Энергия таланта

4 / 2018     RU
Энергия таланта
Анастасия Медведко, арт-директор Дома культуры «Энергия» и Олег Медведко, генеральный директор АО «Союз»
Как заводской дом культуры стал одним из крупнейших культурно-образовательных центров Новосибирска, где каждый может лично встретиться с лучшими артистами и педагогами мира, чтобы увидеть мир классической музыки глазами гениев.

Олег, Анастасия, только за последние два года ДК «Энергия» посетили десятки звёзд мировой сцены: от великого Вадима Репина до Леонарда Шрайбера, входящего в десятку лучших скрипачей планеты. Почему обычный заводской Дом культуры внезапно привлёк внимание этих талантливейших людей?

ОЛЕГ МЕДВЕДКО: Я думаю, что ответ кроется в самой истории ДК «Энергия», который является частью Новосибирского электровакуумного завода (НЭВЗ), традиционно ставившего перед собой задачу заниматься не только производством, но и воспитанием одарённых молодых людей, а также созданием для них особой творческой среды. Напомню, что НЭВЗ ведёт своё начало от ленинградского завода «Светлана», который был эвакуирован в Новосибирск в 1941 году во время блокады. Поэтому можно сказать, что НЭВЗ стал преемником культурных традиций Северной столицы. В 1953 году на базе завода был открыт Дом культуры «Энергия», где занимались ансамбли песни и танца, проводились кинолектории, выступали звёзды той эпохи: Аркадий Райкин, Любовь Орлова и другие. Традиции, заложенные в советские времена, мы постарались сохранить и в современной России. В тяжелейшие 90‑е годы завод пережил конверсию — из 12 000 сотрудников на предприятии осталось около полутора тысяч. Тем не менее производство удалось сохранить и переориентировать на выпуск приборов, необходимых для развития стратегически важных отраслей экономики, и изготовление технической керамики для нужд медицины, военной промышленности и так далее. Вместе с заводом мы сохранили и ДК «Энергия». Вернее, не просто сохранили, а постарались возродить его дух, когда-то сделавший его одним из центров культурной жизни Новосибирска.

АНАСТАСИЯ МЕДВЕДКО: За последние пять лет мы наполнили культурное пространство «Энергии» различными событиями. Мы разработали серию абонементов, включающих образовательно-развлекательные программы для детей и взрослых: интерактивные концерты, лекции, театральные представления, показы патриотических фильмов, творческие встречи, беседы с экспертами в области литературы, музыки, истории и так далее. Раз в месяц мы проводим концерты классической музыки для малышей в возрасте  до трех лет — проект называется Baby-Time. Дети постарше занимаются в шоу-балете «Тодес», который занимает целое крыло ДК «Энергия». Замечу, что мы бережно отнеслись к советскому наследию: сохранили торжественный стиль ар-деко и все проектные решения, благодаря которым концертные залы «Энергии» отличаются великолепной акустикой. Вместе с тем мы оснащаем помещения современным оборудованием, чтобы можно было проводить любые мероприятия и делать качественные звукозаписи для международных конкурсов.

