Моё топливо – это удивление и радость от жизни

4 / 2019     RU
Моё топливо – это удивление и радость  от жизни
Анастасия Неупокоева актриса театра Афанасьева
Скрипачка, филолог и педагог. Актриса театра Афанасьева Анастасия Неупокоева обладает широким спектром профессий, и на этом она не собирается останавливаться: сейчас Анастасия учится на режиссёра.

LT: Первое ваше образование вы получили на филфаке в Иркутском педагогическом институте. Как же после этого вы оказались в новосибирском театре?

АНАСТАСИЯ НЕУПОКОЕВА: Сначала я поступила в Братское музыкальное училище на струнно-смычковое отделение. Занятия были всего два раза в неделю, и поэтому я параллельно училась в Иркутском педагогическом институте — на филолога. После третьего курса решила связать свою жизнь с театром, попробовала свои силы в Новосибирском театральном институте и попала на курс к режиссёру Изяславу Борисову.

Почему вы вообще задумались о том, чтобы стать актрисой?

Эти мысли были у меня ещё с детства. В Братске был небольшой, но очень хороший театр, где Изяслав Борисович, кстати, тоже ставил спектакли. Кроме того, на филфаке в Иркутске у нас был замечательный преподаватель, увлеченный театром, с которым мы ходили на спектакли, ставили свои. Мы дружили со студентами театрального училища, ходили к ним на репетиции — мне нравился этот загадочный мир сцены. Я думала, что даже если и не стану знаменитой артисткой, то хотя бы загляну в него, посмотрю, как он устроен изнутри. Но… он меня разочаровал.

Почему?

За четыре года в театральном институте возникло ощущение, что у меня нет таланта актрисы. Потом я работала заведующей литературной частью в театре Афанасьева и через некоторое время ушла оттуда: поняла, что занимаюсь не совсем тем, чем хотелось бы. Я думаю, что артист, режиссер или художник — это люди, которые непосредственно участвуют в творческом процессе, а у меня было ощущение, что я ничего не делаю, что от меня ничего не зависит, — всё не то, всё не моё! А потом я начала преподавать в театральной студии и всё прояснилось: стало понятно, что нужно делать в театре. Позже стала преподавать и в театральном институте. Я вообще потомственный педагог: родители и брат занимаются педагогической деятельностью. После этого я и сама поступила в институт, только уже на режиссёрский факультет.

В чем для вас прелесть учить?

Первые занятия по актёрскому мастерству посвящены тому, что человек должен понять себя. Это же важно, когда человек открывает новые возможности в своей личности, понимает жизнь заново и ты как педагог к этому причастен. Ты словно сажаешь зерно и смотришь, как оно растет: человек меняется на твоих глазах, и ты меняешься вместе с ним. Мне нравится это постоянное чувство, что ты развиваешься.

А что вдохновляет вас в режиссёрской профессии?

В театре режиссёр как дирижер в оркестре: он должен слышать все инструменты и понимать принципы и технологию исполнения. Вместе с тем считается, что профессия режиссёра — мужская. Для неё нужно много терпения, много сил — ты постоянно в напряжении. На репетициях спектаклей «Васса Железнова» и «Под одной крышей» я почувствовала, насколько легче быть актрисой. Тебе не надо думать о том, почему артист сегодня не пришел на репетицию, как ему объяснить задачу, где костюмы к премьере и почему музыку до сих пор не нашли. Но это не значит, что мне больше нравится какая-то одна профессия, — хочется развиваться во всех направлениях.

Расскажите о ваших героинях из спектаклей «Васса Железнова» и «Под одной крышей», у них есть чему поучиться?

Думаю, что у моих героинь ничему не надо учиться: одна убила мужа, другая неврастеничка (смеётся). Ну а если серьёзно, то Васса Железнова — это железный человек и несчастная женщина, выросшая без любви. Однако у неё есть мощный двигатель, её предназначение — сохранить семью, дело. Только средства, которые она выбирает, в результате разрушают и её. Но у Вассы можно поучиться терпению. А на примере Валентины из спектакля «Под одной крышей» хорошо видно, как важно искать своё предназначение, а не сидеть и не предаваться бесплодным мечтам. Валентина постоянно ноет, какая она несчастная, как хотела быть писательницей или певицей. Этими жалобами она разрушает себя, свои отношения с дочерью — свою семью. Вот из этого можно извлечь урок — посмотрите и подумайте, хотите ли вы так? Сейчас, когда моё образование и все мои усилия сошлись в одной точке, я понимаю, как важно найти своё место в жизни — делать работу, которая доставляет удовольствие. Тогда ты чувствуешь полноту жизни, это и есть счастье.

Сколько, по-вашему, нужно совершенствоваться в профессиональном плане, чтобы исполнять свою роль хорошо?

Исполнить — это значит один раз сыграть и забыть. А русский репертуарный театр тем и хорош, что спектакли идут очень долго, и ты находишься в постоянном творческом процессе. «Васса Железнова», которую мы играли на сдаче 25 августа, уже отличается от той, что мы играем сейчас, потому что есть какие-то вещи, которые мы осознаём более глубоко и точно. Это касается всех сфер моей жизни: мне очень важно не останавливаться в своем развитии, все время делать что-то новое — у меня, например, есть хобби делать игрушки, заниматься рукоделием. И это тоже работает на профессию, потому что каждая новая проба — шаг в неизвестность. Один из самых важных уроков, которому научила меня жизнь, — понимание того, что я могу ошибаться. Что-то может не складываться, но я буду пробовать, и в следующий раз всё получится.

Какие занятия вам было бы интересно попробовать?

Я бы сходила на какие-нибудь курсы по стилю.  Никогда в магазинах не могу найти вещь, чтобы она приглянулась прямо на вешалке, а мерить одежду я не люблю, особенно зимой. Правда, недавно я открыла для себя бохо-стиль — начала смотреть модели и поняла, что это определённо моё.

У вас не одно образование, и при этом вы до сих пор учитесь, не устали?

Следующий год в институте — пятый курс, и я иногда думаю: «Может, в аспирантуру?» – и тут же бью себя по рукам (смеётся). Хотя на этом я, наверное, не остановлюсь: моя профессия подразумевает постоянную работу над собой.

Семья, работа, хобби, учеба — как вы находите силы для всего?

Мы недавно завтракали с детьми, и я задумалась о том, как быстро они растут. Я сказала: «Полина, неужели в этом году тебе уже десять лет…» На что она ответила: «Да, но я ещё маленькая, ты не переживай». Обращаюсь к сыну: «Арсений, а тебе уже двенадцать…». А он: «Вообще-то мне тринадцать», и я так: «Как, уже тринадцать?» Конечно же, я знаю, сколько ему лет, но меня удивляет, как быстро летит время и как мой мальчик превращается во взрослого человека. И тогда я думаю, как много в жизни ещё предстоит узнать и понять и как многому научиться — это наполняет меня энергией. А ещё меня вдохновляют моменты, когда я вижу результаты моего труда. Так что моё топливо — это удивление и радость от жизни!