Свой среди чужих, чужой среди своих

10 / 2019     RU
Свой среди чужих, чужой среди своих
Михаил Казиник лектор-музыковед, педагог, популяризатор классической музыки
Услышав однажды лекции Казиника, люди либо становятся поклонниками навсегда, либо считают его деятельность чем-то несерьёзным. Одно понятно: равнодушных не остаётся.

Оксана Гайгерова, пианистка, совладелица салона «ProФасад»Организаторы концертов Михаила Семёновича Казиника в нашей стране и за рубежом отмечают в один голос то, что стоит ему единожды выступить на новой сцене, как все последующие концерты идут при аншлаге. Эффект от выступлений этого неординарного лектора, музыковеда, скрипача, педагога, эксперта Нобелевского концерта, теле- и радиоведущего таков, что посещение концертов академической музыки резко возрастает. Как правило, компании, учреждения, занимающиеся организацией приезда Казиника в тот или иной город, серьёзно конкурируют между собой за это право. Но Новосибирск город особый, у него своё мнение по любому вопросу. Концерт с Михаилом Семеновичем Казиником должен был состояться раньше. В свой юбилейный сезон его приглашал для совместного выхода на сцену художественный руководитель Новосибирского филармонического камерного оркестра Алим Шахмаметьев. Но что-то не сложилось, Михаил Семенович не приехал. А зрители смогли увидеть его только по скайпу — в такой форме организовали концерт. Даже после такого необычного выступления у зрителей был большой отклик.
Тем более неожиданным было появление в Новосибирске Казиника. Новость мгновенно разнеслась по городу. Кто-то стал искать встречи с Михаилом Семёновичем и кинулся покупать билеты на концерт, другие поспешили с ним попиариться в соцсетях, бесследно исчезнув; третьи предпочли постоять в сторонке, не реагируя никак, печально, что среди последних были профессиональные музыканты. Никто почему-то не выступил с инициативой организовать мастер-классы, творческие встречи. Более того, Концертный зал им. Каца, где первоначально все ожидали увидеть Казиника, в площадке отказал.
Интервью с Михаилом Казиником в рубрике Оксаны Гайгеровой «Культ. Личности» было непросто уместить в две страницы. Необычный, глубокий, при этом мнения о его выступлениях и педагогическом подходе вызывают споры. Услышав однажды лекции Казиника, люди либо становятся поклонниками навсегда, либо считают его деятельность чем-то несерьёзным. Одно понятно: равнодушных не остаётся. Нам же кажется, что его выступления вызывают живой интерес, и после них наша небольшая армия поклонников академической музыки пополняется десятками людей, которые в среднем существенно моложе нынешней публики. Мне удалось попасть на «Семейный концерт» Михаила Казиника со своими двумя дочерьми. И, скажу честно, я никогда не видела зал в тысячу мест, на две трети наполненный детьми, взгляды которых, безотрывно, два с половиной часа, устремлены только на сцену, где исполняют классическую музыку и рассказывают о ней…

LT: С чем связана общая тенденция в Европе, России, что на концертах академической музыки публика — это люди в основном старше 60–70 лет?

МИХАИЛ КАЗИНИК: В XX веке появились две великих книги, как прощальный крик, сигнал, предупреждение о грядущей потере подлинной европейской духовности. Большевистский переворот, приведший к невиданному геноциду, две мировых войны в течение половины столетия, торжество тоталитарного и массового мышления, а также появление интернета показали, сколь малочисленна группа людей планеты, исповедующая истинные культурные ценности великой цивилизации.
Книги эти — «Доктор Фаустус» Томаса Манна и «Игра в бисер» Германа Гессе. Первая — собирательный образ великого композитора, который во имя совершения святой идеи — привести миллионы людей к музыке, защитить их от антикультуры — продал душу дьяволу. Вторая — о создании страны под названием Касталия (Педагогическая провинция) с целью сохранить и спасти величайшие культурные ценности Европы. Дух музыки и математики, дух ассоциативного, а не клипового мышления. И там, и там идея терпит фиаско. Композитор Адриан Леверкюн лишается разума в результате расплаты за сотрудничество с дьяволом, а гениальный магистр «игры стеклянных бус» Йозеф Кнехт нелепо тонет во время купания. Так предвидят двое последних могикан окончание «эпохи духовных игр» и наступление «эпохи фельетона».
Сегодня в концертных залах, где звучит высокая музыка, сидят седые люди, чьё детство и юность пришлись на период последнего понимания того, что культура, искусство и вершина культуры — музыка есть основной двигатель мышления.
На смену подлинным ценностям пришла подделка: по выражению Хосе-Ортеги-и‑Гассета, вместо подлинных часов работы великого мастера — ярко раскрашенная игрушка, часы без механизма. Продавцы быстро поняли выгоду продажи всяческих подделок миллионными тиражами с немыслимым заработком и… полилась невероятная попса, в самом широком смысле. После очередного поражения человеческого духа во Второй мировой войне наступила пора всеобщей депрессии мыслящих людей. Все те, кто могли бы стать просветителями новой эпохи Просвещения, нивелируются системами и государствами, поскольку последние скатились к различным формам тоталитаризма и осознали, что эстетическое воспитание миллионов людей — крайне вредная (а для продавцов попсы крайне невыгодная) штука. Но если в Европе есть хотя бы сословная передача традиций высокой культуры, ибо она — символ принадлежности к роду, клану, то в странах победивших революционных матросов и казаков (потомков так и не социализированных крепостных или, точнее, их представителей) наступило трагическое время «массового человека», своего рода возвращение к общественно-племенному мышлению. Сегодня уровень эстетического мышления студента столичного университета не особенно отличается от уровня учащегося сельской школы.