Конечно, материальная база и творческий опыт, накопленный нашей командой, должны были найти воплощение в каком-то масштабном проекте. Таким проектом стала образовательная программа «Просто общайся со звездой», разработанная и реализованная в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля с художественным руководителем Вадимом Репиным и директором фестиваля Олегом Белым при поддержке мэрии Новосибирска, Правительства Новосибирской области и наших деловых партнёров. С организаторами Транссибирского Арт-Фестиваля мы познакомились несколько лет назад — на одном из концертов, где выступали дети. Дирекция фестиваля была заинтересована в организации мастер-классов в рамках фестиваля, и мы предложили сотрудничество по данному направлению с ДК «Энергия». Так начался наш образовательный проект «Просто общайся со звездой», и в первый же год вместо пяти запланированных мастер-классов мы провели целых двадцать! Среди педагогов были сам Вадим Викторович, Илья Король, Сергей Накаряков, Александр Князев, Константин Лифшиц, Леонард Шрайбер — музыканты и преподаватели, которых знает весь мир. Информацию о проекте мы распространяли в музыкальных школах, в школах искусств, в Новосибирском театральном институте, музыкальном колледже имени Мурова, в Новосибирской государственной консерватории и других специализированных заведениях. Кроме того, мы организовывали транспорт из Академгородка, Бердска, Искитима для педагогов – слушателей мастер-классов. Когда о проекте стали узнавать в других городах, то в Новосибирск начали приезжать делегации из соседних городов — хотелось сыграть на одной сцене со звездой, взять урок мастерства, да и просто поговорить о творческой жизни, сфотографироваться и взять автограф. Мы постарались создать на занятиях уютную, доверительную атмосферу, чтобы люди почувствовали, насколько близким может быть мир классической музыки для каждого из нас.

ОЛЕГ: Помимо молодых музыкантов, педагогов и артистов, на мастер-классы в ДК «Энергия» приходят люди самых разных профессий: медики, учителя, инженеры. Мы стараемся, чтобы такие мероприятия обязательно посещали сотрудники НЭВЗ вместе с семьями — для них это прекрасная возможность ненадолго отвлечься от производственных задач и погрузиться в мир классической музыки. Во многом ради этого 23 марта мы провели концерт с участием Вадима Репина — прямо на заводе, в цеху бронекерамики! Звёзды мировой сцены, юные музыканты, инженеры, рабочие производства — мы объединили всех, кто формирует нашу материальную и культурную среду в одну команду. Её важной частью являются и наши партнёры — все, кто помогает воплощать в жизнь наши проекты: завод «Труд», птицефабрика «Октябрьская», фабрика одежды «Синар», компания «Первый строительный фонд», компания «СибАвиа», Новосибирский банковский клуб, «НЭВЗ-Керамикс», Park Cafе и другие.

Верно ли, что проект «Просто общайся со звездой» нашел развитие и проходит в течение всего года?

АНАСТАСИЯ: Действительно, в прошлом году, по итогам серии мастер-классов, мы реализовали международный образовательный проект «Школа Мастеров». Трое именитых профессоров: сооснователь Высшей школы имени королевы Софии в Мадриде Дмитрий Башкиров, скрипач, концертмейстер оркестра Лондонской филармонии Борис Гарлицкий и президент Германо-российской культурно-образовательной академии Кёльна, заслуженный артист России Рубен Лисициан — провели курсы по пять занятий с молодыми музыкантами, которые прошли конкурсный отбор. По итогам обучения педагоги пригласили нескольких ребят продолжить образование в Москве и в Германии. Лучшие студенты смогли выступить на одной сцене с мировыми звездами музыки. В этом году мы продолжаем развивать эту замечательную образовательную программу.

Я считаю, что 90% успеха
одарённой личности – это
поддержка: поддержка семьи,
выбор правильных педагогов, окружение

ОЛЕГ: По сути дела, мы создаем платформу для молодых исполнителей, которые не всегда имеют возможность выйти на серьезных учителей и попасть на большую сцену. В наших проектах ребенок получает возможность здесь, в Новосибирске, общаться с профессорами мирового искусства и выступать на одной сцене с артистами, имеющими международное признание. Вадим Репин — уникальное сибирское дарование, и нам хочется, чтобы Сибирь на мировой сцене представляли десятки одарённых людей. На примере Вадима Викторовича мы видим, с какой благодарностью знаменитый музыкант относится к родному городу и как много делает для его развития. Чем больше ты отдаёшь, тем больше к тебе возвращается — этот закон работает всегда.

А разве талант не должен сам пробивать себе дорогу и доказывать свое право на успех?

