Я верю, что папа Франциск — святой, который молится за людей и ищет искреннего общения с людьми любого сословия

10 / 2019     RU / ITA
Я верю, что папа Франциск — святой, который молится за людей и ищет искреннего общения с людьми любого сословия
дон Вальтер Маньони церковный представитель Фонда Папы Римского Centesimus Annus Pro Pontifice
В России давно привыкли к тому, что католической Европе не по душе традиционные русские ценности. Строгая политика нетерпимости к сексуальным меньшинствам, странные запреты на пропаганду однополой любви ставят Россию как бы в стороне от современной цивилизованной европейской жизни. Но всё ли так, как показывают нам через призму политических новостей и мейнстримов? О том, каких ценностей придерживается главный моральный ориентир Европы — Святой престол, о чем мечтает итальянская молодежь и почему для Европы лучше оставаться неделимой, в эксклюзивном интервью журналу Leaders Today расскажет церковный представитель фонда Папы Римского Centesimus Annus Pro Pontifice, глава пасторской социальной службы Миланской епархии Дон Вальтер Маньони.

Современная Европа выбрала путь толерантности к однополым бракам, усыновлению детей в таких браках, раннему сексуальному просвещению детей, легализованной проституции и наркотикам. Все это называется западными государствами толерантностью и терпимостью к меньшинствам и защитой прав человека. Скажите, как Святой престол относится к таким социальным трендам? Что делает католическая церковь для спасения своей паствы?

Нынешняя европейская ситуация обусловлена антиклерикальными настроениями и выражается в идее, что каждый человек сам себе закон. Это ведет к тому, что этика обесценивается и в обществе преобладает простая воля человека. С христианской точки зрения, перед тем, на что мы способны технически, всегда стоит вопрос этики; то есть не всё, что в жизни возможно, является законным. Суррогатное материнство считается морально неприемлемым, так же как и решение об эвтаназии, например, в клиниках Швейцарии. Сегодня для христианства вызов на этих фронтах разыгрывается на почве культуры, и надо уметь правильно определять этические ориентиры. Для католической церкви брак — это таинство между мужчиной и женщиной, от которого может быть биологическое плодородие. В половом различии людей присутствует особая внутренняя ценность, и эту тему подробно в своих катехизисах разъяснил Иоанн Павел II. Союз между двумя мужчинами или двумя женщинами не является браком. Можно привести разные причины, по которым усыновление детей требует присутствия обоих полов, и это подтвердит каждый хороший педагог. Что касается употребления наркотиков, то человек свободен в своем выборе. Задача состоит в том, чтобы научиться любить себя и осознавать, что здоровье — это добро, которое дает нам Бог, и мы не имеем права подвергать его риску. Христианское видение видит свободу в ключе отношений и, в частности, просит позаботиться о трех аспектах: о Боге, о ближних и о земле. Всякий раз, когда нет уважения к этим фундаментальным отношениям, человек впадает в грех.

За последние 10—15 лет нелегальная миграция накрыла Европу. Многие из приезжих пользуются пособиями по безработице и получают жилье, а местное население страдает от безработицы и низкого уровня жизни. Скажите, как Ватикан относится к этой проблеме? Не боитесь ли вы, что Европа потеряет свое лицо?

Человек всегда мигрировал по многим причинам: голод, конфликты, сложности жизни. Италия долгое время была страной эмиграции. С 1980‑х годов она начала принимать людей из других народов. Конец коммунизма привел к миграции жителей Восточной Европы, Албании, Румынии, республик Советского Союза, была постоянная миграция из Африки, Латинской Америки и Азии. Прирост новых жителей смягчил проблему большого демографического спада, который происходит в Италии, но в то же время, особенно после последнего великого экономического кризиса, создал напряженность в отношениях между людьми. Некоторые итальянцы, принадлежащие к низшему и среднему классу, увидели в мигрантах конкурентов на рынке труда.

Сегодня существует этническая мафия, то есть иностранцы из определенных стран монополизировали торговлю наркотиками или проституцию в некоторых областях

Более того, преступный мир в ряде случаев нанимал мигрантов. Сегодня существует этническая мафия, то есть иностранцы из определенных стран монополизировали торговлю наркотиками или проституцию в некоторых областях. Слишком долго Европа делегировала проблему мигрантов Италии, и только сейчас мы начинаем представлять европейскую политику. Христиане с радостью принимают прибывших, как учит Евангелие, но они не столь наивны, чтобы не замечать опасности ситуации. Здесь нужно действовать от сердца, но крайне разумно, позволяя приезжим жить хорошо, внося вклад в общее благо. Необходимо преодолеть ложную альтернативу, и иностранцы, так же как и итальянцы, должны представлять пути роста для себя. В то же время политика не должна использовать такой деликатный вопрос, чтобы получить легкое одобрение электората. В любом случае миграция должна все чаще рассматриваться как чисто европейская проблема.

Огромная часть молодого населения Италии уезжает каждый год в другие страны Европы на заработки или в поисках лучшей жизни. Главными причинами переезда молодые называют безработицу и отсутствие перспектив у себя на родине. Через 10 лет каким вы видите ландшафт вашей страны?

