественный руководитель Государственного академического Сибирского русского народного хораНИКОЛАЙ ЛУГИН: Традиционную музыку может играть не всякий музыкант, так как она требует особой техники звукоизвлечения. Техника игры на инструменте в сочетании с особой манерой подачи произведения создает законченный образ народной песни. Поэтому оркестр Сибирского хора не только обеспечивает музыкальное сопровождение песенным и танцевальным номерам коллектива, но и выступает в сольных номерах, которые являются обязательной частью концертной программы. У нашего оркестра есть более двадцати сольных произведений, среди которых как обработки русских народных песен, так и оригинальные авторские композиции. Мы живем в современном обществе и не отказываемся от «ноу-хау» в сочинении, а тем более в интерпретации музыкального материала. В этой части творческие ходы могут быть самыми неожиданными: новая гармония звука достигается сочетанием современных электронных инструментов с традиционными. Знаете ли вы, что такое жалейка или сопель? Это русские народные духовые инструменты, которые у нас обретают новое звучание, доносят до современного зрителя вечные нюансы любви, радости, ликования, сострадания и тоски — одинаково переживаемые людьми во все времена. Причем работают с этими инструментами все те же современные люди: у нас, в Сибирском русском народном хоре все артисты достаточно молодые, и они с огромным интересом открывают новое звучание мелодий, родившихся когда-то на сибирских просторах: «По диким степям Забайкалья», «Глухой неведомой тайгою», «Славное море, священный Байкал». В этих песнях заключена такая мощная энергетика нашей земли, что ей просто невозможно не покориться.

ЕКАТЕРИНА КОВАЛЁВА: Безусловно, мы отдаем дань уважения классической симфонической музыке: она вызывает мощнейшие эстетические ощущения и гордость за наших композиторов, дирижеров, музыкантов, которые способны пробуждать в людях невероятные по красоте и силе эмоции. Сколько величия, сколько драмы и музыкального богатства в опере «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки! Но ведь сам Глинка говорил: «Музыку создает народ, а мы, композиторы, только аранжируем ее». В русской народной музыке есть всё: глубокое чувство патриотизма, гордость за свою страну, сострадание к ближнему, восхищение мужской удалью и преклонение перед женской красотой, возвышенность братской любви — и все это может напеть одна русская гармонь, которая является голосом русского сердца. И одного профессионализма тут не хватит, чтобы передать то, о чем хочет рассказать душа. Когда наши музыканты начинают играть, они не исполняют музыкальное произведение — они рассказывают историю, которую вместе с ними проживает зритель.

В танцах наши побеждают без боя!

НИКОЛАЙ ЛУГИН: Танцевальная культура XXI века построена на русской танцевальной традиции и хореографических трюках. Молодежь знает, что артист национального коллектива легко может станцевать брейк-данс, а вот дать настоящую русскую присядку под силу не каждому современному танцору. Некоторые даже шутят, что если бы во время войн люди соревновались в танцах, то русские всегда побеждали бы без боя. Гармония улыбки, взгляда, подачи — фигуры высшего танцевального пилотажа складываются в уникальный и всегда разный рисунок танца, продиктованный исключительностью характеров наших артистов. Это не заученная комбинация движений, а природная искра, вспыхивающая, когда мужчина видит русскую женщину, к ногам которой готов упасть весь мир. И она не идет, нет — она парит над этим миром. А уж как пойдут, что называется, перебивки мужские и женские, как застучат каблуки — это всегда вызов! Вот уж где не измерить Россию общим аршином! Наверное, только в русской танцевальной культуре существуют женские танцевальные трюки. Как не замереть зрителю от восторга, когда так смело, так выразительно показана красота женского тела? Только это вам не канкан, где женщина уже готова подчиниться мужской воле, а танец, полный интриги, очарования, ощущения русской красавицей своей невероятной энергии, неповторимости и свободы — свободы следовать голосу сердца.

