Сокровища нашего города

3 / 2018     RU
Сокровища нашего города
Игорь Решетников министр культуры Новосибирской области
Кто является владельцем самой дорогой в Новосибирске земли? Журнал СТИЛЬ совместно с министерством культуры Новосибирской области искал ответ на этот вопрос в подвалах старинных зданий и музейных архивах.

Новосибирское государственное
художественное училище в доме купца
Ф.Д. Маштакова

Год постройки: 1903
Автор проекта: архитектор А.Д. Крячков
Памятник архитектуры регионального значения

Через дорогу – Новосибирский художественный музей, через стену – Городской центр изобразительных искусств, чуть поодаль – музей имени Н.К. Рериха. В таком серьезном творческом окружении воспитываются студенты Новосибирского государственного художественного училища (НГХУ), которое признано лучшим в Сибири и входит в топ-10 художественных училищ России.
Дом купца Фёдора Даниловича Маштакова, где располагается НГХУ, – это «намоленное» место, где много десятилетий сохраняются традиции русской академической школы архитектуры, рисунка и живописи. Двухэтажное здание, построенное в начале XX века, является воплощением русской эклектики с элементами модерна. Когда-то на первом этаже купеческого особняка находились торговые помещения – «Мануфактурные дамские товары», «Чай» и бакалейная лавка. На втором этаже Фёдор Маштаков жил с супругой, сыном и дочерью: помимо семейных покоев, здесь располагался еще танцевальный зал, в котором кружились в вальсе первые красавицы Новосибирска. Сегодня в светлых комнатах, где воздух пропитан ароматом масляных красок, среди многочисленных холстов, палитр и подрамников творят молодые новосибирские художники.

В 1920-х годов в доме Маштакова размещались Окрстатбюро и лаборатория Сибмедторга, а в 60-х годах – отделение Союза художников, музей и мастерские, где работали в том числе наши известные земляки Н.Д. Грицюк и Г.Г. Ликман. К слову, мастерская Григория Ликмана находилась в пятигранном эркере под куполом – здесь художник написал несколько городских пейзажей. Башенка с луковичным куполом и полуциркульными деревянными окнами сохранилась до сих пор. Как и весь внешний облик здания, и часть внутренней планировки. В цоколе местами еще выходит на поверхность мощный бутовый фундамент, напоминают об истории здания сводчатые потолки и массивные железные двери, оставшиеся еще с царских времен. Здесь студенты занимаются скульптурой, смотрят фильмы, слушают лекции.

В 2002 году дом был признан памятником архитектуры регионального значения, а в 2012 году здесь прошла масштабная реставрация, во время которой здание было полностью отремонтировано внутри и снаружи, включая крышу. Были обновлены системы пожарной безопасности, вентиляции, водоснабжения, энергообеспечения, появилась лестница, связывающая верхние этажи с цоколем, подземные проходы стали более удобными. Однако то тут, то там старинная архитектура напоминает о себе: то пилястрами в учебных классах, то высокими коваными решетками на подвальных окнах, то цветом стен, который, как оказалось, во время реставрации был воспроизведён в полном соответствии с оригиналом.

ИГОРЬ РЕШЕТНИКОВ: «Это уникальное место, где встречаются история Новосибирска, его культура, архитектурные и художественные традиции, – живописцы учатся и работают здесь целыми династиями. Здесь они творят, в этих старинных интерьерах, в этой потрясающей атмосфере, которую формирует история здания. Мне близко по духу это место, так как в моей семье и прадед, и дед, и родной дядя были представителями традиционной школы живописи!
Замечу, что выпускники НГХУ – это бесценный преподавательский фонд для всей страны и в первую очередь для нашего региона. В Новосибирской области 90 детских школ искусств, и везде нужны преподаватели самого высокого уровня. Более того, я считаю, что в общеобразовательных школах учить детей рисовать тоже должны профессиональные художники. Часть моего детства и юность прошли в Санкт-Петербурге, и в школе изобразительное искусство нам преподавала художница. Считаю, что так должно быть везде!»

 

Наталья Ягодина, директор НГХУ, член Союза дизайнеров России«В нашем училище обучаются 230 студентов, каждый год мы выпускаем порядка 40 человек. Немного, но зато это «штучный товар». Среди наших выпускников – известные живописцы, дизайнеры, художники-оформители и театральные художники. Например, художник по костюмам Анна Бартули работала на съёмках фильмов Андрея Звягинцева «Возвращение» и «Левиафан».

Во многом успехи наших ребят – это заслуга наших замечательных преподавателей, многие из которых преподают в училище более 25 лет, имеют самые высокие профессиональные звания и богатейшую творческую биографию. Мы регулярно проводим выставки их работ, ведь настоящий художник никогда не должен переставать писать картины!

