LT: С чем связана общая тенденция в Европе, России, что на концертах академической музыки публика — это люди в основном старше 60–70 лет?
МИХАИЛ КАЗИНИК: В XX веке появились две великих книги, как прощальный крик, сигнал, предупреждение о грядущей потере подлинной европейской духовности. Большевистский переворот, приведший к невиданному геноциду, две мировых войны в течение половины столетия, торжество тоталитарного и массового мышления, а также появление интернета показали, сколь малочисленна группа людей планеты, исповедующая истинные культурные ценности великой цивилизации.
Книги эти — «Доктор Фаустус» Томаса Манна и «Игра в бисер» Германа Гессе. Первая — собирательный образ великого композитора, который во имя совершения святой идеи — привести миллионы людей к музыке, защитить их от антикультуры — продал душу дьяволу. Вторая — о создании страны под названием Касталия (Педагогическая провинция) с целью сохранить и спасти величайшие культурные ценности Европы. Дух музыки и математики, дух ассоциативного, а не клипового мышления. И там, и там идея терпит фиаско. Композитор Адриан Леверкюн лишается разума в результате расплаты за сотрудничество с дьяволом, а гениальный магистр «игры стеклянных бус» Йозеф Кнехт нелепо тонет во время купания. Так предвидят двое последних могикан окончание «эпохи духовных игр» и наступление «эпохи фельетона».
Сегодня в концертных залах, где звучит высокая музыка, сидят седые люди, чьё детство и юность пришлись на период последнего понимания того, что культура, искусство и вершина культуры — музыка есть основной двигатель мышления.
На смену подлинным ценностям пришла подделка: по выражению Хосе-Ортеги-и‑Гассета, вместо подлинных часов работы великого мастера — ярко раскрашенная игрушка, часы без механизма. Продавцы быстро поняли выгоду продажи всяческих подделок миллионными тиражами с немыслимым заработком и… полилась невероятная попса, в самом широком смысле. После очередного поражения человеческого духа во Второй мировой войне наступила пора всеобщей депрессии мыслящих людей. Все те, кто могли бы стать просветителями новой эпохи Просвещения, нивелируются системами и государствами, поскольку последние скатились к различным формам тоталитаризма и осознали, что эстетическое воспитание миллионов людей — крайне вредная (а для продавцов попсы крайне невыгодная) штука. Но если в Европе есть хотя бы сословная передача традиций высокой культуры, ибо она — символ принадлежности к роду, клану, то в странах победивших революционных матросов и казаков (потомков так и не социализированных крепостных или, точнее, их представителей) наступило трагическое время «массового человека», своего рода возвращение к общественно-племенному мышлению. Сегодня уровень эстетического мышления студента столичного университета не особенно отличается от уровня учащегося сельской школы.
Почему часто музыковеды — выпускники консерваторий — не занимаются популяризацией академической музыки либо делают это в форме, недоступной для обычного обывателя, то есть уходят в профессиональные дебри?
У музыковедов существует масса предметов, но отсутствуют те, которые научили бы музыковедов выходить на сцену, двигаться, говорить, владеть движениями, интонацией, знать психологию восприятия, владеть риторикой и ораторским искусством: и, значит, владеть залом. Все мои попытки выявить людей, которые могут и хотят заняться просветительством, сталкиваются с отсутствием всех этих качеств.
В чём новаторство вашей «Школы будущего»?
О моей школе написано, сказано, показано столько, что те, кто недовольны нынешним состоянием школы, уже давно обратились к моей «Школе будущего». Основы — это радостное обучение и познание, театрализация, чувство юмора у педагогов, музыка как межпредметное понятие. И главное — это формирование ассоциативного мышления. Оно проявляется в метапредмете — комплексно-волновом уроке, где осуществляется связь всех понятий, явлений и предметов. Ассоциативное мышление ведёт к интереснейшим и ярким проявлениям личности, к панорамному мышлению. В отличие от школы клипового сознания, где куски из разных предметов никак не связаны друг с другом и не создают полноценную картину глубокого, сверкающего мира.
