Непрерывное образование в течение всей жизни – это очень долгосрочный тренд

7 / 2018     RU
Непрерывное образование в течение всей жизни – это очень долгосрочный тренд
Анна Власова директор центра бизнес-мастерства «Харизма»
О том, как превратить небольшую консалтинговую компанию в лидера тренингового рынка за Уралом и удерживать позиции в сфере бизнес-услуг.

LD: Анна, центру «Харизма» уже больше 20 лет, что из себя вообще представлял рынок бизнес-тренингов, когда компания только начинала свой путь?

Анна Власова: Я немного приоткрою завесу. В нынешнем формате «Харизма» существует, конечно, немного поменьше. Свидетельство о регистрации нашей компании датируется 97‑м годом. Тогда было необходимо некое юридическое оформление отношений, услуг, которые мы предоставляли. Начала историю нашей компании моя мама, она бизнес-консультант и в тот период вышла на открытый рынок и начала активно работать с предпринимателями, директорами заводов и других крупных компаний. Это была очень маленькая консалтинговая фирма: два человека, которые производили какие-то работы на различных предприятиях. И только спустя время «Харизма» начала становиться такой, в каком виде она существует сейчас.

Как происходил этот процесс?

Я всегда говорю, что не надо изобретать велосипед, иногда стоит просто оглядеться по сторонам. Поэтому первая идея пришла после того, как я отправилась на стажировку в Америку и привезла оттуда формат «БОСС-клуба». Это было некое сообщество руководителей. В начале нулевых еще не было такого обилия информации и у предпринимателей, бизнесменов существовала потребность в каких-то технологиях. Все уже начали активно заниматься бизнесом, но вопросов возникало очень много, т. к. какого-то базового образования ни у кого не было.

Как сказал Бенджамин Франклин, «если высыпать
содержимое кошелька себе в голову,
его уже никто у вас не отнимет»

И мы просто стали искать интересных людей, консультантов. Среди знакомых находили первых клиентов, те в свою очередь приводили других, и таким образом начался активный рост. Встречи проходили раз в неделю и строились они в основном на общении. А дальше уже пошли следующие этапы, за время которых «Харизма» становилась совершенно разной. Постоянно менялся продукт, менялась аудитория, система продаж, и каждые несколько лет мы начинали какой-то новый стартап. В одном ключе, на одном рынке, но он всегда был принципиально разным. И я считаю, что секрет нашего успеха как раз и заключается в том, что мы умеем быть очень гибкими.

Как считаете, за счет каких факторов вам в итоге удалось достичь нынешних масштабов?

На мой взгляд, таких составляющих должно быть несколько. Первое — это, конечно же, хороший маркетинг и продвижение. Я считаю, что необходимо быть, в хорошем смысле, в каждой бочке затычкой. Необходимо делать так, чтобы у всей нашей потенциальной аудитории мы совершенно четко позиционировались как лидеры. И я думаю, что нам удалось на рынке это место застолбить и добиться монополии в головах клиентов.
Второе — это качественный продукт. Мы очень скрупулезно отбираем тех людей, которых привозим и с которыми работаем. Бывают моменты, когда понимаешь, что время какого-то спикера ушло. Пусть он может быть известен, но если на протяжении нескольких лет он совершенно не меняет свой контент и суть того, что пытается донести, то мне будет стыдно продавать билеты на такие мероприятия. Ведь сейчас все настолько быстро меняется, необходимо находиться в постоянном движении, и мы стараемся, чтобы все спикеры, с которыми мы работаем, предоставляли аудитории действительно хороший, качественный продукт, в котором мы будем уверены.

Секрет нашего успеха заключается в том,
что мы умеем быть очень гибкими

И в-третьих — это, конечно, сервис и работа с клиентом, создание полноценного сообщества и постоянное поддержание взаимоотношений внутри него. Мы стараемся проводить не только разовые мероприятия, между ними также ведется активная работа, и в течение года мы позволяем людям принять участие в совершенно разных форматах, чтобы постоянно поддерживать связь с нашей аудиторией.

За более чем 20‑летнюю историю компания и рынок бизнес-тренингов наверняка переживали не лучшие времена. Что это были за периоды и как обстоит ситуация на рынке сейчас?

