В одном мгновенье видеть вечность!

3 / 2019     RU
В одном мгновенье видеть вечность!
Яна Мамонова, камерная певица, солистка The Bach Choir & Orchestra of the Netherlands и Musica Poetica orchestra (Нидерланды), Маргарита Аунс, исполнительница на кларнете, лауреат всероссийских и международных музыкальных конкурсов
Когда деловая женщина занимается творчеством, окружающие восхищаются многогранностью её личности. Но что, если творчество является делом всей жизни — много это или мало?

СЧАСТЬЕ БЫТЬ ТВОРЦОМ

МАРГАРИТА: Играть музыку, раскрывать для зрителей красоту инструмента — это настоящее счастье. Не так давно я прилетела с концерта в городе Стрежевой, что на севере Томской области. Там нет исполнителей на кларнете и большинство людей никогда не слышали, как он звучит. Концерт дался мне невероятно сложно, но после него люди подходили к нам, благодарили, а одна женщина со слезами на глазах призналась: «Я не знаю, что сказать, мне просто хочется плакать — спасибо вам…»
Конечно, и у нас случаются трудности и разочарования. Всё-таки музыка — это сфера нелёгких достижений. Но если мне бывает грустно, я могу взять кларнет и играть, играть часами, наслаждаясь тем, что жизнью мне дана возможность делать то, что я люблю больше всего на свете.
Музыка — это также и свобода. Я педагог, поэтому мои знания, моё понимание музыкальных тенденций должны опережать информационный поток из интернет-пространства, которое сегодня открыто абсолютно для всех. Именно музыка учит мыслить вне стереотипов и шаблонов — воспринимать то новое, что появляется в академической среде, и понимать, как многообразны могут быть проявления таланта. Например, в маленьком ребёнке этот талант только пробует себя, поэтому моя задача — открыть ему дверь в мир музыки и дать такую базу, чтобы он нашёл своё место в этом мире. А в студенте, который приходит в консерваторию за высшим образованием, этот талант уже набрал силу и требует лишь достойной огранки. И тем интереснее вместе с младшим коллегой нащупывать его собственный путь в музыке: будет он солистом, оркестрантом, педагогом или вообще выберет другую дорогу?

ЯНА: Создавать нечто прекрасное можно не только в искусстве, но и в любой другой сфере. Политика, бизнес, наука, спорт — это тоже своего рода творчество. А воспитание детей — вот уж где креатив с утра до ночи! Даже продумывая свой образ к тому или иному случаю, человек тоже занимается творчеством. Созидание, понимание красоты, стремление к совершенству — это то, что заложено Богом абсолютно в каждом человеке. Просто в нашем случае творчество является профессией. Мне всю жизнь хотелось заниматься только музыкой: именно в ней я нашла невероятное богатство возможностей для самовыражения. Ведь одно дело — когда ты направляешь энергию на качество собственного исполнения, чтобы как можно точнее передать замысел композитора, и совсем другое дело — когда ты как педагог помогаешь другим выразить себя. Здесь музыка делает тебя тоньше, гибче, терпимее к тому, что другие люди могут чувствовать то или иное произведение иначе, чем ты. И, как только ты принимаешь «инаковость» другого человека, то сам становишься более самостоятельным в своём мнении. Словом, музыкальная деятельность настолько многогранна, что, развиваясь в этой сфере, ты можешь путешествовать, изучать новые языки, менять свой стиль — и всё это так или иначе будет связано с музыкой.

В ОДНОМ МГНОВЕНЬЕ ВИДЕТЬ ВЕЧНОСТЬ

ЯНА: «Попасть в десятку» — я думаю, это ощущение знакомо многим, кто получает истинное удовольствие от своей деятельности, вне зависимости от того, с чем она связана. Одна моя коллега, делясь своими чувствами, связанными с рождением первенца, сказала: «Я поняла, что хотя бы раз в жизни точно сделала что-то правильно». Это было так искренне и так ясно — ощущение, что ты делаешь что-то по-настоящему хорошее и важное. Конечно, в нашей профессии этот духовный резонанс сиюминутен: момент, когда публика замирает в восторге, когда все на секунду чувствуют себя удивлёнными и особенно счастливыми, тает быстро, неуловимо, как мыльный пузырь. Но от этого он становится ещё более ценным для меня!

МАРГАРИТА: Тем более что классическая музыка учит в этих секунды проживать целую жизнь. Наше бытие ускоряется с каждым днём, и, чтобы всё успевать, люди придумали массу разных технологий, но времени всё равно как будто становится всё меньше и меньше. А музыка — это ведь не только звуки. Как говорил Моцарт, это ещё и тишина, которая живёт между звуками. Представляете, как это много! Каждый момент можно проживать медленно и осознанно — наполняя его каким-либо чувством, размышлением или переживанием. Или вообще проживать свою жизнь в разных системах координат, погружаясь в разные эпохи, открывая для себя культуру других стран.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ТАЛАНТА

