LT: Людмила, в последнее время «Медпрактика», да и вы сами нередко представлены в медийном пространстве в весьма экстравагантном виде, далёком от привычного представления о людях в белых халатах. Почему?
ЛЮДМИЛА НАЧИНОВА: Потому что сам по себе белый халат никогда не расскажет пациенту о том, какой профессиональный путь прошёл врач. Отчасти медицина, особенно хирургия, это искусство. Человек в униформе с натянутой улыбкой на лице — это не про медицину, это про рекламу. Настоящая медицина — чистый позитив как для доктора, так и для пациента. «Медпрактика» сегодня развивается очень динамично — это уже не просто сеть клиник, а сообщество профессионалов, открытое для всех, кто заботится о своём здоровье. Понимая, что основным источником информации для людей является интернет, мы общаемся с пациентами в соцсетях, где рассказываем интересные факты об организме человека, говорим о профилактике болезней и актуальных методах лечения. Совсем скоро мы откроем собственный call-центр, координирующий работу всей сети клиник «Медпрактика». Владея всей информацией о работе филиалов, диспетчеры call-центра позаботятся о том, чтобы каждый пациент мог сдать анализы и посетить узких специалистов по возможности в удобной клинике, в удобное для него время.
Поскольку многим удобно оплачивать услуги по карте, мы доработали сайт и сделали отдельную кнопку для онлайн-оплаты. Словом, «Медпрактика» становится ближе к людям, понятнее, удобнее, поэтому мы и уходим от стереотипных представлений о том, каким должен быть врач.
Но иногда вы представляете медицину в образах, вызывающих не только позитивные эмоции.
У меня нет задачи продать пациентам иллюзию идеальной клиники, где могут вылечить всё и у всех. Против некоторых заболеваний медицина пока бессильна. Красивые картинки мешают адекватному восприятию реальности, в которой всё, увы, не так гладко. Конкуренция на новосибирском рынке частной медицины растёт немыслимыми темпами: новые имена появляются на карте города постоянно, обман клиента, высокие обещания. Клиники, родившиеся вчера, не всегда могут обеспечить качество услуг такое же, как в медицинских центрах с многолетней историей, прошедших на своём пути все мыслимые и немыслимые проверки контрольно-надзорных органов, сформировавших команду врачей, отстроивших лечебный процесс с учётом интересов клиента и врачей. Клиники, начинающие сегодня с нуля, как правило, укомплектованы новейшим оборудованием, но осваивать этот технологический потенциал некому — мало квалифицированных кадров. Большинство специалистов со стажем уже давно сотрудничают с надёжными медицинскими центрами, которые держатся в лидерах рынка не первое десятилетие.
«Медпрактика» принадлежит к их числу?
Безусловно. Это любимое детище, которое появилось в семье медиков более 12 лет назад. Мои родители — врачи, я сама имею образование стоматолога-хирурга, поэтому со специалистами, которые работают в «Медпрактике», разговариваю на одном языке. Врачи — люди осторожные, сложные и притом скептики. Они прекрасно понимают, что любой аппарат, который приобретается без понимания его реального практического значения, — не более чем дорогой аттракцион, который никак не влияет на качество лечения. Поэтому мы прокачиваем свою материально-технологическую базу исходя из того, что действительно нужно нашим докторам, чтобы они могли лучше делать свою работу. Например, понимая, что в хирургии активно развиваются малоинвазивные методики, мы полностью переоснастили нашу операционную, где можно проводить операции с минимальной поверхностной площадью проникновения: видеоэндоскопию и гистероскопию и др. Это дало врачам возможность минимизировать и время операций, и последствия хирургического вмешательства для клиентов.
Да, но эндоскопические операции — это не самый бюджетный вариант лечения, а люди сегодня склонны считать деньги и не готовы переплачивать за услуги, которые можно получить дешевле и, в принципе, с тем же результатом.
Начнём с того, что инновационные методики, в том числе эндоскопия, далеко не универсальны. У каждой технологии есть свои плюсы и минусы, и иногда классические способы лечения могут быть эффективнее любой модной процедуры.
Например, сейчас в детской лор-хирургии есть прорывы, такие как эндоскопическая аденотомия (удаление аденоидов малоинвазивное), и в «Медпрактике», конечно, тоже проводятся такие операции. Но во многих случаях одной эндоскопической картины недостаточно для определения тактики лечения: огромное значение имеет история болезни, жалобы пациента и так далее. Только врач, владеющий классическим способом удаления аденоидов и досконально знающий механику этого процесса, может определить, как лучше провести процедуру. И в нашем случае неважно, старые или новые инструменты он будет использовать, — в любом случае операция будет проведена без последствий и с хорошим эффектом. Мы не ставим пациенту условий: либо дорого, либо никак. Мы даём ему свободу выбора: хотите — так, хотите — иначе, мы в любом случае сделаем хорошо. В этом разнообразии подходов заключается доступность качественной медицинской помощи, обеспеченная опытом врачей, технологической базой.