В 2012 году на реставрацию здания и новое оборудование было выделено 10 миллионов рублей. Мы не только провели капитальный ремонт, но и обновили библиотечный фонд – сейчас у нас одна из лучших специализированных библиотек в городе. Также закупили прекрасные мольберты из берёзы производства знаменитой Подольской фабрики. А наши дизайнеры занимаются в компьютерных классах, оснащенных самой современной техникой. Сегодня каждый квадратный метр НГХУ пропитан духом искусства. Это место дает жизнь молодым талантам, прославляющим художественные традиции Новосибирска не только в России, но и по всему миру».

Новосибирский государственный
краеведческий музей в здании
Городского торгового корпуса

Год постройки: 1910
Автор проекта: архитектор А.Д. Крячков
Памятник архитектуры регионального значения

История Городского торгового корпуса хорошо известна большинству новосибирцев, и это одна из самых ярких историй успеха местного бизнеса. Стоимость земли, на которой стоит здание, на момент постройки в 1910 году составляла 256 тысяч рублей, в то время как вся земля под Новосибирском оценивалась примерно в 600 тысяч рублей. Под строительство такого грандиозного объекта городские власти даже взяли кредит в Сибирском торговом банке, но не прошло и пяти лет, как проект окупил себя, так как приносил более 50 тысяч рублей чистой прибыли ежегодно.

Во время масштабной реконструкции 2015 года
по фотографиям удалось восстановить и лепнину,
и историческую роспись, следы которой были найдены под слоем штукатурки. Восстановили реставраторы и огромную люстру в стиле модерн – оригинал, по слухам, был купеческим подарком Городской управе на «новоселье»

С тех пор богато декорированное здание, выполненное в эклектичной стилистике с элементами модерна, всегда было одним из главных центров притяжения городской жизни. Здесь можно было приобрести роскошную одежду и аксессуары, немецкое пианино или рояль и даже французские груши в январе. На втором этаже здания работали Городская управа, казначейство, отделение Госбанка. В огромном зале на тысячу человек проводили заседания и устраивали балы. Сегодня в зале располагается экспозиция Новосибирского городского краеведческого музея. Роскошный дубовый паркет царских времен канул в лету еще в советское время, зато колонны с капителями сохранились практически в первоначальном виде. Во время масштабной реконструкции 2015 года по фотографиям удалось восстановить и лепнину, и историческую роспись, следы которой были найдены под слоем штукатурки. Восстановили реставраторы и огромную люстру в стиле модерн – оригинал, по слухам, был купеческим подарком Городской управе на «новоселье». Но это не точно.

После реставрации 2015 года, как известно, для посетителей были открыты подвалы бывшего Городского торгового корпуса. Здесь приятнее всего любоваться великолепной кладкой из красного кирпича, которая образует красивые сводчатые потолки и всевозможные арки. Это тот самый кирпич, из которого здание было построено изначально, – произвели его на кирпичном заводе, построенном опять же архитектором Андреем Крячковым в сотрудничестве с инженером Михаилом Кошурниковым. За целый век кирпич сохранил и форму, и цвет, а раствор держит стены так крепко, что разбить или взорвать старинную кладку практически невозможно. Еще одной достопримечательностью цокольного этажа являются подземные галереи, в которых располагались склады, котельная и автономная электростанция. Для освещения галерей применялись чугунные решетки со стеклоблоками, выходившие прямо на тротуар, – через эти окна под землю проникал дневной свет. Сегодня специалистов, которые могли бы восстановить эту технологию, адаптировав ее к современным условиям городской жизни, не нашлось. Но мы можем узнать о том, как это было, благодаря масштабной научно-исторической работе, которую постоянно ведут сотрудники музея.

ИГОРЬ РЕШЕТНИКОВ: «Безусловно, краеведческие музеи Омска, Томска, Барнаула и Красноярска старше нашего, но именно экспозиция Новосибирского краеведческого музея отвечает запросам нашего времени, в котором посетителями подобных учреждений являются не только любители древностей и доктора наук, но и молодое поколение. Здесь вы не найдете пыльных архивов, прикрытых тряпицами. Огромный фото- и документальный фонд, произведения искусства, старинные карты – все строго учтено и хранится в помещениях с современным оборудованием. История становится ближе, понятнее, доступнее, и команда музея продолжает удивлять нас все новыми и новыми фактами из истории нашего города».

