Певческая капелла – это музыкальный океан, который накрывает слушателя с головой!..

5 / 2018     RU
Певческая капелла – это музыкальный океан, который накрывает слушателя с головой!..
Ольга Сергеевна Хомова генеральный директор СПбГБУК «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга», лауреат Премии Правительства Российской Федерации, председатель правления Союза концертных организаций России
Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – это хор солистов, где у каждого артиста есть своя ведущая партия в том или ином произведении. Сегодня она живёт как в классических, так и в ультрасовременных форматах.

LT: Мы знаем, что Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга — старейшее музыкальное учреждение России, история которого насчитывает более 500 лет. А какое влияние в сфере культуры эта организация имеет в наши дни?

ОЛЬГА ХОМОВА: Сегодня Государственная академическая капелла — это историческое здание, построенное по проекту архитектора Л. Н. Бенуа на Дворцовой площади. К нему пристроено небольшое стеклянное фойе, которое журналисты назвали «деликатной инъекцией «хайтека» в самое сердце Петербурга». Сейчас в Северную столицу приезжает очень много молодежи со всей России и из-за границы, в том числе детские группы, и конечно, им всем в ожидании концерта хочется иметь возможность выпить кофе, выйти в интернет. В новом здании всё для этого есть. Кроме того, в фойе на большом экране мы показываем фрагменты той жизни, которой сегодня живёт Капелла.
А живёт она как в классических, так и в ультрасовременных форматах. Например, симфонический оркестр Капеллы не раз выступал совместно с легендами русского рока — Борисом Гребенщиковым, Вячеславом Бутусовым. Однажды мы сделали концерт классической музыки с участием диджея и композитора Винсента Веги. Таким образом, 16‑летние школьники, приходящие послушать своих кумиров, невольно впитывают искусство Баха, Бетховена, Моцарта, Гайдна, а потом, находясь под впечатлением от услышанного, выкладывают отрывки концертов в соцсети и на Youtube. Недавно мы провели первый в России иммерсивный концерт (то есть концерт с полным погружением): убрали в зрительном зале кресла, разместили музыкантов симфонического оркестра и разрешили посетителям ходить между оркестрантами, наблюдая, как создаётся «музыкальный продукт». Не менее интересным был проект «Муза, музыка, музей», когда под выступление хора и симфонического оркестра Капеллы санкт-петербургские художники создавали свои картины — прямо на глазах у зрителей.
Также Капелла занимает активную международную позицию. В этом году под патронажем Правительства Российской Федерации будет представлять Россию в Риме в рамках цикла проектов «Русские сезоны». Программа будет включать как произведения итальянских композиторов, так и русскую музыку, очень востребованную в Италии. Кстати, ещё во времена Петра I именно через Певческую капеллу итальянское оперное искусство было впервые представлено в России.
Кроме того, сегодня Капелла является местом, где не только проходят концерты, выставки картин и фотографий, но и своеобразным культурным центром, где наши уважаемые коллеги из других регионов и стран проводят презентации своих проектов.

И всё-таки ценнейшим достоянием Капеллы по-прежнему является её хор, который многие называют «главным хором России»?

Безусловно! И достояние это сегодня находится в руках выдающегося дирижёра Владислава Александровича Чернушенко. Он родился в Ленинграде в 1936 году, пережил тяжелейшие блокадные времена, и 7‑летним мальчиком пошёл учиться в Хоровое училище при Капелле. Его преподавателями были мастера дореволюционной школы — они передали Владиславу Александровичу традиции особого русского хорового пения, которые он сохранил до наших дней. Можно сказать, что Певческая капелла, как музыкальный океан, накрывает мощной волной, в которой целый хор поёт как один бесконечно богатый по своему звучанию голос. Кроме того, это хор солистов, где у каждого артиста есть своя ведущая партия в том или ином произведении. Такая концентрация профессионалов высочайшего уровня на одной сцене — это огромная редкость.

В этом смысле Сибирский русский народный хор, который выступал в Капелле в прошлом году, выдержал уровень?

Признаться, мы были потрясены успехом новосибирского коллектива. Публика Санкт-Петербурга — достаточно избалованная, к народному творчеству относится неоднозначно, но после выступления Сибирского хора о нём стали говорить как об одном из мощнейших ансамблей России, покоряющем и качеством звучания, и красивейшим рисунком танца, и удивительными костюмами, и невероятной энергией. Во время выступления Сибирского хора зал был переполнен, а после выступления зрители говорили, что они были счастливы воочию увидеть, почувствовать настоящую сибирскую душу, в которой суровый характер и сила духа сочетаются с добротой, щедростью, лёгкостью: «Поют, как будто летят!»

А как родилась идея представить Сибирский хор в Санкт-Петербурге, а Певческую капеллу — в Новосибирске?

