Суть не в терминах, а в том, что они отражают. Конечно, финансовые и экономические показатели однозначно нужно учитывать. Я с 2005 года занимаюсь анализом финансово-хозяйственной деятельности компаний (сначала как эксперт и руководитель кредитования малого и среднего бизнеса в банке «Интеза», с 2010 года — как собственник компании) — исходя из практики, могу сказать, что в периоды кризисов всегда видно, когда предприниматель не отталкивается в развитии компании от текущих показателей бизнеса. Большинство собственников действуют интуитивно — это прекрасно, когда есть интуиция, но когда она еще и подкрепляется фактами, то это стопроцентный успех. Разбираться во всех тонкостях самому или нанять специалиста — выбор каждого, но важно понимать, что это твой бизнес, и ты несешь за него ответственность. Я призываю собственников контролировать хотя бы основные показатели компании — не обязательно уметь составлять отчеты, важно уметь их читать: знать рентабельность, отличать прибыль от свободных средств на счете и т.д. Года два назад мы стали получать запрос от компаний на обучение финансовой грамотности.
И все же вы не только обучаете собственников, но и заходите в компании как эксперт?
Это наше якорное направление. Часто, особенно в кризисных ситуациях, необходимо комплексно, в цифрах проанализировать экономическую ситуацию в компании со стороны, найти сильные и слабые стороны, прописать путь увеличения прибыли без дополнительных вложений, сформировать управленческую отчетность, где как раз видны все основные показатели развития бизнеса. При этом мы объясняем, что и где нужно смотреть. Самая частая ошибка заключается в том, что предприниматели не знают свою управленческую чистую прибыль: мол, есть движение средств и хорошо. Сегодня стало модно обучаться продажам, SММ, продвижению в «Инстаграме» — это все важно, но именно финансовая грамотность является основой успешного развития бизнеса. Крупные федеральные корпорации сейчас обучают основам экономики не только руководителей и топ-менеджеров, но и всех сотрудников, поскольку конечная стоимость продукта зависит от работы каждого из специалистов. Также мы занимаемся бизнес-планированием — не только для стартапов, но и для реализации новых идей в уже действующем бизнесе, сотрудничаем с банками, инвесторами и различными федеральными фондами в рамках привлечения инвестиций в бизнес.
Людмила, расскажите о своей команде: каких специалистов она объединяет?
Наша команда — это профессионалы своего дела, которые быстро и качественно решают поставленные задачи. Я также постоянно повышаю свой уровень квалификации, прохожу специализированные курсы и тренинги у ведущих преподавателей, в том числе Высшей школы экономики.
При этом вы и сами являетесь автором тренингов?
Да, 16–17 ноября проходит мой тренинг-семинар «Экономический анализ бизнеса. Управленческая отчетность». Это будут два дня активной работы и практических задач, сделаем акцент на факторном анализе бизнеса, разберем реальные кейсы и ответим на самый распространенный вопрос:
«Я работаю-работаю, а где деньги?» Тренинг предназначен для всех собственников бизнеса и топ-менеджеров. Он поможет систематизировать знания о собственном бизнесе — есть ли экономическое образование или нет, понятно и полезно будет абсолютно всем. Важный бонус — моя бесплатная консультация по вопросам бизнеса в конце тренинга.
Кроме того, к концу года я готовлю к запуску экспресс-марафон для тех, кто только планирует стать предпринимателем. Я сама прошла через все этапы создания бизнеса с нуля, в том числе в разных городах, проводила курс «Основы экономического анализа для начинающих предпринимателей» в рамках Фонда поддержки предпринимательства. Считаю, что когда профессиональные знания и опыт приносят ощутимые результаты, то ими нужно делиться.
Благодарим за помощь в организации фотосессии Novosibirsk Marriott Hotel, за помощь в создании образа бутик Luisa Spagnoli