ЯНА: В путешествиях музыка открывает не шесть, не девять, а десятки чувств, позволяющих буквально впитывать в себя весь мир, где бы вы ни находились. Я сотрудничаю с зарубежными музыкальными коллективами больше 15 лет — можно сказать, моя жизнь в Новосибирске и в Европе протекает параллельно. Одно время я думала, что должна существовать какая-то константа: ты либо там, либо здесь. Но потом поняла, что, возможно, моё предназначение заключается в том, чтобы существовать в разных культурах, перенимать опыт разных регионов и взаимно обогащать их этим опытом. Я перестала сравнивать, где лучше, где хуже, — можно сказать, вообще исключила из своей жизни негативные оценки. В частности, я перестала стесняться своей «русскости» — наоборот, научилась подавать это как бренд. Главное — не быть при этом «русским валенком», а уметь коммуницировать, хорошо говорить на иностранном языке. Конечно, это умение приходит не сразу: мой английский тоже начинался со школьной скамьи, и я чувствовала себя неловко в проектах, где была единственной русской. Но, нам всегда приходится выходить из зоны комфорта, чтобы открыть новые возможности в своей жизни, правда?
Я также заметила, как в Европе, особенно в Германии и Голландии, продуманный стиль в одежде — это всегда welcome: умение дополнять свой образ необычной бижутерией, включать в него интересные цветовые решения. При этом вовсе не обязательно растворяться в западной моде, забывая о том, что у нас есть свои, азиатские традиции подачи себя. Разумеется, откровенный китч не оценит никто и нигде, но чувство собственного достоинства в сочетании с уважительным отношением к обычаям других стран откроет перед вами любые двери.

МАРГАРИТА: Законы красоты и гармонии одинаковы во всёх городах и странах. Так, история моей семьи связана с Германией, а я не мыслю своей жизни без работы в Новосибирской консерватории. При этом для Сибири мой привычный стиль в одежде всегда был несколько радикален, а в Европе я всегда чувствовала себя как дома. Просто, если ты искренен в своём деле, в выражении своих взглядов и чувств, то в любой стране и в любом городе обязательно найдутся те, кто тебя поймёт и поддержит. Мне повезло, что я владею ещё одним универсальным языком — языком музыки. В моей практике был случай, когда пришлось репетировать с флейтистом из Кореи, и, несмотря на то, что он почти не говорил по-английски, мы прекрасно сработались, ведь оба обожаем искусство и свои инструменты! Мне доводилось играть в России, Европе, Китае — везде публика принимает артистов по-своему. Наши соотечественники переживают музыку глубоко и эмоционально, европейцы слушают внимательно, анализируя каждый звук, а китайцы реагируют открыто и шумно (иногда даже слишком). Так или иначе, отклик, пусть даже и такой разный, мы получаем всегда, ведь для человека, увлечённого своим делом, мир открыт и полон единомышленников.

МУЗЫКА ПОД НАСТРОЕНИЕ

МАРГАРИТА: Какая музыка играет у меня в наушниках? Люди часто этим интересуются, думая о том, что им послушать для настроения. Что ж, давайте попробуем составить плейлист на день. Утром я бы включила джаз-рок, например, Chicago, Earth, Wind & Fire; Blood, Sweat & Tears — отличный заряд бодрости в дополнение к чашке кофе. Деловую или дружескую встречу в кафе я бы с удовольствием провела под легендарного пианиста Гленна Гульда. Произведения Баха в его исполнении бесподобны, а для меня важно слушать именно эталонную игру, чтобы понимать, чему я ещё могла бы научиться. Руководителям компаний я бы посоветовала проводить в офисах пятиминутку классической музыки. Представляете, вы собираете коллег на планёрку, а в это время звучит хор из оратории Генделя «Мессия». Вот это: «Аллилуйя, аллилуйя!» Давно известно, что очень многие успешные люди работают именно под классическую музыку: она отлично организует, вдохновляет, открывает границы мышления. Даже политики для принятия мудрого решения слушают определённые композиции. Ближе к вечеру для расслабления можно послушать звуки природы: шум дождя, плеск океанских волн. Также мне очень нравится Джордж Майкл, особенно его альбом Older, записанный совместно с симфоническим оркестром. Для путешествий отлично подходит классический вокал Барбары Бонней, ещё есть очень хороший солист Руфус Уэйнрайт. Вечером можно послушать барочный вокал, я особенно люблю Монтеверди. А ещё Моцарта или что-нибудь романтическое — Шумана, Шуберта, Брамса. Но замечательно подойдут и какие-нибудь рок-баллады

ЯНА: Утренний кофе у меня ассоциируется с латино. Музыка, рождённая в жарких странах, прямо излучает солнце и энергию жизни. Босанова, самба — так и хочется танцевать! Огромный душевный подъём я чувствую под британский соул Simply Red. Что же касается классики, то, конечно, Вивальди — это всегда сама жизнь и радость жизни. Как и Гендель: его «Музыка на воде» — это поток спрессованной жизненной силы, при этом классически правильной, стройной, я бы сказала, колонновидной. В музыке Баха есть особая сложная геометрия — я думаю, под неё лучше размышлять над каким-то серьёзным проектом. В машине по дороге домой я бы посоветовала слушать фортепианную музыку Шопена. Кстати, она подойдёт и для романтического вечера. Ну а если вы вдали от Родины и очень скучаете по дому, то нет ничего лучше фортепианных концертов Рахманинова — и Первый, и Второй. В них осознаёшь себя самоё, поразительную глубину русской национальной культуры и ту самую загадочность нашей души. (Улыбается).