Наталья Минина, старший научный сотрудник Новосибирского государственного краеведческого музея«Заходя через здание музея в метро со стороны Красного проспекта, обязательно обратите внимание на барельеф слева от входа. Там написано, что в декабре 1917 года в этом здании в Новосибирске была провозглашена советская власть. На самом деле, впервые провозгласили её в здании Сибирского торгово-промышленного товарищества, которое располагалось напротив часовни. Это был прекрасный образец архитектуры того времени, имевший статус памятника регионального значения. Но в 1968 году его снесли и построили многоэтажку, которая сегодня обросла разношёрстными пристройками. Время покажет, удастся ли предпринимателям нового времени повторить успех новониколаевских купцов, которые вкладывали так много сил и средств в то, чтобы их родной город процветал, был красивым и комфортным для жизни».

 

Новосибирский государственный
художественный музей в здании
Сибревкома

Год постройки: 1926
Автор проекта: архитектор А.Д. Крячков
Памятник архитектуры регионального значения

Более 11 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства – фондовая коллекция Новосибирского государственного художественного музея сравнима с ведущими музеями страны. А по числу выставок – порядка 140 в год – наш музей не уступает Русскому музею Санкт-Петербурга. При этом цены на билеты в Новосибирском художественном музее в два-три раза ниже, чем в столичных храмах живописного искусства.

Все это принадлежит всем жителям Новосибирска и России, каждому из нас. Каждый житель города должен знать об этом богатстве, ощущать его своим!

Монументальное строение на Красном проспекте, 5 старожилы еще помнят как «Сибревком». Решённое в стиле ар-деко, оно составляет единый ансамбль со Стоквартирным домом, расположенным прямо напротив. В 1982 году здание было отдано Новосибирскому государственному художественному музею, и это решение оказалось крайне удачным: величественные залы с высокими потолками, просторные коридоры и широкие лестницы как нельзя лучше подчеркнули масштаб одного из самых значимых культурных объектов Новосибирской области. Общая площадь музея составляет 10 тысяч м2, но ни один из этих «золотых» метров в одном из самых привлекательных для бизнеса мест никогда не сдавался в аренду коммерческим организациям. «Так зарабатывать на искусстве нельзя», – считает директор музея Сергей Михайлович Дубровин, возглавляющий учреждение больше 25 лет.

ИГОРЬ РЕШЕТНИКОВ: «Гражданский подвиг музейщиков заключается в том, что они сохранили произведения искусства, принадлежащие народу. Те шедевры, которые здесь хранятся, принадлежат всем жителям Новосибирска и России, каждому из нас. Каждый житель города должен знать об этом богатстве, ощущать его своим. Это тем более ценно, что по сохранности коллекциям Новосибирского художественного музея практически нет равных. Почти все работы сегодня находятся в том же виде, что сто лет назад вышли из-под кисти художника: цвет, форма, кракелюр сохранились в первозданном виде! Кроме того, фонды музея ежегодно пополняются работами современных художников – здесь руководство музея всегда находит отклик у правительства Новосибирской области. Мы понимаем, что развитие таких значимых учреждений культуры – дело государственной важности. Например, этой весной мы готовим выставку из собрания Третьяковской галереи – большой и очень дорогой проект: подготовка залов, доставка, страховка. Считаю необходимым реализацию проекта в Новосибирске. Ведь это для всех нас уникальная возможность увидеть бесценные художественные произведения в родном городе. По ценам, доступным любой семье!»

СЕРГЕЙ ДУБРОВИН, ДИРЕКТОР НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ: «Новосибирцы часто думают, что лучшие мировые экспонаты находятся в Эрмитаже или в Лувре, но я вас уверяю: масштабный экскурс в историю мирового искусства от XVI века до наших дней можно совершить и у нас. Большой зал русских икон, Екатерининский зал с парадным портретом Екатерины Великой XVIII века, работы художников-передвижников конца XIX века, советское искусство и выставки современных художников и дизайнеров, в том числе зарубежных. Левицкий, Куинджи, Рерих есть в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, но есть они и у нас в Новосибирске! Ежегодно мы принимаем 152 тысяч посетителей, и могли бы увеличить этот поток вдвое, если бы каждый взрослый, почти ежедневно проезжающий мимо здания музея по своим делам, привел сюда своего ребенка. Дорогие родители, если вы хотите, чтобы ваши дети получили классическое качественное образование, ходите с ними в музеи. Я впервые увидел «Лунную ночь» кисти Куинджи, когда мне было десяти лет, – теперь я директор этого музея, и эта картина по-прежнему притягивает мой взгляд и волнует что-то внутри.
Каждый человек должен с детства воспринимать подлинники художественных произведений, читать мысли, чувствовать энергетику художника, понимать его чаяния. Это развивает способность человека видеть прекрасное и не допускать в свою жизнь фальшивые ценности. Воспитывает чувство меры, которое, как говорил Чехов, определяет талантливого человека. И самое главное, у нас уже всё для этого есть – приходите в Новосибирский художественный музей и получите то, что не увидите и не узнаете больше нигде!»