Эффективный бизнес-план современного родителя

3 / 2019     RU
Эффективный бизнес-план современного родителя
Елена Анатольевна Чекалина директор частного общеобразовательного учреждения «София»
Обучение в школе — своего рода 11 летний бизнес-проект. Чтобы результат такого проекта достиг цели, три субъекта — ребёнок, учитель и родители — должны действовать грамотно и слаженно.

LT: Какие они — родители современных школьников? Такие же, как и 20 лет назад, когда вы только начинали работать педагогом?

ЕЛЕНА ЧЕКАЛИНА: Раньше возрастные границы родителей учеников начальной, средней школы и старших классов были чётче. В Советском Союзе детей рожали в большинстве своём до 25 лет, и первоклассников приводили в школу практически ровесники — люди одного поколения. Поэтому учителям было проще сориентироваться, как работать с тем или иным коллективом родителей. Сейчас ситуация изменилась. Возрастная граница рождения первенца сдвинулась на отрезок от 26 до 40 лет. И учитель, заходя в класс на родительское собрание, видит перед собой людей, которые сами получали школьное образование в ссср (поколение x) и тех, кто, по сути, относится к поколению y.

Как разные поколения родителей смотрят на образование своих детей?

У людей, выросших в советское время, осталась в голове установка «школа знает, как надо», школа не требует их участия в учебной жизни ребёнка. Именно поэтому такие родители редко решаются высказывать свои идеи, а если их вдруг вызывают в школу, сразу вздыхают: случилось что-то плохое. Молодые родители — совсем другое дело, время диктует им быть в тренде, в том числе — и в тренде образования. Они, даже будучи далёкими от профессии педагога, интересуются образовательными программами, учебниками и предметами, по которым учатся их дети. На любой встрече такие родители всегда найдут, чем козырнуть перед собеседниками: увлечением ребёнка «белым» хакерством, ментальной арифметикой, робототехникой… Чем угодно — лишь бы это звучало ультрасовременно. И в этом — серьёзная проблема. Не зря существует выражение «одевайся не так, как модно, а так, как тебе идёт». Оно применимо и к образованию ребёнка: позвольте ему выбирать себе увлечения по сердцу, и вы увидите, как спустя время он вырастет в этом направлении.

Как родителю понять ребёнка и, настроившись с ним на одну волну, помочь ему двигаться вперёд, всесторонне развиваться?

Раньше школа не требовала от ученика сверх нормы: выучить параграф, сделать упражнение в тетради, ответить на вопросы учителя — не более. Этого хватало, чтобы получить положительную оценку и похвалу от родителей. Поэтому большинство детей были пассивны — и в учёбе, и в повседневной жизни. Сегодняшний мир такого не позволяет. Он настолько многогранен и полицентричен, что открывает перед человеком миллионы различных каналов и ресурсов. Современные дети не знают мир без этих возможностей и с малых лет пытаются использовать их в различных целях. И им это не составляет труда: они, к примеру, могут одновременно слушать музыку, делать уроки, общаться в соцсетях и вести онлайн-конференцию с одноклассниками. К сожалению, не все учителя и родители могут подстроиться под столь динамичный темп и по привычке транслируют детям то, что сами много лет назад слышали от матерей и отцов. Так проще — не вникать в новое, пользуясь проверенными методами. Но если принять такую позицию, вскоре ребёнок перепробует всё, что есть в его окружении, и повторять это из раза в раз покажется ему неинтересным. Ребёнок постоянно должен быть чем-то занят. И кто, если не родители, сможет подобрать для него увлекательные и при этом полезные занятия. Но для этого, разумеется, родители должны быть современными, всесторонне развитыми людьми.

Первое, чему нужно свое чадо научить, — отвечать за свои слова и действия, извиняться, если он кого-то обидел, второе — вежливости, и только потом — более глубоким вещам

Отец должен научить мальчика быть мужчиной. Мама для девочки должна стать подружкой. Из этого логично следуют совместные традиционные и супермодные увлечения.

Нужно давать ребёнку свободу или же стоит быть рядом и советовать?

Если родители упустили увлечения детства своего ребенка, не смогли заметить его и развить его склонности, не могут ответить на вопрос: в чём успешен ваш ребенок? – это, безусловно, вызовет проблему выбора профессии. Это чаще случается в 10–11-м классах. И здесь звучит опасная, но очень удобная для родителей фраза: «Делай как хочешь». Ошибка родителей здесь в том, что они предоставили ребёнку быть самостоятельным, когда поезд уже ушёл. И это дезориентировало их ребёнка. «Делай как хочешь» — фраза для шестилетнего ребёнка. У него впереди ещё много времени, чтобы пробовать, ошибаться, снова пробовать и находить верное решение. Тогда к окончанию школы он станет конкурентоспособным человеком, который сможет сориентироваться практически в любой ситуации.

Как оставаться причастным к образованию и жизни ребёнка и при этом не навредить ему, не переборщить с вниманием?

Внимания много не бывает! Знаете, когда надо перестать обнимать ребенка? Когда он сам от вас отойдёт. Не механически обнимать, а делиться нежностью, любовью и энергией!

К сожалению, у многих современных родителей не хватает времени на формирование поведенческого корпуса своего ребёнка. А ведь это основа основ! Первое, чему нужно свое чадо научить, — отвечать за свои слова и действия, извиняться, если он кого-то обидел, второе — вежливости, и только потом — более глубоким вещам. Надо разложить перед ним «веер поступков» — некое «пособие» из реальных жизненных ситуаций, преодолённых родителями, и результатов и уроков этих событий. Пусть ребёнок усваивает чужой опыт и с ранних лет учится делать выбор, основываясь на успехах и ошибках близких ему людей. Для этого нужно установить доверительные отношения в семье, больше разговаривать с ребёнком, интересоваться его успехами в школе и добиваться от него не рапорта «нормально», а подробного, искреннего ответа. Как? Показать своим примером. Расскажите ему о своих проблемах на работе, а ещё лучше — создайте ситуацию, где ребёнок будет поставлен в ответственную позицию. Поделитесь со своим сыном и дочерью о своих трудностях и просите помощи. И дети найдут для вас неожиданные спасительные решения, предложат идеи, о которых вы даже не догадывались. Тогда вы и ваш ребёнок станете соучастниками общего пространства под названием «семья»! И когда вы спросите своего ребенка о его учебе, он будет знать, о каких трудностях и успехах рассказывать и как попросить совета. Это правда работает! Открываясь ребёнку, вы переходите из статуса строгого родителя в статус друга, способного понять, посочувствовать и поддержать.

Многие родители считают, что, отдав ребёнка в школу полного дня, можно максимально полно развить все его способности. На ваш взгляд, этого хватит?

Главное, что нужно сделать родителю, — понять, что интересно ребёнку и что у него хорошо получается. Для этого, как бы жёстко это ни звучало, ребёнка нужно заставить действовать: только после его первых успехов и первых неудач родитель сможет нащупать правильное направление. При этом думать, что дальнейшее развитие того или иного таланта учебное заведение полностью возьмёт на себя, не стоит. Школа увлечёт, займёт ребёнка, где-то поможет ему, но остальное — за родителями. Учитель, каким гениальным бы он ни был, и самая лучшая школа не создадут из ребенка профессионального спортсмена, дирижёра, музыканта. Родители должны отвести ребёнка в профессиональные секции, где его достижения будут оценены на соревнованиях и конкурсах. Именно эти достижения ребенка принесут ему победы и призовые места. Эти награды отличаются от школьного аттестата и школьных медалей!