Очки в вашу пользу

2 / 2019     RU
Очки в вашу пользу
Татьяна Проскурина директор сети салонов оптики «Тамара»
Салоны оптики «Тамара» уже 25 лет дают возможность не только хорошо видеть, но и отлично выглядеть.

LT: Татьяна Николаевна, 25 лет назад, когда ваша мама Тамара Ивановна Баско открывала первый салон элитной оптики «Тамара», настоящие брендовые очки в Новосибирске можно было купить только… в Италии, ну или в Москве, в лучшем случае. А насколько они были востребованы на тот момент?

ТАТЬЯНА ПРОСКУРИНА: Тогда это многим было непонятно. Коллеги не верили в наши перспективы: кто будет покупать, если у людей денег нет? А денег у большинства тогда и правда совсем не было. Я в то время заканчивала школу и одновременно работала продавцом в «Тамаре». Случайные посетители были не столько восхищены качеством нашего товара, сколько недовольны его ценами. Было много обидных высказываний, но и таких людей можно понять…

Еще бы: в прежние времена они красивые очки видели только в зарубежных фильмах, а тут денег совсем не стало, а им очки Dior да Ray Ban предлагают.

Да, но постепенно ситуация стала меняться. С тех пор открылось много салонов оптики самых разных ценовых категорий, хотя многие за это время успели и открыться, и закрыться. Люди начали понимать, что очки не только решают проблемы со зрением, но и создают имидж, показывают статус своего владельца. Значит, могут стоить дорого и даже очень дорого.

А в последние годы, наверное, особенно?

Конечно, санкции и падение рубля очень повлияли на цены импортных товаров. А у нас ведь только брендовые оправы — те же Dior и Ray Ban, Fendi, Andi Wolf, всего представлено более трехсот марок, и все они производятся в Италии, Франции, Германии, Японии. Линзы тоже самых известных зарубежных фирм. Так что повышение цен было неизбежным, нам надо было только постараться свести его к минимуму, и эту задачу мы выполнили.

То есть клиентов сохранить удалось?

Конечно. Был в моей жизни период, когда я решила, что переросла Новосибирск, надо набирать высоту. Поработала в Москве, потом совершила почти невероятное: меня взяли на работу в корпорацию «Протек», создавшую одну из крупнейших аптечных сетей – «Ригла». Они как раз занимались развитием у себя оптического сегмента. И меня приняли на это направление, хотя на руководящие должности они людей со стороны не берут — сами выращивают, как, кстати, и мы в «Тамаре». Все было прекрасно, но в какой-то момент я поняла: надо возвращаться в Новосибирск, в наш семейный бизнес. Я там многому научилась, а главное, сформировала свое понимание о работе с клиентами. В нашей клиентской базе сейчас девять тысяч человек, и мы каждого клиента уважаем, любим, обхаживаем.

То есть скепсис тех, кто не верил, что в Новосибирске можно сделать успешный бизнес на высококачественных, брендовых очках, оказался необоснованным?

Да, но, чтобы доказать это, понадобилось немало времени и очень много сил. Но уже к 1996 году были открыты четыре салона. И в этом же году в одном из салонов появился первый кабинет офтальмолога. По мере формирования спроса мы наращивали свои возможности. Сейчас в салонах «Тамара» ведут прием врачи высочайшего класса, а очки изготавливаются на самом современном оборудовании иностранного производства. И это не только наше мнение, есть и независимые оценки: уже более десяти лет назад, в 2006 году, сеть салонов «Тамара» вошла в число ста лучших оптических магазинов России, а магазинов этих в стране — тысячи. Но главный наш принцип остается неизменным: мы любим каждого своего клиента, и его оценка для нас прежде всего.

И любовь эта взаимна?

По-моему, да. За 25 лет мы для многих стали буквально «семейным доктором»: к нам приходит уже третье поколение — внуки наших первых клиентов. Есть еще очень яркое доказательство взаимности нашей любви. Наши клиенты, которые переехали жить в другие города, в Москву или даже за границу, продолжают обращаться к нам. Некоторые специально приезжают за очками, а кто-то по интернету, по скайпу заказ оформляет. Мы не интернет-магазин, но в такой форме постоянным клиентам рады услужить. Наверное, так нам и удалось сформировать что-то вроде клуба. Многие наши друзья собираются на наши мероприятия, например, презентации новых линеек ведущих брендов или музейной коллекции уникальных очков 1940–1990 годов производства одного из крупнейших мировых оптических концернов — Safilo.

Сейчас чуть ли не в каждом салоне оптики сидит врач-офтальмолог. Зачем эта роскошь, разве в поликлинике или в офтальмологической клинике не могут выписать рецепт?

Могут и выписывают, но в оптическом салоне проверить зрение можно без очередей и записи. Есть еще один нюанс: хороший офтальмолог не посоветует делать заказ на оптику исключительно по рецепту даже лучшей клиники, желательно его уточнить. Дело в том, что состояние зрения от многого зависит. Грубо говоря, если вы его проверяли рано утром, то могли быть просто заспанными, а в конце дня — уставшими. Лишний раз уточнить не помешает. Тут другая проблема. У нас в «Тамаре» принимает офтальмолог самой высокой квалификации и оборудование у него самое современное, от ведущих мировых производителей. Но хорошему специалисту нужна соответствующая зарплата, что неизбежно сказывается на стоимости диагностики и приёма врача. Многие экономят. Мне рассказывали, что в одном из салонов вместо офтальмолога прием ведет ветеринар, в другом — токарь. Так что экономить можно и нужно, но не на чужом и не на своем здоровье.