Не боги Красного проспекта

4 / 2019     RU
Не боги Красного проспекта
Вадим Иванкин секретарь Союза художников России в Сибирском федеральном округе, заслуженный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, лауреат премий губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства, профессор НГУАДИ
Почему новосибирская живопись теряет свою ценность на рынке искусства, есть ли в нашем городе молодые таланты, с чьим творчеством стоит познакомиться, и что делает региональное отделение Союза художников России, чтобы вернуть престиж профессии художника.

О СТАРЫХ ПРОБЛЕМАХ И НОВЫХ ИМЕНАХ

Так сложилось, что в Новосибирске нет школы живописи в традиционном её понимании. В Красноярске, например, есть свои художественные традиции, идущие ещё от Сурикова, есть несколько поколений художников с узнаваемым почерком. А наш город знают по отдельным именам: Омбыш-Кузнецов, Шуриц, Бухаров, Беляев, Иванкин — и все абсолютно разные в своей творческой манере. Думаю, это связано с тем, что Новосибирск — транзитный: 60–70-е годы XX века сюда приехало много замечательных художников. Кто-то остался, но многие и уехали. Поэтому культурный пласт, в котором формируются определённые ценности и связи между людьми, так и не сложился. Новосибирская архитектурно-художественная академия даёт молодым художникам необходимые технические навыки, но, на мой взгляд, свой взлёт вуз пережил около 20 лет назад. Тогда выпускниками вуза были: художник по костюмам театра «Русская песня» Надежды Бабкиной Роман Ватолкин, организатор и куратор биеннале молодёжного искусства «Аз.Арт. Сибирь» Николай Зайцев, талантливый монументалист Евгения Шадрина-Шестакова. За последние же годы я могу назвать, пожалуй, только одно имя — Светлана Соловьёва, защитившая, по моему мнению, лучший диплом за историю академии и уже взявшая гран-при на выставке «Аз.Арт». Уверен, что на самом деле талантливой молодёжи гораздо больше, да и среди опытных мастеров много тех, кто представляет собой российскую гордость. Но знают у нас в основном тех, кто активно присутствует в медийном пространстве. Впрочем, и так называемые «боги Красного проспекта» вряд ли широко известны даже в соседних с Новосибирском городах. Не говоря уже о Москве: если в Новосибирском отделении Союза художников России сейчас около ста имён, то в столице их порядка 6000 — необходим выдающийся талант и крайне удачное стечение обстоятельств, чтобы зазвучать на таком уровне.

О ГАЛЕРЕЯХ, КОТОРЫХ НЕТ

Я не знаю ни одного случая, когда бы в Новосибирске надолго прижилась художественная галерея. Частные коллекции картин и антиквариата, как, например, галерея «Фактор», — это скорее объекты инвестиционной деятельности. Суть же галерейного дела в том, чтобы покупать и продавать предметы искусства, отчисляя автору произведения проценты с продажи. Сегодня некоторые новосибирские художники договариваются о продаже своих картин через магазины. Есть галерея «Первая галерея» в «Мегасе», но она работает преимущественно с другими авторами. Есть также общественная организация «АРТ-центр «Красный», занимающая весь первый этаж жилого дома на Красном проспекте, 169/2. Создатели этого творческого пространства — люди, искренне увлечённые искусством и просветительской деятельностью. Но даже несмотря на то, что они имеют выход на самую состоятельную аудиторию нашего города, их опыт подтверждает: произведения новосибирских художников в этом городе не продаются. Те, у кого есть деньги, предпочитают приво­зить картины из Италии, Франции. Я видел работу из Таиланда — уверен, она стоила гораздо больше, чем просят за свои произведения новосибирские авторы, хотя качество её, с профессиональной точки зрения, было низким. Но, как известно, в своём отечестве пророков нет. Чтобы в городе наконец появилась «модная локация», где можно было бы знакомиться с творчеством местных авторов, Новосибирский Союз художников отремонтировал мастерскую известного живописца Даниила Меньшикова, который переехал в Москву. Это небольшое, но очень удобно расположенное помещение на Красном проспекте, 159, в котором мы планируем каждые две недели проводить небольшие персональные выставки, работ по 20. Пока ответственность за развитие этого проекта взял на себя брат Даниила Меньшикова — Сергей, тоже талантливый живописец, член Союза художников России. Но чтобы реально что-то изменить, ресурсов — человеческих и материальных — требуется куда больше. Поэтому нам необходима поддержка людей, у которых уже есть достаточный доход, любовь к искусству и серьёзное желание покровительствовать новосибирским мастерам.

О МОДЕ НА ЗАНЯТИЯ ЖИВОПИСЬЮ

Всегда приятно, когда люди, успешные в каком-то деле, открывают для себя нечто новое и интересное. Я знаю многих людей из бизнеса, которые занимаются живописью для души, не раздувая щёк и не называя себя профессиональными художниками. И в моих словах нет ничего уничижительного. В Советском Союзе любительская живопись была целой культурой. Профессионалы объединялись под эгидой Союза художников, который курировал любительское движение. А в Новосибирске оно было очень активным. В городе работали студии для любителей живописи, в домах культуры проходили выставки самодеятельных художников — у них было своё сообщество и свой замечательный председатель. Таким образом, была проведена чёткая грань между профессиональной работой и хобби. 

