Легенда № 54

9 / 2018     RU
Легенда № 54
Владимир Гаврилович Женов
Владимир Гаврилович Женов часто не просто «состоит» или «состоял» в тех или иных структурах, но и стоял у самых истоков, создавал их. Крупнейшей и старейшей из них – МАРП – в будущем году исполнится 30 лет.

L T: Все основные межрегиональные структуры — «Сибирское соглашение», Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, ваша Ассоциация руководителей предприятий — возникли на рубеже 80–90‑х годов. Чем это объясняется?

ВЛАДИМИР ЖЕНОВ: Многие объясняют это ослаблением СССР, налаженных связей и т. п. Но это — детали, главное — стало можно, а нужно было уже давно. В 60‑х годах существовали совнархозы. Их после снятия Хрущева устранили, но это политика, а здравое зерно в них было. Этакие межрегиональные правительства с соответствующими министерствами. Западно-Сибирский совет народного хозяйства находился в Новосибирске и включал в себя нашу, а также Омскую и Томскую области. Есть ведь такое важное понятие — региональная экономика, целая наука, очень глубоко и интересно разработанная академиком Некрасовым. Одно время в моем родном институте народного хозяйства был даже спецкурс «Региональная экономика и региональная география».Так что идея создания межрегиональной ассоциации витала в воздухе. Толчок дал учредительный съезд Ассоциации молодых руководителей предприятий СССР, который проходил в январе 1989 года. Как-то вечером, уже в гостинице, мы за столом продолжали дебаты… А на стене карта СССР висит. Я встал, взял бутылку — не буду уточнять из-под чего — приложил к карте по Уралу и говорю Гавриилу Харитоновичу Попову, будущему мэру Москвы: «Всё, что слева — ваше, а что справа — нам». Вернулись в Новосибирск и учредили Сибирское отделение Ассоциации.

В прошлом, особенно в 90‑е годы, были попытки использовать межрегиональные структуры в разных политических играх. А как с этим было в МАРП — пытались ли вами манипулировать?

Да то же «Сибирское соглашение» обвиняли чуть ли не в сепаратизме. Правда, обвиняли в основном журналисты, но и из Москвы смотрели на это очень подозрительно. С МАРП политические игры не проходили. Мы от политики в стороне держались, даже чересчур. Больше надо было своих депутатов проводить и поддерживать. А опыт есть успешный: Константина Затулина, бывшего создателем и первым гендиректором той самой Ассоциации молодых предпринимателей, мы в свое время очень удачно поддержали Ивана Старикова и многих других… Но выборный ресурс МАРП огромен и его надо использовать.

В этом году новым президентом МАРП стал руководитель Сибирской юридической компании Сергей Карпекин. В то время, когда создавалась МАРП, он еще в школе учился. Это начало кардинальной смены поколений в вашей Ассоциации?

Да, наверное, можно и так сказать. Хотя сейчас Сергею Вадимовичу лет больше, чем многим из нас в то время, когда мы МАРП создавали. Настрой у него очень решительный, но задача просто тяжелейшая. Мне когда-то долго пришлось убеждать многих коллег по МАРП, что не только производственные предприятия – это серьезно, а и консультационные, научные или финансовые, юридические фирмы… А Сергей как раз глава юридической компании. Я не раз убеждался, что Карпекин весьма способный и очень современный руководитель.
Но сохранить роль и влияние МАРП будет тем более сложно, что ожидания и авансы велики. Наш новый губернатор Андрей Травников, тогда еще в роли исполняющего обязанности, первой из общественных организаций почтил своим вниманием именно МАРП, а потом и на ее отчетно-выборной конференции побывал. А Травников, и мне это очень нравится, пытается мыслить стратегически. Значит, надо найти свое место в этой стратегии. У нашей Ассоциации есть очень важная общественная функция. Александр Исаевич Солженицын, когда мы с ним встречались, назвал нас «сословным объединением».
Это дело статуса, но есть и практическая сторона. На днях ко мне обратился директор одного небольшого предприятия — арендодатель повышает аренду в связи с инфляцией. Об ее уровне они и спорят. А у нас есть эксперты по всем финансовым, правовым, административным вопросам. И вот еще что: по инициативе и при активной поддержке МАРП в минувшем году был создан государственный Фонд развития промышленности Новосибирской области. Региональные власти готовы рассматривать увеличение размера уставного капитала этого фонда, чтобы иметь возможность оказывать через него поддержку большему количеству предприятий

Если предприниматель из-за рубежа или даже из другого региона ищет партнеров или возможности для инвестиций, то куда ему обратиться первым делом — к вам или все-таки в соответствующий отдел правительства, в ТПП или еще куда-то?

Есть много путей для поиска контактов… Но если решать так, как поставлен вопрос, то однозначно — ТПП. Торгово‑промышленные палаты авторитетны во всем мире. Утверждают, что даже когда гитлеровцы бомбили европейские столицы, здания торгово‑промышленных палат страдали гораздо меньше, чем соседние. Когда мне самому надо решить какую-то проблему в другом регионе, я звоню именно в ТПП и как представитель нашей городской палаты. Это площадка для формирования контактов по всем направлениям бизнеса, оценка, различного рода экспертизы, связь с властью, все международные контакты. Мало того, во многих странах, например, в Германии, Чехии, Австрии, даже в Узбекистане, членство в палате является для предпринимателя обязательным. Они дотируются из бюджета на выполнение различных государственных функций. В цивилизованных странах в региональных органах управления нет международных отделов, как у нас в мэрии и областной администрации, поскольку это функции палаты.

С подачи полномочного представителя президента по СФО Сергея Меняйло сейчас много говорят о необходимости создания бренда Сибири. «Бренд Сибири» — как это вообще можно представить?

Не понимаю. Не понимаю даже — какой Сибири: Западной, Восточной или Северной, которой как бы и нет. При царе Сибирью было всё, что за Каменным Поясом, то есть за Уралом. А сейчас… Сибирь, наверное, во всем мире воспринимается как некое географическое понятие. Поставь на товар «Сделано в Сибири», и это никому ни о чем не скажет. Ломоносов, конечно, красиво сочинил про Сибирь и богатство российское, а дальше что? Какой общий бренд может быть у жителя богатейшего Ханты-Мансийска и даже Новосибирска? Про бренд Новосибирска все понятно: мы мощнейший логистический узел, правда, никак не решим с Красноярском, где же быть международному авиахабу, а в результате его нет ни там, ни здесь. У нас крупнейший научный центр, который, опять же, еще предстоит сделать настоящим наукополисом… Но это всё решаемо. А в бренд Сибири как-то не очень верю, но буду рад, если ошибаюсь.