Практики лидерства Практика третья. Медитационные техники

3 / 2018     RU
Практики лидерства
Марк Пальчик доктор физико-математических наук, доктор психологических наук, бизнес-консультант, научный руководитель центра ALTWAY
В предшествующей публикации мы рассказали, как избавиться от негативных эмоций. Из этого материала вы узнаете, как ими управлять и модифицировать, превращая в навык ведения коммуникации в любой жизненной ситуации.

Техника 2: виртуальные эмоции

Предположим, что вы выследили и трансформировали один из типичных эмоциональных стереотипов. Теперь можно убедиться, что использованный для этого визуальный образ более не создает каких-либо реальных эмоций. (см. Пальчик М. Я. Практики лидерства. Практика вторая: Медитационные техники. Ж. «СТИЛЬ», № 2/2018 (155), стр. 37). Однако, удерживая этот образ в области расфокусированного внимания, всегда можно найти слабое эмоциональное впечатление, как тень прежней эмоции. Расслабляя центральную область этого пространства и концентрируясь в окружающей его области, можно получить эффект «восстановления» прежних эмоциональных переживаний (и телесных ощущений). В отличие от реальных эмоций этими восстановленными эмоциями легко управлять. Они всегда хорошо осознаются. Их можно делать сильнее или слабее, совершая эти изменения в долю секунды, можно удерживать их длительное время или полностью отказаться от них. Эти эффекты можно сделать легко и быстро достижимыми в процессе тренировок.  Для таких искусственных эмоций мы используем название «виртуальные эмоции». Подчеркнем, что при проживании любой виртуальной эмоции внутренне вы испытываете полное спокойствие и невовлеченность.
Виртуальные эмоции могут быть использованы в любых сложных переговорах или затянувшихся дискуссиях. Неожиданное для партнера эмоциональное обращение может играть роль веских аргументов. При этом ваше внутреннее спокойствие будет сохраняться от начала и до конца взаимодействия. Можно создавать видимость эмоции любой силы, внутренне оставаясь совершенно спокойным.

Техника 3: Ритуальное использование виртуальных эмоций в переговорах

Для описания эмоциональных взаимодействий мы воспользуемся восточной концепцией энергий ци, инь, ян. Рассмотрим взаимодействие группы людей или хотя бы двух человек. Считается, что при дружественном протекании переговоров в системе присутствует энергия ци. Предположим, система состоит из двух человек. Энергия Ци всегда движется по кругу: от первого человека ко второму, и от второго в первому. Когда возникает переживание стресса (несогласие или конфликт), круговой поток распадается на два отдельных потока: поток инь и поток ян. Один поток, например, инь направлен от первого человека ко второму, а второй поток – ян – направлен от второго человека к первому. Это явление в традиции обозначается как распад энергии Ци на компоненты инь и ян. Энергия инь скапливается во внутреннем пространстве одного человека, энергия ян – во внутреннем пространстве другого. При этом оба человека испытывают сильные эмоции. С энергией инь связаны эмоции обиды, тревоги, неуверенности, сомнений, страха, выдержки, стабильности
и т.п. – то есть все пассивные состояния. С энергией ян связаны эмоции агрессии, гнева, недовольства, бурной радости, конструктивной активности и т.п. – то есть все активные состояния.
Те и другие состояния возникают как следствие распада ци, поэтому иньские и янские эмоции переживаются синхронно каждым из партнеров по конфликту. Если один из них переживает обиду, страх или тревогу, то другой непременно переживает внутреннюю правоту, превосходство или уверенность. Естественно, что все эти эмоциональные состояния поддерживают стабильность конфликта и препятствуют его разрешению. Основная ошибка любого из спорящих – потерять контроль над эмоцией и оказаться в ее власти (действуя в соответствии с этой эмоцией). Как правило, если человек прошел длительную тренировку в рамках первой из представленных выше медитационных практик, он не совершит подобной ошибки. Более того, он будет хорошо осознавать каждое из эмоциональных состояний и управлять ими.
На этом этапе уместно научиться использовать виртуальные эмоции. Учитывая синхронность появления иньских и янских эмоций у партнеров, тот из них, кто сохраняет осознанность и использует виртуальные эмоции, получает преимущество. Например, создавая виртуальный гнев, можно вызвать у партнера реальную неуверенность или страх. Создавая виртуальную обиду или растерянность, можно вызвать у партнера повышенную активность (возможно агрессию). Усиливая это состояние, можно спровоцировать его на ошибочные и непродуманные высказывания и обернуть конфликт в свою пользу.
Другой эффект, достигаемый с помощью виртуальных эмоций, – мирное (и при желании взаимовыгодное) завершение эмоционального конфликта. Предположим, что ваш партнер испытывает сильную агрессию, тогда вы можете в ответ создать виртуальный страх и растерянность. Агрессия партнера будет резко снижаться до состояния полного спокойствия и равновесия, до тех пор, пока вы демонстрируете страх или растерянность. Подчеркнем, что виртуальный страх и растерянность – искусственное образование: как бы они не выглядели во внешних проявлениях, внутренне они переживаются как полное спокойствие.

Постоянно используя медитационные техники, вы постепенно сформируете собственную эмоциональную неуязвимость, а также силу воздействия и влияния на позиции людей, входящих с вами в контакт в деловых и личных коммуникациях.