АНАСТАСИЯ: Сказка про Золушку — это большая редкость в реальном мире. Я считаю, что 90% успеха одарённой личности — это поддержка: поддержка семьи, выбор правильных педагогов, окружение. Наблюдая за своими дочерьми, я вижу, как важен для них пример людей, бесконечно занятых совершенствованием себя в музыке. Это тяжёлый труд, и если большинство людей вокруг ребёнка предпочитают проводить досуг, уткнувшись в свои смартфоны, то у него практически нет мотивации ежедневно вкладывать колоссальные усилия в совершенствование своего таланта.

Но что, если человек и его семья изначально не близки к классическому искусству?

ОЛЕГ: Поэтому-то мы и делаем наши образовательные проекты открытыми для всех. Люди ведь с удовольствием посещают оперу или балет, даже не будучи музыкантами. Если кто-то думает, что он далёк от «высокого искусства», то, поверьте, всего несколько часов общения с великими артистами и знаменитыми профессорами порой могут заменить годы попыток понять это искусство самостоятельно. Я уже не говорю о том, сколько других интереснейших направлений находится в поле классической музыки: театр, арт-журналистика, искусство костюма, дизайн — все эти сферы мы стараемся объединить на базе нашей культурной площадки.

Ваша семья — пример того, как бизнес идет рука об руку с культурой. Что это даёт — вам, вашим родным, коллегам, партнёрам?

ОЛЕГ: Всегда приятно быть причастным к большому хорошему делу. И потом, для собственника или топ-менеджера компании причастность к культурному проекту — это своего рода отдушина, которая позволяет погрузиться в совсем другую атмосферу, где есть красота, лёгкость, свободный полёт мысли. Я уже даже не представляю, как наша семья жила бы вне этого музыкального культурного контекста. Мой отец, владелец Холдинговой компании ОАО «НЭВЗ-Союз», всегда неразрывно связывал производственную деятельность предприятия с просветительской — он и по сей день заботится о том, чтобы каждый сотрудник вместе со своей семьей мог посетить наши лучшие мероприятия. Кроме того, воспитание юных талантов — это особый вид созидания, который делает человека по-настоящему счастливым. Этот тренд уже был озвучен на высшем государственном уровне и в России: в феврале 2018 года Владимир Путин подписал распоряжение о поддержке социально значимых проектов, в рамках которого появился новый президентский грант «Выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства». Государственная инициатива направлена, прежде всего, на поддержку некоммерческих учреждений, а бизнес-сообщество должно самостоятельно объединить свои силы и ресурсы для того, чтобы в Новосибирск приезжало как можно больше знаменитых артистов, концентрирующих творческую энергию именно в нашем городе.

АНАСТАСИЯ: Добавлю, что участие в масштабных культурных проектах служит бесценным опытом для любого человека. Работать с профессионалами мирового уровня, быть с ними в одной команде, разделять их идеи — это качество общения, которое нельзя купить ни за какие деньги. Мировая культура буквально становится частью жизни, ведь такие события, как Транссибирский Арт-Фестиваль охватывают десятки стран. Только в этом году в фестивале приняли участие артисты из 23 государств, а концерты прошли не только в России, но и в Израиле, Японии, Корее, и центром этого грандиозного движения является Новосибирск! Если наш город заявил о себе на таком высоком уровне, то мы, его жители, обязаны помочь тем, кто в будущем может представить Новосибирск на мировой сцене. Не надо жертвовать миллионы, стипендия на одного участника мастер-курса составляет 70 000 рублей в год, чем больше таких стипендий мы сможем выделить (от предприятий, частных именных), тем больше молодых талантов мы сможем поддержать и обучить. А потом и сами собственники компаний, их семьи, сотрудники и партнёры смогут стать участниками или зрителями этого проекта. Стипендии молодым музыкантам, покупка качественных инструментов для ребят — любая поддержка может принести неожиданные плоды. Не секрет, что скрипка Вадима Репина работы Гварнери принадлежит частному лицу — думаю, что доверив бесценный инструмент Вадиму Викторовичу, владелец скрипки сделал одно из главных вложений в своей жизни, которое останется в истории семьи как пример для будущих поколений.