LT: Какие они — родители современных школьников? Такие же, как и 20 лет назад, когда вы только начинали работать педагогом?
ЕЛЕНА ЧЕКАЛИНА: Раньше возрастные границы родителей учеников начальной, средней школы и старших классов были чётче. В Советском Союзе детей рожали в большинстве своём до 25 лет, и первоклассников приводили в школу практически ровесники — люди одного поколения. Поэтому учителям было проще сориентироваться, как работать с тем или иным коллективом родителей. Сейчас ситуация изменилась. Возрастная граница рождения первенца сдвинулась на отрезок от 26 до 40 лет. И учитель, заходя в класс на родительское собрание, видит перед собой людей, которые сами получали школьное образование в ссср (поколение x) и тех, кто, по сути, относится к поколению y.
Как разные поколения родителей смотрят на образование своих детей?
У людей, выросших в советское время, осталась в голове установка «школа знает, как надо», школа не требует их участия в учебной жизни ребёнка. Именно поэтому такие родители редко решаются высказывать свои идеи, а если их вдруг вызывают в школу, сразу вздыхают: случилось что-то плохое. Молодые родители — совсем другое дело, время диктует им быть в тренде, в том числе — и в тренде образования. Они, даже будучи далёкими от профессии педагога, интересуются образовательными программами, учебниками и предметами, по которым учатся их дети. На любой встрече такие родители всегда найдут, чем козырнуть перед собеседниками: увлечением ребёнка «белым» хакерством, ментальной арифметикой, робототехникой… Чем угодно — лишь бы это звучало ультрасовременно. И в этом — серьёзная проблема. Не зря существует выражение «одевайся не так, как модно, а так, как тебе идёт». Оно применимо и к образованию ребёнка: позвольте ему выбирать себе увлечения по сердцу, и вы увидите, как спустя время он вырастет в этом направлении.
Как родителю понять ребёнка и, настроившись с ним на одну волну, помочь ему двигаться вперёд, всесторонне развиваться?
Раньше школа не требовала от ученика сверх нормы: выучить параграф, сделать упражнение в тетради, ответить на вопросы учителя — не более. Этого хватало, чтобы получить положительную оценку и похвалу от родителей. Поэтому большинство детей были пассивны — и в учёбе, и в повседневной жизни. Сегодняшний мир такого не позволяет. Он настолько многогранен и полицентричен, что открывает перед человеком миллионы различных каналов и ресурсов. Современные дети не знают мир без этих возможностей и с малых лет пытаются использовать их в различных целях. И им это не составляет труда: они, к примеру, могут одновременно слушать музыку, делать уроки, общаться в соцсетях и вести онлайн-конференцию с одноклассниками. К сожалению, не все учителя и родители могут подстроиться под столь динамичный темп и по привычке транслируют детям то, что сами много лет назад слышали от матерей и отцов. Так проще — не вникать в новое, пользуясь проверенными методами. Но если принять такую позицию, вскоре ребёнок перепробует всё, что есть в его окружении, и повторять это из раза в раз покажется ему неинтересным. Ребёнок постоянно должен быть чем-то занят. И кто, если не родители, сможет подобрать для него увлекательные и при этом полезные занятия. Но для этого, разумеется, родители должны быть современными, всесторонне развитыми людьми.
Отец должен научить мальчика быть мужчиной. Мама для девочки должна стать подружкой. Из этого логично следуют совместные традиционные и супермодные увлечения.
Нужно давать ребёнку свободу или же стоит быть рядом и советовать?
Если родители упустили увлечения детства своего ребенка, не смогли заметить его и развить его склонности, не могут ответить на вопрос: в чём успешен ваш ребенок? – это, безусловно, вызовет проблему выбора профессии. Это чаще случается в 10–11-м классах. И здесь звучит опасная, но очень удобная для родителей фраза: «Делай как хочешь». Ошибка родителей здесь в том, что они предоставили ребёнку быть самостоятельным, когда поезд уже ушёл. И это дезориентировало их ребёнка. «Делай как хочешь» — фраза для шестилетнего ребёнка. У него впереди ещё много времени, чтобы пробовать, ошибаться, снова пробовать и находить верное решение. Тогда к окончанию школы он станет конкурентоспособным человеком, который сможет сориентироваться практически в любой ситуации.
Как оставаться причастным к образованию и жизни ребёнка и при этом не навредить ему, не переборщить с вниманием?
Внимания много не бывает! Знаете, когда надо перестать обнимать ребенка? Когда он сам от вас отойдёт. Не механически обнимать, а делиться нежностью, любовью и энергией!
К сожалению, у многих современных родителей не хватает времени на формирование поведенческого корпуса своего ребёнка. А ведь это основа основ! Первое, чему нужно свое чадо научить, — отвечать за свои слова и действия, извиняться, если он кого-то обидел, второе — вежливости, и только потом — более глубоким вещам. Надо разложить перед ним «веер поступков» — некое «пособие» из реальных жизненных ситуаций, преодолённых родителями, и результатов и уроков этих событий. Пусть ребёнок усваивает чужой опыт и с ранних лет учится делать выбор, основываясь на успехах и ошибках близких ему людей. Для этого нужно установить доверительные отношения в семье, больше разговаривать с ребёнком, интересоваться его успехами в школе и добиваться от него не рапорта «нормально», а подробного, искреннего ответа. Как? Показать своим примером. Расскажите ему о своих проблемах на работе, а ещё лучше — создайте ситуацию, где ребёнок будет поставлен в ответственную позицию. Поделитесь со своим сыном и дочерью о своих трудностях и просите помощи. И дети найдут для вас неожиданные спасительные решения, предложат идеи, о которых вы даже не догадывались. Тогда вы и ваш ребёнок станете соучастниками общего пространства под названием «семья»! И когда вы спросите своего ребенка о его учебе, он будет знать, о каких трудностях и успехах рассказывать и как попросить совета. Это правда работает! Открываясь ребёнку, вы переходите из статуса строгого родителя в статус друга, способного понять, посочувствовать и поддержать.
Многие родители считают, что, отдав ребёнка в школу полного дня, можно максимально полно развить все его способности. На ваш взгляд, этого хватит?
Главное, что нужно сделать родителю, — понять, что интересно ребёнку и что у него хорошо получается. Для этого, как бы жёстко это ни звучало, ребёнка нужно заставить действовать: только после его первых успехов и первых неудач родитель сможет нащупать правильное направление. При этом думать, что дальнейшее развитие того или иного таланта учебное заведение полностью возьмёт на себя, не стоит. Школа увлечёт, займёт ребёнка, где-то поможет ему, но остальное — за родителями. Учитель, каким гениальным бы он ни был, и самая лучшая школа не создадут из ребенка профессионального спортсмена, дирижёра, музыканта. Родители должны отвести ребёнка в профессиональные секции, где его достижения будут оценены на соревнованиях и конкурсах. Именно эти достижения ребенка принесут ему победы и призовые места. Эти награды отличаются от школьного аттестата и школьных медалей!