Маркетинг поколений способы коммуникации для эффективного бизнеса

8 / 2018     RU
Маркетинг поколений
Аркадий Цукер консультант по стратегическому маркетингу, бизнес-тренер, генеральный директор Центра стратегического консалтинга
Как правильно выстроить бизнес-коммуникацию, если вы работаете с людьми, выросшими в эпоху современных технологий, как мотивировать молодежь и получать от неё стопроцентную отдачу.

Не только в обычной жизни, но и в бизнесе происходит конфликт поколений, который зачастую приводит к недопониманию: цели не достигнуты, а поставленные задачи так и не решены. Мы часто слышим от поколения X (люди в возрасте 35–55 лет), что поколение Y (молодые люди 15–35 лет) совершенно не умеет подстраиваться под рабочий процесс, не ценит приоритеты работодателя и ищет во всем только выгоду для своего собственного «я». Молодые сотрудники не видят смысла в том, в чем видим его мы, — исходя из этого, результативность бизнес-процесса минимальная. Почему так происходит?

Принцип дефицита

Если мы пережили какую-то существенную проблему в детстве, то в дальнейшем, при развитии личности, она отразится на нашем мировосприятии и отношении к действительности — это препятствие и станет главной задачей для движения вперед. Для каждой эпохи характерны свои сложности и жизненные приоритеты, формировавшиеся в той или иной ситуации. Человек, вошедший в возраст экономической активности, в будущем будет восполнять именно то, что когда-то ему помешало чувствовать себя удовлетворенным.

Различия между представителями поколений X и Y

Детство и юность «иксов» пришлись на конец 80‑х – начало 90‑х — то время, когда в стране происходила революция, которая перераспределила ценности и заставила взглянуть на мир по-новому, не так, как обещали в советские времена. Вместо счастливого будущего и стабильности мы столкнулись с безденежьем, политическим переворотом и пустыми прилавками. Многие потеряли уверенность в завтрашнем дне, а о материальном благополучии речь даже и не шла — это стало драмой для целого поколения. Теперь его задачей является стать материально обеспеченным. «Иксы» — это своего рода трудоголики, для которых успех в бизнесе всегда будет одним из главных жизненных приоритетов. Что касается отношений с людьми, то старшее поколение постоянно взаимодействовало со сверстниками. Их детство прошло в среде непрерывной коммуникации — любимым местом стали дворы, с которых началось формирование положительной самооценки. В тех условиях «иксы» смогли приобрести базовые компетенции в дружбе и переговорах.
Если говорить об «игреках», то здесь сложилась совсем иная ситуация. Для них главной трудностью стала установка взаимосвязей с окружающим миром. Детям, которых с первых лет жизни окружали новые технологии, незнакомы дворовые игры. Мамы, бабушки и няни буквально за руку водили их по всевозможным кружкам и центрам развития, лишая какой-либо самостоятельности. Поэтому современная молодёжь не научена выстраивать коммуникацию в среде, в которой формируются такие важные качества, как уверенность в себе, лидерство и умение работать в команде. Таким образом, если для поколения X одной из главных жизненных задач стала материальная капитализация, то молодые люди видят эту задачу в общении, признании и оценке самого себя.

Превратите работу в игру, и вы станете интересным

Ключевой конфликт поколений состоит в том, что молодой сотрудник предлагает коммуникативный запрос работодателю, которого интересует не коммуникация, а построение материального капитала. Новому поколению станет неинтересно с вами работать, так как у него нет цели заработать много денег, его главное намерение — получить признание со стороны начальства и площадку для самореализации. Молодежь живет по принципу «здесь и сейчас», ей необходим драйв, а иначе смысла в работе нет. Игработа — вот что им нужно! Когда игра становится частью труда, то сотрудник, пришедший из нового поколения, раскроет свой потенциал и будет вкладываться в общее дело со стопроцентной отдачей.

Геймификация и игромеханика — за ними будущее

Старшее поколение стремится выстроить классическую модель отношений, в которой наставник передаёт молодому сотруднику свой опыт и в дальнейшем переводит его в статус стажера. Однако такой принцип далек от мировосприятия молодежи, стремящейся к признанию и особому вниманию к себе со стороны начальства. Руководству стоит попробовать дать новому коллеге работу в виде услуги — так, чтобы он стал важным внутренним клиентом. В данном случае стоит довериться человеку, который вырос в эпоху новых технологий — с иным представлением о строении коллектива и ведении бизнеса. Поколение Y ценит нескончаемое взаимодействие с руководителем, который может выразить ему свое уважение. Переформатируйте бизнес-процесс в увлекательный квест, предложите каналы постоянной коммуникации и вовлеченности, представьте ваш бизнес как способ решения глобальных проблем, и тогда молодые сотрудники будут работать со стопроцентной отдачей.