Люди боятся отвечать за свои слова

3 / 2019     RU
Люди боятся отвечать за свои слова
Павел Басинский писатель, литературовед, литературный критик, автор текста «Тотального диктанта — 2019»
О том, как общение в соцсетях влияет на русский язык и как поколению, выросшему без гаджетов, быть в курсе примет нового времени

LT: Акция «Тотальный диктант», зародившись в Сибири, выросла в крупный проект, подключивший к себе весь мир. Что это — дань моде или реальное желание людей стать частью чего-то полезного и масштабного?

ПАВЕЛ БАСИНСКИЙ: Действительно, «Тотальный диктант» зародился в Новосибирском государственном университете как локальное мероприятие для студентов и преподавателей, которые просто хотели проверить свою грамотность. Тогда диктор зачитал им отрывок из романа «Война и мир». И когда участникам выставили оценки, оказалось, что вовсе не все так грамотны, как предполагали. Позже желание испытать себя охватило всю Россию, затем — весь мир. И сейчас уже более 70 стран принимают участие в этой акции. Я думаю, для людей это возможность бросить вызов самим себе, интерес, подкреплённый неким соревновательным моментом.

Как вас выбрали автором «Тотального диктанта»?

Ко мне просто обратились организаторы и попросили написать четыре оригинальных текста для аудитории, проживающей в разных часовых поясах, — специально, чтобы исключить возможность их проникновения в сеть. С директором проекта Ольгой Ребковец мы заранее обговорили, что это будут детективные сюжеты, посвящённые русской классике. Поэтому я выбрал три общеизвестных произведения русской литературы — «маленькую трагедию» Александра Пушкина «Моцарт и Сальери», поэму Николая Гоголя «Мёртвые души» и пьесу Максима Горького «На дне», а четвёртый текст посвятил одному из эпизодов детской биографии Льва Толстого, и из каждой истории сделал небольшое детективное расследование. Думаю, попробовать свои силы будет интересно и взрослым людям, и молодому поколению.

Кстати, о молодом поколении. Кто они — гении, которые оставят всех нас позади, или же люди, которым повезло упрощать себе задачи с помощью новых технологий?

Ещё Иван Тургенев писал о поколении нигилистов, которое перевернёт представление людей о ценностях. Но те самые нигилисты просто выросли, состарились и прожили жизнь, мало чем отличную от жизни их предков. Разница между нами и нашими родителями ничтожна, в большинстве своём — это каких-то двадцать лет. И за это время никаких радикальных перемен, способных на революцию в нашем сознании, произойти не может. Просто каждое время даёт нам по-своему гениальных людей, а они в свою очередь создают то, чего раньше ещё не было.

Как общение в соцсетях влияет на русский язык?

Я не зарегистрирован в соцсетях, даже несмотря на то, что многие современные издатели требуют этого от писателя. Но иногда, заходя в чужие профили, я вижу огромное количество смайлов и стикеров. Они проникли даже на просторы электронной почты. И для меня это странно: если ты хочешь сказать что-то смешное, объясни словами, не намекая собеседнику на эффект, который ждёшь от своего сообщения. Это всё равно что рассказать анекдот и уточнить: «Вот на этом моменте надо смеяться».

В процессе онлайн-общения возникают новые слова и выражения, которые вписываются в повседневную речь. Оборот «как бы» раньше не употреблялся — это примета нового времени, когда люди сторонятся
однозначных, утвердительных высказываний
в страхе отвечать за свои слова

Есть полнометражный фильм режиссера Али Хамраева, где главные герои на протяжении всего сюжета говорят только три слова — «бо», «ба», «бу», и при этом существует интрига, за развитием которой действительно интересно наблюдать. Но это допустимо только в рамках эксперимента, в реальной жизни без слов нам никак не обойтись.
При этом в процессе онлайн-общения возникают новые слова и выражения, которые вписываются в повседневную речь. Оборот «как бы» раньше не употреблялся — это примета нового времени, когда люди сторонятся однозначных, утвердительных высказываний в страхе отвечать за свои слова. То же самое, наверное, сейчас происходит и с точкой в конце последнего предложения интернет-письма. Не ставя её, человек будто бы оставляет диалог незавершённым, позволяя собеседнику трактовать свои слова как нечто неопределённое, то, что может в любой момент измениться.

Почему вы всё же не используете соцсети?

Мне удобнее контактировать с читателями на писательских встречах, а не в интернете. Потому что я знаю: на такую встречу случайный человек не придёт — только тот, кто действительно читал мои произведения, заинтересовался и хочет их обсудить. В интернете же склепать пост может каждый. И вступать в диалог с человеком, даже не знакомым с моим творчеством, мне представляется попросту ненужным — и для меня, и для него. Консерватизм хорош хотя бы тем, что экономит время и энергию.

Нужно ли грузить школьную программу сложными текстами, предназначенными для взрослого читателя, учитывая приобретённую в интернете привычку современных детей к коротким фразам?

Действительно, многие дети разучились воспринимать длинные фразы. К примеру, дочитав витиеватое предложение «Войны и мира», они уже забывают, о чём шла речь в начале. Вот откуда их страсть к кратким содержаниям произведений. Но дело в том, что даже упрощение школьной программы не гарантирует проявление интереса школьников к чтению. Это задача каждого учителя — преподнести каждое произведение так, чтобы зацепить ребёнка и сподвигнуть его на самостоятельное изучение материала.

Можете ли вы сказать, что современный читатель избалован обилием литературы?

Я бы сказал, что читатель немного утомлён. Ежедневно выходит огромное количество произведений, и у пришедшего в магазин за книгой человека просто разбегаются глаза. Он не понимает, как из столь огромного перечня выбрать то, что будет действительно интересно читать. Для этого нужны качественные литературные «навигаторы», которые могли бы хоть как-то сориентировать современного читателя. Они есть и сейчас, но порой предлагают невероятной длины списки — свыше 500 названий, отобранных экспертами. Но разве человек может осилить их все?! Современному читателю надо предоставить более понятные списки литературы, действительно прочтённые и оценённые теми, кто их предлагает.