Да, конечно, периоды были очень разные, любая система проходит через подъемы и спады. И основной удар мы пережили в 2009 году. В то время мы работали в основном с корпоративными клиентами, и после кризиса наступила сплошная тишина, все закрылось наглухо. Затем рынок немного ожил и начал расти. Но уже в 14‑м году корпорации позакрывали бюджеты, началась резкая экономия именно у юридических лиц, но в то же время у людей деньги сохранились, и именно тогда начался всплеск инвестирования в собственное развитие.
И если тогда мы начали работать больше на руководителей и на собственников, потому что были запросы, то сейчас вкладывать в себя стало нормальным трендом. Сегодня большая часть нашей аудитории — это те, кто платит сам за себя. Нам пришлось полностью перестроить всю систему продвижения продаж, платежей и так далее, и благодаря той самой гибкости, про которую я уже говорила, сейчас мы работаем с совершенно другой аудиторией. И сегодня, на мой взгляд, рынок значительно увеличился, что не может не радовать.

Сегодня успешная бизнесвумен — далеко не редкость. Можно сказать, что в этом вопросе женщины уже поравнялись с мужчинами и могут уверенно создавать конкуренцию?

Конечно, женщине в любом случае тяжелее. Но мне кажется, что есть такие сферы бизнеса, где женские качества и энергия позволяют быть более продуктивным. Например, если мы говорим о каких-то сервисных функциях. Мужчины обладают большим напором, энергией, большей активностью и точно большими знаниями. Но у нас все-таки компания провайдерская, мы обеспечиваем организацию и сервис, а это уже более женская стихия.

Сегодня большая часть нашей аудитории –
это те, кто платит сам за себя. Нам пришлось полностью
перестроить всю систему продвижения продаж, платежей
и так далее, и благодаря той самой гибкости
сейчас мы работаем с совершенно другой аудиторией

Для женщины крайне важна самореализация. На мой взгляд, чтобы быть счастливой, она должна быть гармонична во всех ипостасях. Женщина вряд ли может быть счастлива, если у нее нет семьи, если нет детей. Но и в своей семье она будет востребована тогда, когда у нее есть свои интересы и увлечения. Многие женщины стараются реализовать себя в каком-то творчестве, и сегодня можно наблюдать, как множество различных женских бизнесов возникает как раз из хобби и увлечений.

Как относитесь к засилью бизнес-тренеров, которых сейчас стало ну очень уж много?

Я очень плохо к этому отношусь. Потому что для того, чтобы учить чему-то других людей, необходимо иметь какой-то багаж. Бизнес-тренер — это все-таки отдельная профессия, и, по-хорошему, человек должен обладать каким-то практическим опытом. В тренеры идут люди, которые обладают практическим опытом в бизнесе, а также работали в консалтинге и имели возможность получения всевозможных навыков изнутри. И только затем, обобщая весь этот опыт, смогли выйти на публику и начать что-то рассказывать.
Поэтому то огромное количество молодых тренеров, которые сейчас появляются, на мой взгляд, просто убивает рынок. Хорошо, что люди все более тщательно стараются докопаться до сути, собирают отзывы, становятся более разборчивыми и могут сами определить, будет ли польза от тренинга или нет.
Но есть, конечно, совершенно новые области, связанные с различными интернет-технологиями. Здесь вряд ли могут существовать какие-то умудренные гуру, потому что в этой сфере все происходит слишком быстро. И это та область, где очень хорошо разбираются совсем молодые — новое поколение, которое уже привыкло в этом жить. У них совершенно другая скорость мышления, скорость обработки информации, поэтому здесь очень много молодых ребят. Что касается некоторых фундаментальных вещей, то здесь все-таки нужен опыт.

А вы в совсем новые технологии стараетесь не лезть?

Мы это делаем, но немного в другом формате. Организовываем различные бизнес-завтраки, где показываем какие-то новые технологии. Также планируем провести форум по маркетингу, куда пригласим самых востребованных экспертов‑практиков с интересными кейсами, технологиями, инструментами. Чтобы у всех руководителей была возможность получить максимум полезной информации и расширить свою картину мира. Иногда, чтобы возникли инсайты, стоит просто посмотреть на то, что происходит в других сферах. Сейчас очень много информации, переработать ее сложно, мы постараемся собрать все воедино, выберем качественный контент и отдадим его в сжатом виде.

Что, на ваш взгляд, ожидает рынок бизнес-обучения в ближайшей перспективе?

Мне сложно сказать, но тенденция положительная, потому что в любом случае образование — это инвестиции. Как сказал Бенджамин Франклин: «Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет».
Чем больше мы вкладываем в себя, тем больше получаем отдачи. Современный мир действительно настолько быстро меняется… Сейчас нет такого понятия, как «человек одной профессии». За свою жизнь мы проживаем много разных состояний, и нам постоянно приходится переключаться, переформатироваться. Любая профессия включает в себя какие-то дополнительные знания, которые необходимо приобретать из каких-то других областей. Поэтому, я думаю, система постоянного, непрерывного образования в течение всей жизни — это очень долгосрочный тренд.