ЕКАТЕРИНА КОВАЛЁВА: Эта невероятная образность, мощнейшая подача, основанная на твердости сибирского характера и нашем невероятном ощущении собственного достоинства, — то, чем мы отличаемся от других национальных коллективов и чем покоряем современного зрителя. Наши артисты своей темпераментной манерой подачи не просто берут зал – они его эмоционально рушат, сметают, держат на таком пике эмоций, что публика полностью отдается во власть артистов. В одной из программ наш хор исполнял казачью песню «Баллада», где есть строка «И брат пошел на брата», вызвавшая в зале невыразимые эмоции. Зрители буквально рыдали, потому что это было не про наших предков и не про далекое прошлое — это было про нас и про братский народ Украины сегодня. А история о том, как казачество заходило в Сибирь, — вот чем можно взять молодого и амбициозного сибирского зрителя с его невероятным ощущением особенности своей судьбы. Он знает, что особенность эта не придумана на пустом месте. Что сибирская ментальность родилась в горниле, где казачья отвага прочно сплавлялась со стальной волей деликатных столичных барышень, которые следовали в Сибирь по этапу, которые несли в этот край свою культуру, рожая и воспитывая здесь великих полководцев, инженеров, ученых, писателей. Это чувство собственной уникальности и значимости определило неповторимую подачу, которая отличается от кубанской, северной или уральской и которая известна по всей России и за ее пределами.

Русская народная песня — декларация высокой морали

НИКОЛАЙ ЛУГИН: Русская песня — это уникальный памятник русской культуры, который вмещает в себя и традиции русского быта, и историю нашей страны, и те духовные ценности, которые всегда составляли основу воспитания и которых нам так не хватает сейчас. В этом смысле я бы рекомендовал обратить свое внимание на русскую народную песню тем родителям, которые сегодня ищут нравственную основу для воспитания своих детей. Русская песня очень гармонично входит в жизнь человека с первых дней его жизни — с колыбельными, которые ребенку поет его мама или бабушка. В этих баюкающих звуках — покой, безопасность, любовь и красота окружающего мира. Краски русской природы и любовь к родной земле продолжают расцветать по мере взросления человека — «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», «Калинка». А там и юность с ее беззаботными увлечениями и первой любовью: «Валенки», «Выйду на улицу, гляну на село», «Яблочко». И наконец, произведения, в которых русская душа обретает свои истинный размах. «Когда мы были на войне» — невероятная драма о несбывшейся любви и о силе мужского характера, которую просто невозможно пережить. Такие песни нужно не просто петь — их нужно проживать на сцене. Причем хор проживает ее вместе с солистами — на одном дыхании, а вместе с ними плачет или радуется весь зал. И дело не только в прекрасных голосах наших хоровых артистов — очень глубока их природа, окрашенная всевозможными оттенками мастерства и песенного таланта. Наши молодые зрители называют хоровую группу «поющие модели» — так на своем языке они называют русскую красоту, которая стоит над всякой иной красотой. Артистки Сибирского русского народного хора создают образ русской женщины, которая благословляет мужчину на любовь и на подвиг, пробуждает в нем его дух, его мужскую компоненту. Благодаря этой энергии мужчина становится лидером, готовым взять на себя ответственность за свою любимую, за свою семью, за свою Родину! Когда в современном техногенном мире мы будоражим в зрителях такие мощные, архетипические чувства, то заставляем их ощутить собственную силу, источником которой является культура, генетически заложенная в каждом из них.

ЕКАТЕРИНА КОВАЛЁВА: Сегодня, когда Россия столкнулась с необходимостью поиска национальной идеи, общество обратилось к хоровому искусству, ведь хор — это и есть прообраз нашей великой страны с ее тысячелетней историей. А русская песенная культура — это декларация высокой морали, интеллекта, невероятной силы человеческого духа. Из текстов русских песен мы узнаем, как человек должен жить, каким ценностям служить и как воспитывать своих детей. Чтобы осмыслить законы развития русского традиционного искусства, которые всегда определяли жизнь нашего народа, нужен мощный исследовательский ресурс. Но жизнеопределяющее, структурирующее начало русской культуры имеет такую огромную силу притяжения, что само по себе даёт обществу энергию для объединения на основе своей культуры и своей истории.