На самом деле молодые люди уезжают искать удачу в других странах, но не все мигрируют. Однако порой уезжают действительно ценные кадры, что мы и называем утечкой мозгов.
Для государства каждый учащийся — это издержки, и если они уезжают после учебы в другие страны — это убытки для государства.
Мы должны переосмыслить политику в области труда и делать ставку на молодежь. Государство парадоксальным образом тратит большие деньги на социальное обеспечение и слишком мало — на молодежную политику. Ситуация на юге еще более сложная: если бы эти территории могли предложить привлекательную молодежную политику, то возродить эти земли стало бы возможным. В некоторых итальянских муниципалитетах молодым практически отдают свободные дома для проживания, лишь бы они вернулись домой. Такой подход мог бы уменьшить миграцию и способствовать возобновлению районов, которые могут остаться без жителей. А беспокоиться о том, что молодой человек уезжает за границу на определенный период, например, в рамках проекта Erasmus, не стоит. Путешествие — это всегда богатство, но главное — это создать условия для молодых людей, чтобы они возвращались в Италию с желанием развивать свою страну.

Италия — одна из стран, выступающая против глобализации. Но в одиночку сопротивляться этому мейнстриму невозможно. Скажите, как Святой престол смотрит на процесс глобализации в мире и как относится к учащающимся попыткам государств — членов Евросоюза выйти из его состава? Считаете ли, что Италия тоже должна покинуть этот союз? Почему?

Глобализация — это факт. Бенедикт XVI очень хорошо объясняет это в энциклике «Каритас». Кто против глобализации, тот просто отрицает реальность. Действительно важным аспектом является использование всего потенциала, который дает глобализация, и избежание связанных с этим негативных последствий. После того как Великобритания проголосовала за Brexit, Европа вскоре поняла, насколько слаба она была за пределами Европейского союза.

Раньше в Италии были люди, которые выступали в пользу выхода из Европы, но после Великобритании никто больше не говорит о том, чтобы покинуть Европу

Даже сегодня Англия сильно страдает из-за этого референдума. Большинство европейской молодежи проголосовало за то, чтобы остаться в Европе, впрочем, как и все население Лондона. Старшее поколение и жители периферии проголосовали в пользу Brexit. В результате все увидели, насколько на самом деле членство в Европейском союзе является решающим в вопросе определения места страны в современном процессе глобализации. В Италии до Brexit была группа, которая выходила из Европы и единой валюты. А сегодня, в силу того что произошло в Великобритании, никто больше не говорит о том, чтобы покинуть Европу. В лучшем случае мы обсуждаем эти вопросы за общим столом, где доводы нашей страны будут услышаны.

Известный сериал итальянского режиссера Паоло Соррентино «Молодой папа» показывает фигуру понтифика — святого, простого и реального. Главный герой Ленни Белардо борется с педофилией, наказывает виновных и творит настоящие чудеса своей молитвой, которая приводит к реальным результатам. Скажите, возможно ли такое в реальной жизни или это только сюжет вымышленного фильма, а голубое лобби и педофилию уже не искоренить из общества никакими мерами?

Я не видел фильм Соррентино, хотя несколько человек говорили мне о нем. Я верю, что и папа Франциск тоже святой, который много молится и ищет искреннего общения с людьми, особенно с бедными. Мы являемся свидетелями очень многих нападений на Папу, и в этом нет для нас ничего нового. Я всегда думал, что способ, которым действует дьявол, — это разжигание ссор и раздоров. Молясь за Папу и Церковь и живя по Евангелию, я верю, что это достойный жизненный путь.

Скажите, может ли быть такое, что спор между католической и православной церковью когда-нибудь прекратится и обе ветви христианской религии соединятся в одно целое? Нужно ли это миру? Что может измениться в таком случае?

Я мечтаю о христианском единстве. Разделения всегда являются результатом присутствия зла. Только чем больше времени проходит, тем труднее становится найти пути к единству. Я надеюсь, что в первую очередь возрастет взаимное уважение между католиками и православными. Ведь только атмосфера дружбы может стать той средой, где можно спокойно встретиться с доктринальными спорами, чтобы увидеть, каких шагов общения можно достичь сегодня.

Великий святой Николай-угодник почитается в России в каждом доме. Паломники из России прибывают к месту захоронения мощей святого каждый год. Но в Италии он считается локальным святым и не возводится в статус общенационального или мирового значения, несмотря на его мировую известность. С чем это связано?

Я считаю, что отправной точкой является фигура Иисуса Христа и Евангелие. Мы должны восстановить доктринальное единство, начиная со Слова Божьего. Святые важны, но они остаются на втором уровне: это все же люди, которые в своей жизни пытались жить по Евангелию. Великие святые есть как в католическом, так и в православном мире, и все святые до 1054 года признаются одинаково. Неслучайно нас просят о многих реликвиях наших святых. К примеру, у нас очень почитается Сант-Амброджио (Амвросий Медиоланский, современник Николая-угодника, покровитель Милана — прим. ред.).

Весь мир считает Россию и ее президента Путина агрессором из-за конфликта на Украине. Скажите, какого мнения придерживается Святой престол и сам Папа? Одобряет ли он действия российского президента или считает их достойными осуждения и санкций?

Личность президента Путина довольно сложна, и у нас слишком мало фактов, для того чтобы давать оценку его персоналии. Иногда возникает попытка найти объяснение словам его внутренних противников. Вспомните, как погибла журналистка Анна Политковская, которая открыто нападала на Путина, и тогда мы поймем, насколько образ этого политика для нас противоречив. Однако я не обладаю достаточными знаниями, чтобы вникнуть в суть его внутренней и внешней политики.