Музыкальная среда Новосибирска

9 / 2018     RU
Музыкальная среда Новосибирска
Томас Зандерлинг художественный руководитель и главный дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра
У значительного города свой звук, своя музыкальная среда, своя академическая атмосфера. Новосибирск — один из редких городов, умеющих звучать уникально, неповторимо и как-то по-сибирски особенно. И кому об этом знать лучше, как не музыканту.

LT: Сейчас в Новосибирске с аншлагом проходят выступления, посвященные пятилетию Концертного зала им. А. М. Каца. Это была мечта не только Арнольда Михайловича, но и всех музыкантов, и всех новосибирцев. Несколько слов об этом событии.

ТОМАС ЗАНДЕРЛИНГ: На мой взгляд, это не мечта. Это была потребность. Стыдно, когда коллектив отличных музыкантов, собранный неимоверными усилиями Арнольда Михайловича, выступает в условиях, непригодных для концертной деятельности. В свое время я всеми силами старался помочь, и рад, что сейчас у Новосибирского академического симфонического оркестра есть достойный зал, дающий возможность публике оценить уровень исполнения. Есть неплохая русская пословица, которая гласит: «Лучше поздно, чем никогда». И хорошо, что сегодня Новосибирск исправил этот недостаток.

Можно ли говорить, что благодаря появлению концертного зала в Новосибирске наконец-то сложилась своя музыкальная среда?

С удовольствием хочу отметить, что музыкальная среда в городе сформировалась давно. Я помню, в нашем доме в Ленинграде, где к отцу приходили ведущие солисты страны, обсуждалось, что в Новосибирск можно ездить, там отличный оркестр, серьезная музыкальная жизнь и внимательная публика. Это была высокая оценка музыкальной жизни города. Также нельзя забывать, что Великая Отечественная война сыграла немаловажную роль в формировании культурной атмосферы Новосибирска. Ведь сюда были эвакуированы такие блестящие коллективы, как знаменитый Ленинградский филармонический оркестр, Московский театр кукол под руководством Образцова, Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина, Третьяковская галерея. Это были сильные импульсы, которые, к сожалению, дала именно война. Но самое важное, что тогда новосибирцы потянулись к концертам симфонического оркестра и с удовольствием слушали классическую музыку, что послужило позже посылом для создания своего симфонического оркестра под руководством отличного дирижёра — Арнольда Михайловича Каца, который оставил яркий след в истории города. Кроме этого, после войны в Новосибирске был достроен оперный театр, и это до сих пор самый большой оперный театр в России. Позже, на мой взгляд, важную роль в формировании среды сыграло создание СО РАН и Академгородка. Это удивительное место, со своей неповторимой атмосферой. Там давно существует своя концертная площадка, на которой мы обязательно повторяем каждую программу. И там своя публика, свое взаимопонимание.
И, естественно, открытие Концертного зала сыграло значительную роль. Во‑первых, созданы достойные условия для гордости Новосибирска — симфонического оркестра. И, во‑вторых, серьезно улучшены условия для развития культурной жизни города. Стоит, например, вспомнить о Транссибирском арт-фестивале под руководством Вадима Репина, проведение которого было бы немыслимым без Концертного зала.

То есть сегодня город обладает достойной музыкальной инфраструктурой?

Да, и это приводит к тому, что ведущие солисты всероссийского и мирового классов выражают желание приехать к нам. Сейчас ожидаются выступления Николая Луганского, только что триумфально прошли концерты Дениса Мацуева. Недавно в Лондоне я беседовал с Даниилом Трифоновым, который выразил интерес к совместному музицированию.

Музыкальная среда подразумевает публику. А какая она новосибирская публика? Готова ли она влиться в атмосферу Концертного зала в частности и в музыкальную среду города в целом?

Давайте уточним. Публика — это важнейший элемент музыкальной жизни. И сегодня я счастлив, что сезоны обретают свой почерк, свое видение, свое понимание отношений с публикой. Нам важно и приятно ее доверие. Это то, над чем мы работаем. И радует результат: первый абонемент был полностью продан в середине февраля, второй ближе к началу лета. Сегодня в Концертный зал приходят люди, которые любят и ценят наш оркестр, наши концерты.
Но я также хотел бы отметить, что вопрос о публике — это не только вопрос о Новосибирске. Сегодня всех волнует понятие «публика будущего». Какая она будет? И мы, музыканты, осознаем, что это зависит и от нас тоже. Поэтому в рамках деятельности Концертного зала делается правильная, на мой взгляд, вещь — на каждом концерте всегда есть билеты для студентов, по льготной цене. Кроме этого, активно продвигаются детские и юношеские концерты, где можно познакомиться с произведениями и инструментами.

Новосибирск уже хранитель музыкальных традиций, поэтому нас приглашают в крупнейшие музыкальные центры, такие как Лондон, Вена, Париж, Байройт… Задача нашего города — сохранять уникальность классической музыки и доносить ее до нашей прекрасной публики

Я убежден, и в классической европейской музыке, а русская музыка часть именно этой культуры, есть важные ценности. И к ним нужно подводить, как когда-то моя мама привела меня к прекрасному, познакомив с Эрмитажем. И именно там, среди полотен великих мастеров возникли мое понимание и моя любовь к живописи. Нужно подводить людей к ценности музыки, и, когда они начнут ее понимать, их жизнь станет богаче и полней.

Может ли Новосибирск задавать тон в музыкальной моде, создавать новое звучание?

Задача Новосибирска в другом. Он давно известен как международный музыкальный центр, и все должны это понимать и поддерживать, особенно на административном, государственном, общественном уровнях. Новосибирск уже хранитель музыкальных традиций, поэтому нас приглашают в крупнейшие музыкальные центры, такие как Лондон, Вена, Париж, Байройт… Задача нашего города — сохранять уникальность классической музыки и доносить ее до нашей прекрасной публики.

Томас, если бы в день вашего рождения была возможность выступить на центральной площади Новосибирска, перед горожанами с симфоническим оркестром, какое произведение вы бы выбрали?

Сложный выбор. Симфонический оркестр обладает богатейшим репертуаром, куда входит огромное количество произведений, многие из которых я могу назвать любимыми. Но давайте исходить из того, что площадь Ленина — это открытая площадка, поэтому я бы остановил свой выбор на кантате «Александр Невский» Сергея Прокофьева, произведении для меццо-сопрано, хора и оркестра. И это был бы замечательный подарок городу.