Мы вместе плачем, молимся, радуемся

3 / 2019     RU
Мы вместе плачем, молимся, радуемся
архимандрит Амвросий православный учёный-богослов, церковный деятель, автор многочисленных статей по каноническому праву, истории церкви, библейской текстологии, нравственному богословию
Настоятель православного прихода Амвросия Медиоланского в Милане – о глубинных процессах церковной жизни, которые когда-то помогли русскому народу стать частью христианского мира, а сегодня действуют ради сохранения будущего этого мира.

LT: Отец Амвросий, как вы оказались в Италии?

АРХИМАНДРИТ АМВРОСИЙ: Я давно и хорошо знаю эту страну: учился здесь, приезжал на конференции, когда был проректором Киевской духовной академии, а потом Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (ныне покойный) вместе с нынешним Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который тогда руководил отделом внешних связей Русской Православной Церкви, отправили меня в Милан. Сейчас я возглавляю приход святого Амвросия Медиоланского, который находится в двух шагах от главного символа итальянской готики Пьяцца-дель-Дуомо.

Русская Православная Церковь в Италии, по большому счёту, работает только для того, чтобы православным христианам было куда прийти помолиться, или есть какая-то более глобальная миссия?

В первую очередь, мы служим прихожанам Русской Православной Церкви, но это служение подразумевает очень широкую деятельность. Церковь имеет миссию нести свет Христов всем, кто нуждается в нём, и мы очень много работаем над тем, чтобы присутствовать в разных сферах жизни католического общества, в котором мы присутствуем. Мы не просто помогаем православным людям сохранять свою веру в этой среде, но и удовлетворяем тот интерес, который католическая Церковь имеет к Православию. Православная Церковь сберегла христианское наследие от начала апостольских традиций — например, красоту литургической жизни мы сохранили в её первозданном виде. Поэтому католические священники с большим вниманием и уважением относятся к нашей деятельности в европейском христианском обществе.

А в чём заключается ценность христианских традиций в современном мире, который по своему жизненному укладу совершенно не похож на тот мир, где эти традиции зарождались?

Это очень важный вопрос, особенно в XXI веке, когда научно-технический прогресс меняет материальный мир так, что людям требуется всё больше духовной поддержки. Чем больше возможностей рождают технологии, тем активнее Церковь ищет новые пути служения, чтобы человек не погиб в своих страстях, а умел радоваться новым достижениям и продолжал исполнять то, зачем Господь прислал его на землю. Нельзя забывать о том, что новые знания, которые мы получаем ежедневно, нам также открывает Господь, поэтому, меняя свою жизнь к лучшему, нужно сохранять в ней духовные ценности. И Церковь добавляет в свою жизнь динамики, чтобы по-прежнему находиться рядом с человеком, помогая ему перебороть гордыню и эгоизм и сохранить Бога в своей жизни.

Какую самую большую угрозу для христианского мира вы видите сегодня?

Самая большая угроза — ничего не делать: сложить руки и сидеть, боясь пошевелиться. Учитывая невообразимую скорость современной жизни, Церковь должна работать ещё больше, чтобы и впредь помогать людям не теряться в новых ориентирах. Если Церкви это удаётся, угроз никаких нет. Конечно, мир будет клониться к духовному упадку, так сказал Христос. Но мы должны помнить о том, что даже в самых трудных обстоятельствах Господь будет вести нас, и чем больше общество будет падать духовно, тем отважнее мы должны бороться за каждого христианина, который является светом мира, солью земли и самим существом Церкви.

Мир клонится к духовному упадку — звучит страшновато.

Это естественно, ведь от начала времён идёт борьба между правдой и грехом. Современное общество невероятно отдалилось от евангельских истин и ступило на путь греха, в связи с чем и переживает огромные трудности. То, что разлагает людей, не может иметь будущего и рано или поздно приходит к концу. Но мы помним, что Господь до скончания мира будет помогать Церкви и верующим, поэтому Церковь пристально всматривается в будущее, ищет способы служить христианам, чтобы они не имели страха и были защищены от греха. Это глубинный процесс церковной жизни, который работает постоянно. И я должен сказать, что Святейший Патриарх Кирилл (который, к слову, в своё время был моим профессором), очень много делает для того, чтобы это служение Церкви было успешным и очевидным. Особенно его внимание сосредоточено на детях и молодёжи, о чём он постоянно говорит в своих публичных выступлениях.

Отец Амвросий, а с каким запросом люди чаще всего приходят сегодня в церковь?

