Чем вымощена дорога в ад — известно, а чем вымостить дорожку к дому — большой вопрос

4 / 2019     RU
Чем вымощена дорога в ад — известно, а чем вымостить дорожку к дому — большой вопрос
Иван Гайгеров директор салона строительных материалов «ProФасад», руководитель ООО «Родные стены»
Использовать для обустройства территории вокруг вашего коттеджа бетон, керамику и камень можно, а мозг — нужно.

LT: Иван Владимирович, «Весна идет — весне дорогу», — поется в популярной советской песне. Вот только сами дороги, а также паркинги, открытые террасы и прочее обустройство территорий наших любимых коттеджей очень часто весне не рады и хозяев не радуют. Может, в сибирском климате и невозможно добиться долговечности ландшафтных сооружений?

ИВАН ГАЙГЕРОВ: Не надо клеветать на климат Сибири, он у нас гораздо «здоровее» для строительных материалов и дорожных покрытий, чем, например, в средней полосе России, в Москве или Петербурге. Главный враг бетона, керамики, камня — всего, что используется для создания дорожки, площадки, крыльца и прочих элементов обустройства территории, — не мороз, а вода. Именно она просачивается в поры материала, в швы конструкции, задерживается внутри, замерзает, потом оттаивает, потом опять замерзает, оттаивает. Эти-то «переходы через ноль градусов» и разрушают самые, казалось бы, прочные конструкции. И в этом смысле у нас не зима, а как раз весна и осень с их ночным морозом и дневным теплом — самое опасное время.

Но есть же какие-то особо влагостойкие материалы, тот же клинкер, например?

Дело не во влагостойкости материалов. Дело в инженерном подходе. Чаще всего к обустройству территории относятся с меньшим вниманием, чем к строительству дома и его отделке. Нет, хотят, конечно, чтобы красиво, даже приглашают ландшафтного дизайнера, тот выдает идеи, что-то рисует, а далее в действие вступает низкоквалифицированная рабочая сила. Заказчик полон оптимизма: он же распорядился, чтобы сделали покрепче, чтоб бетона не жалели. В результате, даже если в строительно-монтажных и отделочных работах дошли до того, чтобы использовать передовые материалы и технологии, то уличные работы все равно сделают дедовскими методами. И чем крепче сделают, чем больше бетона не пожалеют, тем сильнее треснет, тем серьезнее будет ущерб.

То есть делать надо не крепко?

Надо делать покрытие не водоотталкивающим, а совсем наоборот – водопроницаемым. Вода должна быстро и без остатка просачиваться в почву, желательно поглубже. Есть совсем простой способ: положить тротуарную плитку на слой песка, пусть дождь и талые воды уходят себе спокойно через швы. Но у этого способа есть свои недостатки. Во‑первых, это все-таки не очень презентабельно выглядит, для деревенского дома или дачи еще сойдет, а для коттеджа желательно что-нибудь покруче. А во‑вторых, и это главное: очень скоро в этих швах заколосятся сорняки, если не снизу пробьются, то сверху семян нанесет. Могучая сила природы в считаные недели способна «украсить» вашу дорожку не очень аккуратными пучками всякой растительности.
В Европе уже довольно давно, а у нас в самое последнее время стали применять другой, очень грамотный, а на мой взгляд, — прекрасный в своей простоте метод. Это системы мощения quick mix, которые производят наши партнеры в Германии. Основной материал, обеспечивающий успех процесса, здесь водопроницаемый бетон для устройства несущей основы. Это сухая смесь, внешне похожая на очень крупный песок. Если добавить в нее совсем немного воды — буквально три литра на 40‑килограммовый мешок, получается чуть влажная масса вроде песка, из которого дети на берегу куличики лепят. Ее разравнивают поверх дренажного слоя щебня, а сверху кладут намазанную клеем тротуарную плитку. Еще кое-какие мелочи — засыпать швы, подравнять, хоть прямо ладошкой, кромки, и всё, не нужны ни бордюры, ни водоотводные желоба. Этот бетон позволяет воде с поверхности дорожек уходить в грунт через швы и, кроме того, исключает капиллярный подъем влаги из почвы к клеевому слою, на котором держится плитка.

Технология просто радует, а цена?

Цена немаленькая: бетонная смесь, клей, засыпка для швов на квадратный метр обойдутся под две тысячи рублей. Но считать надо комплексно: экономия на рабочей силе за счет низкой трудоемкости и простоты технологии, на транспорте… А самое важное преимущество в том, что не придется в будущем тратиться на ремонт, а то и на демонтаж и полную замену более «выгодного» покрытия.