Искренность в творчестве всегда найдёт свой отклик

3 / 2019     RU
Искренность в творчестве всегда найдёт свой отклик
Рената Миронова пианистка, композитор, участница Международного фестиваля клавирного искусства CLAVIS, дипломант и лауреат международных конкурсов в номинации «Композитор-исполнитель», International arts festival concourse «Hola, Espana»
Услышав музыку, мы неосознанно устремляем внимание на исполнителя, совершенно забыв, что ловкие комбинации этих звуков — плод работы композитора.

LT: Рената, когда вы начали создавать музыку?

РЕНАТА МИРОНОВА: Я пишу музыку с детства. Мне нравилось оставаться дома одной: в эти моменты я могла записывать на кассетный диктофон свои импровизации. Любовь к сочинительству с годами только усилилась и переросла из хобби в потребность души. Мне повезло, что в ХХI веке эта потребность, как и любые другие виды творчества, может найти отклик у окружающих. И в 2012 году это случилось. Меня пригласили на санкт-петербургский творческий фестиваль Sea Fever («Расскажи мне о море»), поскольку моя песня вошла в шорт-лист победителей. Но выступить на этой площадке я смогла лишь в 2016 году — будучи уже дважды мамой. С тех пор я перестала писать музыку «в стол»: публика фестиваля встретила меня тепло и радушно, и это послужило огромным стимулом к развитию меня как композитора-исполнителя здесь, в Сибири.

Вы исполняете исключительно свою музыку. Что это — композиторский тренд или стремление вашей души говорить на сугубо личном языке?

Когда я поступала в Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки на фортепианное отделение, то видела себя именно исполнителем. Но, столкнувшись с интерпретацией произведений классиков, я поняла: это огромная ответственность перед автором и, конечно, слушателями. Чем дальше от нас эпоха, в которой жил и творил мастер, тем сложнее играть. В итоге я получила высшее фортепианное образование, но так и не решилась исполнять на сцене сочинения великих композиторов. Зато я продолжила сочинять собственную музыку. Это ни в коем случае не связано с желанием прославиться: музыка — мой второй язык, на котором мне комфортно общаться с миром. В этой стихии я чувствую себя своей, здесь я не зацикливаюсь на технике и играю от сердца. Наверное, поэтому, как многие отмечают, свои сочинения я исполняю намного свободнее и убедительнее, чем работы других композиторов.

А вообще уместно ли говорить о трендах в композиторском мастерстве?

Когда я показываю свои фортепианные миниатюры дипломированным композиторам, они плечами пожимают: «Сейчас никто так не пишет». В такие моменты невольно задумываешься: музыкальная культура давно достигла своего апогея, а в нашем распоряжении — необъятное разнообразие стилей и огромное наследие. Чтобы как-то обозначить себя в современном музыкальном мире, композиторы стараются экспериментировать, к примеру вплетая электронную музыку в звучание живого симфонического оркестра. Но вторить другим — не моя история. Я мелодист, и вся моя музыка имеет вокальную природу. Да, сегодня мало кто так пишет. Но я верна себе, занимаюсь любимым делом, несу со сцены определённые эмоции, за которыми слушатели приходят снова и снова. Разве это не счастье?!

Какова музыкальная личность Новосибирска? Много ли у нас композиторов, живущих музыкой и готовых делиться ей с публикой?

Поскольку в плане создания музыки я самоучка, не берусь судить об уровне композиторского мастерства в городе. Но, судя по отзывам иностранной публики, у нас сильнейшая школа. В Новосибирской государственной консерватории есть теоретико-композиторский факультет, и его студенты и выпускники являются лауреатами престижных композиторских конкурсов. Новосибирск всегда был интересен в плане музыкальной культуры. У нас прекрасные музыканты, мы должны гордиться ими.

Почему в Новосибирске так мало женщин-композиторов? И вообще, можно ли на слух отличить музыку из-под женской руки от мужской?

Женщины – авторы музыки у нас есть, только мы их реже слышим. Возможно, потому, что очень сложно найти возможности для исполнения (мне, будучи и композитором, и исполнителем в одном лице, с этим проще). В процентном соотношении женщин-композиторов всегда было меньше, чем мужчин.

Вы удивитесь, какой нежной и обволакивающей может быть
музыка мужского сочинения, и насколько мощной
и сокрушительной — женского, и убедитесь:
в мире музыки нет границ

Но вовсе не из-за неравномерного распределения таланта. Вспомним хотя бы Феликса Мендельсона и его не менее талантливую сестру Фанни: строгие нравы ХIХ века не позволяли женщине заниматься профессиональной деятельностью, свойственной мужчине: только вести быт, заботиться о семье и, если повезёт, иметь безобидное хобби.

Что касается различий в музыке, то здесь моё воображение почему-то рисует образы разных по стилю, эпохам и звучанию Сергея Рахманинова и Софии Губайдулиной. Включите фрагмент моей любимой второй части из Второго фортепианного концерта Рахманинова и знаменитую чакону Губайдулиной. Вы удивитесь, какой нежной и обволакивающей может быть музыка мужского сочинения, и насколько мощной и сокрушительной — женского, и убедитесь: в мире музыки нет границ.

Кстати, говоря о другой женской роли — материнстве… Нужно ли развивать в детях музыкальные способности и что это даёт?

Мой старший сын занимается в музыкальной школе и пытается сам сочинять музыку, младший восхищается рок-направлением и сейчас настолько увлёкся творчеством группы Queen, что попросил в подарок электрогитару. Мы с детьми развиваем интерес не только к музыке, но и к другим видам искусства. Как раньше не было разделения искусства на живопись, танец, театр и другие направления, так и теперь мы стараемся заниматься всем сразу: и рисуем, и танцуем, и делаем постановки, и пишем стихотворения, и музыку – всё для максимально полного развития детей. Это не только улучшает воображение и мелкую моторику, но и воспитывает сферу чувств. Так что я рекомендую родителям, какой бы профессии они ни были, приучать детей к творчеству с малых лет.