LT: Ваша семейная компания ведёт свою историю с XVI века, когда мануфактура Бозелли производила шёлк. Но сегодня традиционное восприятие моды меняется. Семейные фабрики, ручная работа, дома моды с вековой историей — не станет ли это красивой, но отжившей своё эпохой, по которой мы будем ностальгировать, как по старым чёрно-белым фильмам?
МАРИО БОЗЕЛЛИ: Я полагаю, что нет. Думаю, что итальянское прет-а‑порте представляет собой высшую степень совершенства стиля, который не придумывается каждый день, а является феноменом, существующим очень долгое время. Made in Italy — это история таланта, традиций вкуса, культуры элегантности, мастерства ручной работы, готовности к инновациям и внимания к деталям, креативности и технической подкованности.
Куда в целом движется мода? Какими вы представляете себе людей на улицах, в офисах, кафе и театрах через пять, десять, двадцать лет?
Если говорить о краткосрочной и среднесрочной перспективе, я считаю, что мы будем наблюдать эволюцию модных трендов так же, как и тех, что возникали в последние 50 лет существования итальянского прет-а‑порте высокого ценового сегмента, с применением инноваций и должным образом обыгранных отсылок к прошлому. В долгосрочной перспективе же можно ожидать эволюцию, главным образом, всего того, что связано с материалами, пряжей и тканями, которые в настоящее время еще не представлены на рынке и будут являться плодом фундаментальных и прикладных исследований.
Как итальянцам удалось превратить моду (по сути, очень творческую сферу) в эффективный экономический инструмент? Можно ли сравнить этот феномен с эпохой Возрождения, когда именно культура стала двигателем итальянской экономики?
Необходимо уточнить, что итальянская система «текстильная промышленность–одежда–мода» уже много лет представляет собой очень значимую финансово‑экономическую реальность на мировом уровне, дав опередить себя лишь Большому Китаю (Китай плюс Гонконг и так далее). Данные по сфере моды за 2018 год: объем продаж 66 700 миллионов долларов — экспорт 52 200 миллионов, импорт 33 500 миллионов. Активное сальдо торгового баланса — 18 700 миллионов. Занятых в этой сфере — около 565 тысяч, компаний — около 60 тысяч. В заключение добавлю, что все это возможно благодаря превосходно организованной производственной цепочке, которая опирается на креативность высочайшего уровня — плода в том числе и исторического феномена Возрождения, о котором вы упомянули.
Вы как-то сказали: «Милан — это столица медиакоммуникаций. Это одна из причин того, что он является и столицей моды». Как мода организует медиакоммуникации?
Милан — столица прет-а‑порте высокого ценового сегмента по многим причинам: он является резиденцией самых важных дизайнеров, здесь расположены самые крупные издательства страны и около десятка учебных заведений, специализирующихся на сфере моды и дизайна.
И наконец, там действуют в пиковые моменты вплоть до 800 шоу-румов, а также находится Квартал моды, знаменитый шопингом в высоком ценовом сегменте и ценящийся богатыми потребителями со всего света. Жители Милана подстраиваются под этот мир и, естественно, одеваются элегантно.
Вы много путешествуете по миру — расскажите, как одеваются люди самых современных и развитых городов?
Сегодня мир глобализирован, одежда и мода стали схожи; интернет, СМИ, телевидение являются инструментами этого явления, которое приводит к тому, что не возникает ситуаций, особо отличающихся друг от друга в том, как одеваются в Шанхае, в европейских столицах или в Нью-Йорке. Некоторые отличия есть только там, где традиционно используется этническая или традиционная одежда, как, например, сари в Индии.
Как должен выглядеть человек, который хочет произвести благоприятное впечатление в статусном обществе, но не хочет показаться слишком заурядным?
Настоящая элегантность состоит в том, чтобы быть в ладу с самим собой, то есть одеваться «своевременно», в соответствии с различными поводами, связанными с работой или отдыхом. Один и тот же человек может одинаково прекрасно выглядеть в двубортном пиджаке в тонкую полоску в течение рабочей недели и в джинсах на выходных.
За долгие годы работы в fashion-индустрии в круг вашего общения входили лучшие дизайнеры мира. Кому из них в творческом смысле принадлежит ваше сердце?
Я считаю, что есть один-единственный настоящий гигант из ныне живущих в мире моды, и для меня это Джорджо Армани. Король Джордж является не только великим дизайнером, но также и прекрасным предпринимателем.
Как формировались ваш вкус и чувство стиля? Кто или что оказало решающее влияние? И кстати, какой ваш любимый аксессуар, почему?
Стиль жизни человека — это что-то, что приходит издалека, из семейных хромосом, из полученного воспитания. Я человек в годах, который встретил за свою жизнь множество достойных людей различного социального происхождения, я много читал и путешествовал и поэтому совершенно неспособен назвать вам что-то конкретное, что повлияло на меня особенным образом.
Мой любимый аксессуар — это галстук, поскольку он лучше всего воплощает в себе элегантность.
Кого, по вашему мнению, можно назвать самой стильной персоной нашего времени?
Итальянского fashion-блогера номер один — Кьяру Ферраньи.
7 / 2020
Что такое семья, как должны выстраиваться отношения между мужчиной и женщиной, каким принципам следовать в воспитании детей в эпоху глобальной трансформации этических норм.
7 / 2020
Воспитание детей часто похоже на ходьбу по канату между разных крайностей. О том, как выбрать ту самую золотую середину, мы поговорили со священником Дмитрием Мироновым.
5 / 2020
Опрос «Левада-центра» от 20—26 февраля 2020 года показал, что 75% россиян считают советскую эпоху лучшим временем в истории России. Однако вернуться в Советский Союз хотела бы лишь треть опрошенных. Остальные ратуют за некий «особый путь»…
4 / 2020
Какие компании первыми уйдут с рынка, как поведут себя доллар и евро и что советует делать Уоррен Баффет, когда экономика уходит в штопор.
4 / 2020
Новосибирский учёный, ныне работающий в Португалии, озвучил свой прогноз развития эпидемии коронавируса и объяснил, почему в любом случае стрессовать не стоит.
3 / 2020
В Китае жизнь после карантина возвращается на свои места, в то время как Россия только вступает в этот непростой этап борьбы с эпидемией. Изучаем опыт, который может пригодиться нам в ближайший месяц.