Главный запрос — вера. Современный человек сильно подвержен разрушению своей веры: он разбит, расстроен, потерял надежду — ему плохо. Но если он приходит в церковь, ему становится легче, об этом свидетельствуют очень многие примеры. Ведь вера заключается не в том, чтобы верить, что Бог есть, а в том, чтобы жить, как угодно Богу. Я всегда стараюсь проникнуться жизнью людей, впервые приходящих к нам в церковь, чтобы вместе с ними переносить их трудности, искать помощи у Бога, и это совершенно чудесный процесс. Возрастая в вере, человек развивается, учится на многое в своей жизни смотреть иначе: видеть ошибки и находить новые цели. Во время наших бесед с новыми прихожанами мы вместе плачем, вместе молимся, вместе радуемся, и люди становятся более спокойными и внимательными — они выходят из своих проблем, потому что Господь всегда действует там, где человек совершает всё, что может совершить.

Было бы прекрасно чувствовать присутствие Бога в том, что нас окружает в повседневной жизни. Вы видите достойные примеры того, как вера воплощается в современном искусстве?

Этот вопрос всегда в центре моего внимания. Почему Достоевский сказал: «Красота спасёт мир»? Потому что красота есть Сам Господь и жизнь в соответствии с Его заповедями. Когда человек отходит от Евангелия, его жизнь становится разбитой, нецелостной, беспорядочной, — такая жизнь не может рождать красоту и, наоборот, нуждается в ней. А духовная жизнь подразумевает порядок в душе и в жизни, это стремление трудиться и приносить пользу. Имея какие-либо таланты, христианин всегда трудится над тем, чтобы обрести новые таланты. Поэтому наш приход в Милане буквально живёт искусством: вместе с учениками нашей воскресной школы ходим по музеям и галереям, которыми наш прекрасный город так богат. Мы также работаем с дизайнерами, обучающими детей рисованию, лепке, вышиванию. К большим церковным праздникам мы готовим концерты и спектакли. Таким образом, прихожане всё время находятся в творческом процессе.

А вы? Есть ли у вас интересы, которые помогают всегда сохранять внутреннюю гармонию, ясность ума и радость восприятия?

Конечно, есть: сам Христос и Божественная литургия. Это трудно описать. У меня есть церковная литургическая жизнь, в которую я погружаюсь всё глубже, служа общине, молодёжи, детям. Мы с детьми очень часто вместе поём церковные богослужения, и это помогает мне быть полным радости и вдохновения, ибо я жив только этими богослужениями и встречами с людьми, которых посылает мне Господь. Почти каждый день я встречаюсь с прихожанами и гостями прихода, и мы беседуем на духовные темы. Эта небогослужебная жизнь практически является продолжением богослужения. Вы знаете, что в древней Церкви была очень значимая традиция: верующие люди собирались вместе, молились, причащались, а потом проводили время в беседах за столом, и это называлось «агапа», или «вечеря любви». Этот обычай существовал еще до Крещения Руси, и надо сказать, что при Крещении мы приняли постулаты Православной Церкви настолько полно и глубоко, что очень быстро стали частью сплочённого православного мира.

Приняла добровольно или всё-таки крестили огнём и мечом?

Насильственное Крещение Руси — это историческая ложь. Во‑первых, в то время в Константинополе был целый русский квартал, где состоятельные жители активно влияли на политику византийского императора, чтобы он дал русскому народу его христианство.
Во‑вторых, сам князь Владимир очень долго шёл к принятию Христа. Он видел, что языческое общество находится в упадке и нужно что-то делать, чтобы спасти его. Сначала князь крестился сам, и мы знаем, что, покрестившись, он прозрел — и физически, и духовно. Этот сильный суровый человек стал благостен и кроток. Когда он вернулся из Константинополя в Киев, люди не могли не заметить этой перемены и тоже захотели обрести благодать. Тогда греческие священники во главе с епископом Михаилом принесли тысячелетние богатства христианской жизни на Русь. Тогда церковь была не просто местом богослужения, а местом жизни, где люди усваивали глубину христианской жизни, которая до этого существовала в Византии. В советское время очень многое было сделано, чтобы мы забыли эту историю, а сейчас приходится восстанавливать утраченные знания. Это трудно, долго, но мы должны не отчаиваться и иметь желание всё исправить, ибо только сохранив православие, Россия сохранит себя как часть христианского мира и как государство.
На съёмках нового полнометражного документального фильма режиссёра Андрея Андреева «ПАСТЫРИ» (Лугано, Швейцария). СЛЕВА НАПРАВО: ПРОТОИЕРЕЙ ЕВГЕНИЙ КЕТОВ, настоятель прихода во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской в пос. Поназырево Костромской области, АНДРЕЙ АНДРЕЕВ, режиссёр документального кино, АРХИМАНДРИТ АМВРОСИЙ (МАКАР), настоятель прихода во имя Святителя Амвросия Медиоланского в г. Милане (Италия)