В театр лучше приходить не с готовой идеей, а готовым к диалогу

10 / 2019     RU
В театр лучше приходить не с готовой идеей, а готовым к диалогу
Евгений Маленчев российский театральный режиссёр
В новосибирском «Глобусе» новое имя. Режиссер из Тулы Евгений Маленчев работает над спектаклем «Всем, кого касается» по пьесе современного автора Даны Сидерос. Это первая работа режиссёра в Новосибирске. В интервью Leaders today он рассказал о премьере и о том, зачем посещать театр.

LT: Ваш спектакль «Всем, кого касается» посвящён воспитанникам элитной гимназии. Почему вас заинтересовала именно эта категория учеников?

ЕВГЕНИЙ МАЛЕНЧЕВ: Эта история о том, как в образцовый класс элитной школы с благополучными, как поначалу кажется, детьми попадают два брата с непростым детдомовским прошлым, беседующие друг с другом на придуманном ими языке прикосновений и жестов. Элитная школа здесь место действия, не больше. Это не про богатых и бедных. Это про то, что все мы, независимо от социального статуса, переживаем похожие драмы: взросление, осознание ответственности, первую любовь, узнавание себя, принятие себя таким, какой ты есть, принятие другого человека, который отличается от тебя. Главный вопрос для нас — как найти выход из этих драм. Этот спектакль о кризисе и необходимости взаимодействия друг с другом, о том, что каждый человек имеет право на любую форму коммуникации. Пьеса сложная, и если говорить с подростком о сложных темах, то мне кажется, необходимо делать фокус на том, что выход есть. Это взрослому можно сказать, что иногда выхода нет и жизнь бывает тупиком. А подросток должен этот выход искать, должен верить в него. Не надо врать, но надо верить, что выход есть всегда, что можно сделать шаг навстречу друг другу.

В спектакле неожиданно используется сценическое и зрительское пространство. Вы планируете поместить зрителя прямо на сцене внутри декорации. Почему выбрали такой прием?

Когда мы сочиняли спектакль с художником Анастасией Бугаевой, мы искали ход, при котором зритель не будет наблюдать за действием со стороны, а окажется в мизансцене участников спектакля. Все события этой истории должны быть близки не только идейно, эмоционально, но и физически.

Когда мы сочиняли спектакль с художником Анастасией Бугаевой, мы искали ход, при котором зритель не будет наблюдать за действием со стороны, а окажется в мизансцене участников спектакля. Все события этой истории должны быть близки не только идейно, эмоционально, но и физически

Двести зрительских мест располагаются в установленном на основной сцене большом павильоне. Войдя внутрь, вы окажетесь в школьном спортзале, в котором и развернётся действие спектакля. Такой приём объединяет актеров и зрителей, а декорация становится не только художественным произведением, но и принципом восприятия. Мы хотим приблизить события спектакля к зрителю, чтобы вместе пережить историю о принятии другого.

По какому принципу вы отбираете пьесы для постановки?

У меня нет багажа, наполненного пьесами, которые я мечтаю поставить. Пьесы сами по себе только пьесы. Они оживают, когда я понимаю возможность их реализации: вижу театр, где это может состояться, вижу актёров, с которыми это можно сделать, и чувствую время, в которое нужно это делать. Думаю, что театр не нужно использовать для реализации своих режиссёрских «хотелок». Театр — это люди, поэтому в театр лучше приходить не с готовой идеей, а готовым к диалогу. И в этом диалоге рождаются идеи, которые становятся спектаклями.

Оцените значение театра как части общественной жизни в мегаполисе.

Театр уникален, потому что здесь есть контакт между людьми — не через фильтр, экран или бумагу, а непосредственный, с живой энергией, без переходников. Театр — место, где встречаются горожане, чтобы испытать совместное переживание. Таких мест непосредственной и органичной коммуникации в современном мире немного.

Как привлекать юных зрителей к посещению театра?

Любой зритель должен знать, что театр — для него. Что без него театра не будет. Это взаимный интерес. Театр развивает критическое мышление, и главная задача — познакомить юного зрителя с театром, чтобы, взрослея, он сам принял решение, насколько ему это интересно. Ребенок должен учиться думать самостоятельно, делать выводы, выстраивать причинно-следственные связи и не слушать ни большинство, ни меньшинство. Когда внутри театра решается вопрос о выборе репертуара (для детей или для взрослых), логично, если театр будет исходить в первую очередь не из своих представлений, а из интересов той аудитории, которую он хочет видеть в зрительном зале.
«Глобус» практикует этот метод, и появление в репертуаре названия «Всем, кого касается» связано в первую очередь с интересами подростков. Аудиторию нужно изучать, потому что наши представления о ней зачастую оказываются иллюзиями, а реальность — неожиданной.
Например, недавно на репетиции я обратился к актёрам с просьбой найти знакомых старшеклассников и попросить их прислать нам плей-лист своих любимых музыкальных треков. Я неплохо ориентируюсь в музыке и слушаю много, но тут был поражён, потому что процентов восемьдесят из присланного я не только не слушал, но даже не слышал о том, что это есть. Могу сказать, что мои представления о том, какую музыку сегодня слушают подростки, сильно не совпали с реальностью. Кстати, это прекрасный способ познакомиться с человеком — послушать его плей-лист.

Какие проекты в вашей творческой карьере самые сложные?

Те, над которыми я работаю прямо сейчас. Каждый раз надеюсь, что следующий проект будет проще, потому что становишься опытнее. Но ничего подобного. Снова придумываю себе новое приключение, новый риск. И мне это нравится. Сочинять что-то неожиданное гораздо интереснее, чем шить универсальную одежду по лекалам.