Какие творческие планы вы строите в Новосибирске?
Пока никаких. Город должен испытать потребность, позвать, пригласить. У меня весь мир. А времени, как и у любого в жизни, немного. Я приехал, показал, приоткрыл… «Имеющий уши да услышит».
Кто такие гении?
О гениях кратко? Попробую! Только не пугайтесь, я не шизофреник…
Гений — это своего рода инопланетянин, отправленный на планету с миссией.
Ему крайне дискомфортно на планете. Он чаще всего не может жить обычной человеческой жизнью. Жёны, дети, фонтанчики — всё это «мешает» гению для выполнения его Дела. А цель — качественно изменить движение, приостановить тупиковое развитие, выстроить вехи. Попытаться не сойти с ума от массовой глупости. Лучше всего о гении сказал Шопенгауэр: «Талант попадёт в цели, в которые никто попасть не может, а гений — в цели, которые никто не видит». Причём добавлю от себя, у таланта есть выбор. У гения нет выбора.
Всякому явлению, имеющему уникальность, элитарность, с привлечением общего интереса к нему свойственно терять качество. Не произойдёт ли это с академической музыкой, если предположить, что абсолютно все люди на планете начнут её слушать, создавать? Не перестанет ли существовать филармония как место, где подают музыкальный продукт высочайшего качества?
К счастью, этого никогда не произойдёт. Если бы я получил 3% населения, то считал бы свою задачу выполненной. Ибо эти три процента осветили бы и создали бы атмосферу для остальных. Открытие понятия «синергия» подтверждает мою правоту. Сейчас их, страшно сказать, от 0,05% до 0,1%. Это крайне маргинальная группа. В двухмиллионном Новосибирске таких людей несколько тысяч (две–три). А должно быть для нормального развития и атмосферы города-социума — 50–60 тысяч. У них появятся дети, внуки, они окружены соседями, друзьями. Только один мой внук влюбил в классическую музыку треть учеников своего класса и убедил их в престижности и важности чтения.
Ситуация: человек, никогда не интересовавшийся музыкальным искусством, вдруг решил пойти на концерт. Как сделать так, чтобы он пришёл не единственный раз? Как закрепить первоначальный результат и сделать его постоянным слушателем?
Должен быть большой ответ, но отвечу кратко.
Пусть посмотрит мои 48 фильмов об искусстве, послушает хоть что-то из 1500 радиопрограмм, прочитает мои книги. Моя книга «Тайны гениев» издана уже 28 тиражами. Я разработал целую систему музыкального и общетворческого воспитания. Если человек после чтения моих книг, просмотра моих фильмов‑эффектов не проникнется… я желаю ему счастья и без этого. Живут же муравьи, и ничего, и комары тоже: нашёл кого обкусывать и счастлив. Начните с этих моих фильмов: «Эффект Моцарта, Баха, Шопена, детства, Экзюпери, оперы, Шуберта, Дебюсси, Бетховена, Романтиков, Грига». Потом, дальше — «Космосы»: «Космос Брамса, Рахманинова, Скрябина». И далее. (Назвал только 15 из 48).
В природе человека — облегчать себе жизнь. Лень называют двигателем прогресса. Это чувство врожденное и очень наглядно проявляется в детях. Работа над музыкальным произведением — серьёзный труд музыканта, начинающего тем более. Как вызвать желание у ребёнка заниматься музыкой? Как вести себя родителям дома, когда ребёнок отказывается делать то, что педагог ему задал? Нужно ли заставлять?
Все проявления образования, воспитания, работы с ребёнком — это акты любви. В данном конкретном случае без любви учителя и ребёнка ничего не выйдет. Для ответа на этот вопрос мне нужно написать огромную статью. Вне формата вашего издания. Пошучу: девочка Таня ненавидела рыбий жир. Родители придумали: «Таня сегодня плохо себя вела, рыбий жир не получит». Пила не поморщившись. Он в то время заменял массу необходимых для развития ребёнка компонентов.
Благодарим вас за увлекательную беседу. Будем с нетерпением ждать новых встреч в Новосибирске.