Приятно, когда люди, успешные в каком-то деле, открывают для себя нечто новое
и интересное. Я знаю многих людей из бизнеса, которые занимаются живописью для души

И это очень важно, так как именно в формате хобби творчество, наука или спорт набирают ту массу последователей, в которой появляются великие таланты. Массовые занятия спортом рождают олимпийских чемпионов, массовое увлечение наукой даёт целое поколение академиков, а интерес людей к живописи — будь то рисование, изучение теории или общение с профессиональными художниками — преображает облик среды, в которой они живут. Чтобы в Новосибирске вырос лес искусства, нужен подлесок, из которого может вырасти могучее дерево. Как это случилось в любительской студии «Март», которая когда-то работала в Академгородке. Тесный круг единомышленников и замечательный преподаватель-энтузиаст дали дорогу живописцу Александру Косенкову, который когда-то был выпускником физико-математической школы, а сейчас профессионально работает в Санкт-Петербурге и является членом Союза художников России, а его работы находятся в частных коллекциях Европы и США.

О МЕСТНОМ АКТУАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Я с симпатией отношусь к любым новым формам искусства, если это сделано талантливо и интересно. Парадокс в том, что в Новосибирске я не видел ничего радикального: почти всё, что претендует на эпатаж в живописи, сделано безграмотно, бездумно, уныло — даже не посмеёшься. В идеале, конечно, искусство должно духовно поднимать и радовать человека, в крайнем случае — неприятно потрясать. Но для того, чтобы вызывать такие яркие эмоции у зрителей, нужна качественная академическая подготовка. Даже король эпатажа Сальвадор Дали говорил: сначала научитесь рисовать, как Лоренцо Верми, а уж потом действуйте по своему усмотрению.
Чтобы не потерять связь с реальностью, молодому художнику очень важно видеть свою работу не в мастерской, а в каком-то новом пространстве, соизмеряя актуальность своих идей с тем, что было создано ранее. В Советском Союзе была замечательная постобразовательная практика — творческие дачи Союза художников, молодые живописцы со всей страны работали рядом с опытными мастерами. Сейчас этот формат пытаются возродить — на балансе Союза художников находится несколько дач в Подмосковье, в Тульской области, но пребывание на них стоит денег, да и прежней атмосферы, на мой взгляд, нет. Поэтому мы делаем упор на создание образовательной среды для формирования у молодёжи актуального художественного видения — в нашем городе. Опытные художники приглашают студентов в свои мастерские, всегда открыты для сотрудничества Новосибирский художественный музей и Городской центр изобразительных искусств. Раз в три года мы проводим масштабную межрегиональную выставку, посвящённую искусству Урала, Сибири и Дальнего Востока, — «Красный проспект», чтобы молодёжь познакомилась с трендами из других регионов. Я постоянно говорю своим студентам: участвуйте в новых проектах, таких как «Аз.Арт», посещайте местные выставки, знакомьтесь с местными мастерами. Может быть, они кажутся вам скучными, но, на самом деле, давно вписали себя в историю российской живописи — это база, от которой можно оттолкнуться, чтобы создать нечто принципиально новое. Поверьте, увидеть настоящий холст в мастерской новосибирского художника лучше, чем сидеть в интернете и формировать своё понимание классического и современного искусства по электронным картинкам.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ГОСУДАРСТВОМ

От государства мы отделены даже больше, чем церковь. Причём отделены реально, а не на уровне деклараций. Театральное искусство, кинопроизводство, музыкальные учреждения — имеют господдержку. И только художник платит за рабочее место, за материалы, за каталоги. Хорошо поддерживает нас министерство культуры Новосибирской области, которое на 2/3 финансирует большую часть наших выставок. А вот депутаты городского Совета в прошлом году отменили льготную аренду мастерских, убрав из закона строчку о социально ориентированных общественных организациях, коей как раз и является Союз художников. Логика чиновников понятна: если дать какие-то преференции нам, то за нами прибежит целая орава просителей. Но тогда нужно менять статус Союза, чтобы его можно было поставить на баланс государства, как другие культурные институции. По окончании института я работал на одной работе, и мне хватало денег, чтобы нормально жить, покупать краски и даже летать на выставки в Москву и Питер. Сейчас я работаю на четырёх работах и прекрасно понимаю молодёжь, которой нужно сначала прокормить себя, а потом решать творческие задачи — при таком положении дел будущее российской живописи не внушает оптимизма. Необходимо привлекать внимание государства к этой сфере на федеральном уровне. Такой тренд, кажется, наметился: этой зимой Союз художников России объединился с Московской организацией Союза художников и Санкт-Петербургским союзом художников (раньше они были отдельными структурами, которые никак друг с другом не взаимодействовали). Надеюсь, всем вместе удастся найти формулу постоянного субсидирования художников и донести своё видение до чиновников.