Почему часто музыковеды — выпускники консерваторий — не занимаются популяризацией академической музыки либо делают это в форме, недоступной для обычного обывателя, то есть уходят в профессиональные дебри?

У музыковедов существует масса предметов, но отсутствуют те, которые научили бы музыковедов выходить на сцену, двигаться, говорить, владеть движениями, интонацией, знать психологию восприятия, владеть риторикой и ораторским искусством: и, значит, владеть залом. Все мои попытки выявить людей, которые могут и хотят заняться просветительством, сталкиваются с отсутствием всех этих качеств.

В чём новаторство вашей «Школы будущего»?

О моей школе написано, сказано, показано столько, что те, кто недовольны нынешним состоянием школы, уже давно обратились к моей «Школе будущего». Основы — это радостное обучение и познание, театрализация, чувство юмора у педагогов, музыка как межпредметное понятие. И главное — это формирование ассоциативного мышления. Оно проявляется в метапредмете — комплексно-волновом уроке, где осуществляется связь всех понятий, явлений и предметов. Ассоциативное мышление ведёт к интереснейшим и ярким проявлениям личности, к панорамному мышлению. В отличие от школы клипового сознания, где куски из разных предметов никак не связаны друг с другом и не создают полноценную картину глубокого, сверкающего мира.

Какие творческие планы вы строите в Новосибирске?

Пока никаких. Город должен испытать потребность, позвать, пригласить. У меня весь мир. А времени, как и у любого в жизни, немного. Я приехал, показал, приоткрыл… «Имеющий уши да услышит».

Кто такие гении?

О гениях кратко? Попробую! Только не пугайтесь, я не шизофреник…
Гений — это своего рода инопланетянин, отправленный на планету с миссией.
Ему крайне дискомфортно на планете. Он чаще всего не может жить обычной человеческой жизнью. Жёны, дети, фонтанчики — всё это «мешает» гению для выполнения его Дела. А цель — качественно изменить движение, приостановить тупиковое развитие, выстроить вехи. Попытаться не сойти с ума от массовой глупости. Лучше всего о гении сказал Шопенгауэр: «Талант попадёт в цели, в которые никто попасть не может, а гений — в цели, которые никто не видит». Причём добавлю от себя, у таланта есть выбор. У гения нет выбора.

Всякому явлению, имеющему уникальность, элитарность, с привлечением общего интереса к нему свойственно терять качество. Не произойдёт ли это с академической музыкой, если предположить, что абсолютно все люди на планете начнут её слушать, создавать? Не перестанет ли существовать филармония как место, где подают музыкальный продукт высочайшего качества?

К счастью, этого никогда не произойдёт. Если бы я получил 3% населения, то считал бы свою задачу выполненной. Ибо эти три процента осветили бы и создали бы атмосферу для остальных. Открытие понятия «синергия» подтверждает мою правоту. Сейчас их, страшно сказать, от 0,05% до 0,1%. Это крайне маргинальная группа. В двухмиллионном Новосибирске таких людей несколько тысяч (две–три). А должно быть для нормального развития и атмосферы города-социума — 50–60 тысяч. У них появятся дети, внуки, они окружены соседями, друзьями. Только один мой внук влюбил в классическую музыку треть учеников своего класса и убедил их в престижности и важности чтения.

Ситуация: человек, никогда не интересовавшийся музыкальным искусством, вдруг решил пойти на концерт. Как сделать так, чтобы он пришёл не единственный раз? Как закрепить первоначальный результат и сделать его постоянным слушателем?

Должен быть большой ответ, но отвечу кратко.
Пусть посмотрит мои 48 фильмов об искусстве, послушает хоть что-то из 1500 радиопрограмм, прочитает мои книги. Моя книга «Тайны гениев» издана уже 28 тиражами. Я разработал целую систему музыкального и общетворческого воспитания. Если человек после чтения моих книг, просмотра моих фильмов‑эффектов не проникнется… я желаю ему счастья и без этого. Живут же муравьи, и ничего, и комары тоже: нашёл кого обкусывать и счастлив. Начните с этих моих фильмов: «Эффект Моцарта, Баха, Шопена, детства, Экзюпери, оперы, Шуберта, Дебюсси, Бетховена, Романтиков, Грига». Потом,  дальше — «Космосы»: «Космос Брамса, Рахманинова, Скрябина». И далее. (Назвал только 15 из 48).

В природе человека — облегчать себе жизнь. Лень называют двигателем прогресса. Это чувство врожденное и очень наглядно проявляется в детях. Работа над музыкальным произведением — серьёзный труд музыканта, начинающего тем более. Как вызвать желание у ребёнка заниматься музыкой? Как вести себя родителям дома, когда ребёнок отказывается делать то, что педагог ему задал? Нужно ли заставлять?

Все проявления образования, воспитания, работы с ребёнком — это акты любви. В данном конкретном случае без любви учителя и ребёнка ничего не выйдет. Для ответа на этот вопрос мне нужно написать огромную статью. Вне формата вашего издания. Пошучу: девочка Таня ненавидела рыбий жир. Родители придумали: «Таня сегодня плохо себя вела, рыбий жир не получит». Пила не поморщившись. Он в то время заменял массу необходимых для развития ребёнка компонентов.

Благодарим вас за увлекательную беседу. Будем с нетерпением ждать новых встреч в Новосибирске.