Вы не раз говорили, что врачебное дело почти повсеместно превратилось в коммерцию. Ну а вам-то какой смысл фактически идти против рынка?
Как правило, люди приходят в медицину уже зная, что их ждёт. И, я думаю, очень многие врачи очень неуютно чувствуют себя в системе, в которой всё заточено на получение прибыли. В «Медпрактике» врачи свободны в своём профессиональном выборе. Поэтому мы никогда не заявляем, что полетим в космос. Не полетим, потому что для нас важнее, чтобы человек ушёл качественно обследованный, грамотно пролеченный, здоровый. Важно оправдывать ожидания.
Но это же путь преодоления, а он обычно не самый простой.
Я не боюсь сложностей. Как говорится, всегда выбирай самый трудный путь и делай хорошо свою работу. Мне интересно бросать вызовы самой себе. Этот профессиональный азарт разделяют люди, которые со мной работают: врачи, готовые беспрестанно учиться, офисные сотрудники, готовые идти вперёд, не боясь новых задач. У нас сложившийся коллектив: многие работают в «Медпрактике» по семь-десять лет. Это люди, для которых идея и профессиональные амбиции на первом месте. Прибыль — это лишь инструмент, который мы используем, чтобы «Медпрактика» росла и становилась ещё более доступной для клиентов.
Какие принципиально новые возможности вы создали в своей отрасли?
На сегодня «Медпрактика» является федеральным оператором помощи от клещевого энцефалита. Несколько лет назад мы задали темп в этом направлении: сначала были инициаторами профилактики от одной инфекции, потом от четырёх, теперь уже от восьми.
Мы совместно с партнёрами уже охватили более десяти регионов, включая Омск, Томск, Екатеринбург, Казань, Уфу и другие города, открывая для клиентов возможность защитить себя и свои семьи, где бы они ни находились. Также мы активно осваиваем отдалённые районы Новосибирска и области, не только открывая в них новые современные клиники, но и реализуя социально значимые проекты. В 2017 году в Бердске появился первый оздоровительный детский центр с бассейном «Медпрактика Аква», оборудованный так, чтобы его могли посещать маленькие пациенты с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ДЦП и другими серьёзными заболеваниями. В прошлом году «Медпрактика» открылась на Выборной — там, где он был так необходим жильцам новых микрорайонов, среди которых много молодых пар с детьми. Каждый подобный проект — это тяжёлая работа. Вдали от центра города непросто найти опытных специалистов: на поиск хорошего врача может уйти и полгода.
У вас есть собственная служба подготовки специалистов к работе?
Есть. Но мы готовим специалистов в работе с нашими программами, объясняем правила, люди проходят тестирование и т.д. А также собственный учебный центр, свой бизнес-тренер, который работает с персоналом вот уже больше 10 лет, скоро будет свой call-центр… Можно сказать, что «Медпрактика» — это такой «город в городе» со своей уникальной средой и с богатой историей, которая позволяет уверенно смотреть в будущее, опираясь на опыт прошлого.
Кто мотивирует вас к движению вперёд?
Мне очень нравится формат сотрудничества с московскими партнёрами. Столичный темп работы и масштаб идей всегда держат в тонусе. В этом плане регионы сегодня отстают, и, поскольку «Медпрактика» выходит на федеральный уровень, то наша команда должна работать на опережение, предвосхищая в чём-то потребности клиента, которые скоро станут актуальными и для Сибири.
По вашему мнению, может ли Новосибирск стать региональным центром медицины или даже центром медицинского туризма?
Я думаю, да. Медицина в Новосибирске уже поднимается, потому что на рынок заходят и иностранные клиники, и крупные федеральные сети. За последние десять лет отрасль сделала большой шаг вперёд. Есть медицинские центры, которые не только наполняют отрасль новыми зарубежными технологиями, но и предлагают свои инновационные разработки. Однако это, как правило, люди, идеи, а для них нужна питательная среда — в виде материальной базы, возможности получать дополнительное образование, уважительного отношения со стороны руководства. Если собственник медицинского центра создаёт для врачей такие условия, то команда будет творить, созидать что-то новое. Финансы должны ложиться на хорошую базу. Это путь более трудный, но и более перспективный – для пациентов, для врачей, для региона в целом.