Штучное американское кино

10 / 2019     RU
Штучное американское кино
Вадим Рутковский кинокритик, редактор портала CoolConnections.ru
Дух свободы, типично нью-йоркские мотивы, межкультурные коллизии — всё это воплотилось в талантливых авторских лентах фестиваля современного американского кино Amfest в Центре культуры и отдыха «Победа». Гость фестиваля кинокритик Вадим Рутковский рассказал о том, почему смотреть независимое американское кино стоит даже тем, кто не считает себя киноманом.

LT: В программе фестиваля американского кино Amfest есть не только полнометражные фильмы, но и короткий метр. Насколько это резонансный факт и почему короткометражное кино зачастую воспринимается как нечто экспериментальное, не главное?

ВАДИМ РУТКОВСКИЙ: В нынешней программе 14‑го фестиваля Amfest действительно есть два короткометражных фильма. Один из них — Nimic Йоргоса Лантимоса — демонстрируется в рамках полноценного сеанса. Ввиду масштаба личности и актуальности режиссера Лантимоса, а также занятого в нем звездного актера Мэтта Диллона мы решили пойти на такой эксперимент и специально сфокусировались отдельно на этом фильме, это наш первый подобный опыт. И я считаю, что это правильный путь — показать короткометражку не в нагрузку к чему-то, а представить ее как самостоятельную единицу творчества.
Второй короткий метр в программе новосибирского «Амфеста», «Настоящая американка», показывается более традиционно, в одном сеансе с полнометражным фильмом «Звук тишины». «Настоящая американка» любопытна тем, что это, безусловно, американское кино, но снятое белорусским режиссером Дарьей Жук, широко известной по картине «Хрусталь», которую она лично представила зрителям «Победы» в прошлом году. Это еще один пример мультикультурализма, который хорошо иллюстрирует тезис о несправедливой классификации кино по странам, по географии. Мы живем в глобальном мире, в котором нет границ. И в кино важна не география, а авторство. Поэтому фильм «Настоящая американка» — это, прежде всего, работа Дарьи Жук. Также как Nimic — это в первую очередь авторская картина именно режиссера Лантимоса, а не фильм грека или американца.
Что касается образа короткометражных фильмов как второстепенного кино — с этим я, разумеется, категорически не согласен. Безусловно, короткий метр снимается и как проба пера, как первый опыт (это применимо к подавляющему большинству режиссеров), и с целью протестировать новую идею стилистически или жанрово для будущих полнометражных работ. В этом контексте ярким примером можно считать раннее творчество французского режиссера Гаспара Ноэ. Короткий метр важен и как отдельное высказывание на заданную тему в контексте альманахов. Снять короткометражку проще в плане финансовых возможностей, чем полнометражный фильм, но гораздо сложнее с точки зрения воплощения идеи. Поэтому короткий метр — это полноценное кино, просто другого формата.

Какова программа Amfest нынешнего года: чем примечательны собранные на фестивале картины? И есть ли что-то объединяющее эти фильмы, кроме страны производства?

Задача Amfest — представить американское кино в его разнообразии: разные форматы, жанры, стили. Потому что, как правило, в прокате мы видим лишь верхушку айсберга — студийное, голливудское кино. Поэтому для многих людей «голливудское кино» и «американское кино» являются синонимами. Но это не так. Потому что в США есть фильмы, которые снимаются на крупных студиях, и есть гигантский пласт независимого кино. Причем их особенность заключается в отсутствии какого-либо государственного финансирования, что сложно представить в Европе и тем более в России.

Что касается образа короткометражных фильмов
как второстепенного кино — с этим я, разумеется, категорически не согласен

На Amfest мы не углубляемся ни в мейнстрим, ни в какой-то дикий артхаус, а стараемся представить сбалансированную подборку фильмов, каждый из которых — точно авторский, при этом в ролях могут быть всемирно известные по голливудскому кино актеры. Яркий пример такого рода кино — фильм «Арахисовый сокол», который открывал фестиваль в Новосибирске. Главную роль в нем исполняет Шайа Лабаф, большинству знакомый по «Трансформерам», а кому-то известный по «Нимфоманке». Кстати, Лабаф как раз являет собой выразительный пример того, как быть успешным в массовом кино и одновременно оставаться востребованным в кино авторском. И играет он везде по-разному, но одинаково талантливо. Кстати, в конце октября фильм выходит в широкий прокат.
Конечно, все эти фильмы были созданы в Америке, но США — огромная страна, со сложной и многослойной культурой, и в каждом фильме отражаются разные грани этой необъятной американской культуры. «Арахисовый сокол» — это торжество бунтарской, вольнолюбивой стихии и в то же время отсылка к внутреннему ощущению свободы, характерному для 60‑х годов XX века (вспомним ключевой для эпохи фильм «Беспечный ездок»). Фильм «Прощание», который также приобретен для российского проката, раскрывает тему многообразия и переплетения культур, воплощение характерного для США образа плавильного котла, где смешиваются разные народы и судьбы конкретных людей. Фильм «Звук тишины» — интерпретация нью-йоркской темы одиночества человека в мегаполисе. Герои Nimic — тоже нью-йоркская история, которая начинается в метро. Лантимос с присущим его мировосприятию сюрреализмом легко рифмует подземку с потусторонним миром.

Есть ли у фестиваля Amfest собственная аудитория?

Amfest вовсе не рассчитан только на специфическую киноманскую аудиторию, фильмы из его программы я бы рекомендовал смотреть абсолютно всем, кому в принципе интересно кино. Особенно это применимо к программе фестиваля нынешнего года: все картины достаточно демократичны, без очевидных заявок на скандалы или провокации. Но самое главное, что эти фильмы сделаны не на конвейере — это настоящее авторское, штучное кино очень талантливых режиссеров.
Что касается образа короткометражных фильмов как второстепенного кино — с этим я, разумеется, категорически не согласен.

то касается образа короткометражных фильмов как второстепенного кино — с этим я, разумеется, категорически не согласен