Особенный стоматолог для «особенных» детей

5 / 2018     RU
Особенный стоматолог для «особенных» детей
Наталья Адаева детский стоматолог клиники UMG, имеет диплом психолога в педиатрии
Расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, повышенная тревожность – все эти диагнозы сегодня не редкость. Наталья Адаева, детский стоматолог клиники UMG, рассказала, как у нее получается найти подход к самым сложным малышам.

Наркоз? Не обязательно!

В своей работе детский стоматолог сталкивается с разными детьми: у одних психика травмирована предыдущим лечением, других пугает неизвестность, третьи дрожат от резкого шума бормашины. Поверьте, и сегодня стоматологический кабинет в представлении многих детей – это камера пыток. Мы в Центре UMG разрушаем подобные деструктивные мифы. Наш Центр укомплектован всем необходимым для максимально комфортного лечения, а специалисты способны адаптировать практически любого ребенка.
К сожалению, дети, имеющие расстройства аутистического спектра (РАС), аутизм, не воспринимают стандартный алгоритм адаптации к стоматологическому лечению, и с каждым годом таких пациентов становится все больше. Отсутствие компетенции врачей в данной области вынуждает родителей прибегать к лечению детей с аутизмом, с РАС под общим обезболиванием или, как говорят в быту, «под наркозом». Однако на своем опыте могу сказать, что 80% детей с РАС адаптируются к добровольному стоматологическому лечению.
Меня часто спрашивают, почему я вообще начала заниматься такой проблемой, как стоматологическое лечение детей с серьезными диагнозами без общего обезболивания. На мой взгляд, невозможно и неправильно постоянно прибегать к общему наркозу для лечения очередного кариозного зуба у «особенного» ребенка. Почему же такой подход превалирует в большинстве российских клиник? Эту точку зрения врачи объясняют тем, что детки с данными диагнозами непредсказуемые. Ни с того ни с сего они могут начать кричать, крушить все вокруг, – одним словом, вести себя не так, как принято в обществе. Многих врачей это пугает. На стоматологическом приеме непредсказуемое поведение – это действительно опасно. Если доктор не умеет обращаться с такими детьми, то прием может закончиться плачевно для ребенка, потому что стоматологи работают достаточно острыми агрессивными инструментами.
В самом начале своей карьеры я тоже столкнулась с нехваткой знаний для того, чтобы помогать детям со сложными диагнозами. У меня не получалось установить контакт, усадить ребенка в кресло, лечить спокойно и качественно. Это рождало внутри меня некую энергию, внутренний огонь – очень хотелось разобраться и найти подход, причем не только к детям с четкими диагнозами, но и ко всем остальным, которым просто не комфортно в стоматологическом кресле, которых парализуют страх и ужас. Сегодня я справляюсь в 99% самых сложных случаев.

Знаний не бывает много

Учиться не переставая – мой принцип, и мне кажется, что в медицине по-другому быть не может. После окончания НГМУ я несколько лет работала в частной клинике в Москве, посещала всевозможные конференции и семинары, посвященные работе с «особенными» детьми, училась у специалистов израильского центра «Суламот» – это центр по адаптации детей с аутизмом. Чуть позже освоила эриксоновский гипноз, который отлично помогает мне сегодня в ряде сложных случаев. Именно глубокое погружение в тему позволяет мне понять поведение каждого ребенка, логику его действий.
К примеру, детей с расстройствами аутистического спектра попросту сложно усадить в кресло, убедить открыть рот. Они всегда сами по себе, с ними невозможно договориться. Но если знать ряд тонкостей и особенностей, то их можно вывести из этой зоны и вполне успешно взаимодействовать и даже сотрудничать с ними. Да, требуется больше времени, необходимо провести несколько адаптационных визитов прежде чем начать лечение, но результат того стоит!
Тот факт, что количество детей с диагнозом РАС растет из года в год, заставил меня не только учиться самой, но и обучать коллег. Я пишу методические пособия, выступаю с лекциями, снимаю фильмы – возможно, мой опыт поможет кому-то из коллег понять, как можно эффективно лечить детей с любыми диагнозами.

Доверие пациента – лучший результат

Мой кабинет – зона доброты и спокойствия. У «особенных» детишек великолепная память, и если они запомнили меня как «тётю Наташу, которая лечит зубки», то им будет комфортно во время визитов и они будут сотрудничать. Секрет этого доверия – моя собственная методика. Она уникальна, поскольку нацелена на то, чтобы дети с РАС и другими серьезными нарушениями адаптировались в кресле стоматолога, как и обычные дети. Для этого нужно знать общие особенности, связанные с диагнозом, а также индивидуальные черты детей. Когда я начинаю работать с родителями и таким необычным ребенком, они становятся для меня родными людьми, со многими я по-настоящему дружу.
Ребенок с РАС будет насторожен, он может испугаться незнакомого помещения, большого количества людей. Именно поэтому атмосфера в клинике в день приема особенных детей должна быть спокойной, тихой. Мы запускаем ребенка заранее в кабинет с мамой. Он имеет возможность все осмотреть и потрогать. Постепенно он понимает, что это пространство безопасно для него. В следующий визит мы уже сможем вместе зайти, попробовать сесть в кресло. Таким деткам нужно все заранее показывать и рассказывать, когда они знают, что именно им будут делать, они не пугаются и остаются спокойными.
В работе с ребенком с РАС нужно осознавать важность повторения первичного сценария. Если в первый раз ребенок, придя на прием, взял макет челюсти и смотрел, как правильно чистить зубы, то и все последующие приемы будут начинаться с этого же. Если нарушить этот сценарий, продуктивной работы не получится.
Вопреки сложившемуся мнению, прекрасно без наркоза мы лечим зубы «солнечным» деткам с синдромом Дауна. Очень аккуратно работаем со слабослышащими детьми, которые тоже тревожно воспринимают попытки лечения. И еще одно большое сложное направление – это работа с детьми, которым была нанесена психологическая травма при насильственном стоматологическом лечении. К сожалению, и сегодня встречаются сложные случаи – результат безграмотной работы врачей. Мне удается за несколько визитов маленькими шагами убрать стену страха и ужаса и завоевать доверие маленького человека.

Качество без компромиссов

Отмечу, что лечение, о котором мы говорим – это качественное стоматологическое лечение по всем европейским стандартам, с полным соблюдением регламентов и алгоритмов. Мы лечим под увеличением, с использованием самого современного диагностического оборудования, материалов и методик. Центр UMG – это великолепная выстроенная система, работающая как часы. Здесь можно быть абсолютно уверенным в безопасности лечения, полной стерильности, комплексности и приватности. Мы создаем для всех детей без исключения максимально комфортные условия с учетом непростых диагнозов, индивидуальных особенностей и запросов. Лечить детские зубки в UMG – это значит любить своего ребенка. 

По статистике, с каждым годом растёт и распространенность кариеса у детей, и количество расстройств аутистического спектра. В США статистика диагностирования расстройств аутистического спектра такова: в 80-е годы ХХ века частота составляла 2:10000, а в 2012 году – 1 случай аутизма на каждые 88 детей.