Идея проекта принадлежит директору концертно-театрального центра «Евразия» Екатерине Фёдоровне Ковалёвой, которая является членом Союза концертных организаций России, где я занимаю пост председателя. Мы очень обрадовались перспективе такого сотрудничества и к тому же нашли поддержку у Министерства культуры Российской Федерации — в рамках министерской программы «Филармонические сезоны» нам удалось принять Сибирский хор на сцене Капеллы, а потом спланировать тур Певческой капеллы по городам России. Нам приятно видеть, что практически везде хоровое движение с каждым годом набирает силу — формируется среда, в которой объединяются любительские и профессиональные хоры, танцевальные коллективы, оркестры. Более того, в 2013 году под патронатом вице-премьера Ольги Юрьевны Голодец было возрождено Всероссийское хоровое общество, председателем которого является народный артист Российской Федерации Валерий Абисалович Гергиев. Так что Новосибирск, который является родиной Сибирского русского народного хора и имеет крупнейшую за Уралом площадку, представляющую лучшие образцы профессионального национального искусства — концертно-театральный центр «Евразия», — находится на пике культурного тренда.

Вы считаете, что такие коллективы, как Сибирский хор или Певческая капелла Санкт-Петербурга, действительно могут задавать тон в национальной культуре?

Более того, я считаю, что Сибирский хор и Певческая капелла — это два бренда, представляющих современную российскую культуру на международном уровне. Чайковский — безусловно, самый исполняемый композитор в мире. Также в других странах знают Чехова, Толстого, Достоевского. Но всё это — имена, которые прославили нашу культуру 100–150 лет назад. А что же сегодня? Сегодня многие люди за границей имеют о России весьма искажённое, зачастую негативное представление. Но когда они слышат русскую песню — мелодичную, душевную, божественную по ощущению, — то отношение к России, к её жителям совершенно меняется. Поэтому такие коллективы, как Певческая капелла и Сибирский хор, выступающие в Италии, Испании, Сербии, Китае и во многих других странах, выполняют серьёзнейшую гуманитарную задачу, я бы даже сказала, миссию — позиционирование России в мире как страны, где ключевой ценностью является человек с его богатейшим духовным и творческим потенциалом, данным ему Богом.

А какое значение, на ваш взгляд, имеет то, что старейший хор России в последние годы так активно выезжает за пределы родного города и выступает в регионах?

Я думаю, что такие гастроли духовно объединяют страну. Причём это единение — гораздо более глубокое, чем любая политическая идеология. Поэтому для руководства Капеллы и для её дирижёра Владислава Александровича Чернушенко гастроли — это всегда колоссальная ответственность. Мы считаем, что, приезжая в Новосибирск, Красноярск или на Дальний Восток, должны выступить в сто раз лучше, чем где бы то ни было, потому что, глядя на Капеллу как на олицетворение традиционной русской культуры, люди задумываются о самом важном — о славной истории своей земли, о том, как сегодня им быть достойными своих великих предков. Мы же всегда получаем в поездках по стране самые искренние, самые тёплые отклики — несмотря на то, что мы собираем полные залы в Санкт-Петербурге, Москве и за рубежом, таких зрителей, как в регионах, нет нигде. И потом, для нас любая поездка — это возможность профессионального культурного обмена. Так, с министром культуры Новосибирской области Игорем Николаевичем Решетниковым мы уже обсудили несколько перспективных совместных проектов. В частности — возможность презентации культурного потенциала Сибири на площадке Капеллы с тем, чтобы повысить туристическую привлекательность Новосибирской области для жителей европейской части России.
Ну а от концертно-театрального центра «Евразия», который принял Певческую капеллу на своей сцене, я осталась в полном восторге. Екатерине Фёдоровне Ковалёвой удалось коренным образом развернуть отношение современной публики к национальному искусству и превратить некогда скромный Дом культуры в полноценный концертный зал, где под брендом Сибирского русского народного хора реализуются масштабные проекты, вовлекающие и детей, и молодёжь, — и всё это в актуальных интерактивных формах.

Ольга Сергеевна, как вы думаете, существует ли между Санкт-Петербургом и Новосибирском особая духовная связь, которую так любят подчёркивать наши земляки?

Существует абсолютно точно, и это духовное родство действительно важно для жителей нашего города. В годы войны в Новосибирск переехали десятки тысяч ленинградцев. Кто-то остался, а кто-то потом вернулся домой, сохранив о Новосибирске память как об очень интеллигентном городе, знаменитом своими культурными и научными традициями. И сегодня, побывав здесь вновь, я убедилась, что ваш город с годами только приумножает свои богатства. Хореографическое училище с мощнейшими балетными традициями, главная кузница музыкальных кадров за Уралом Новосибирская консерватория, великолепный Новосибирский музыкальный театр, Новосибирская филармония с красивейшим концертным залом, концертно-театральный центр «Евразия» с его необыкновенной творческой энергетикой — всё развивается, всё процветает!