Глубокие переживания гораздо интереснее улыбок

6 / 2019     RU
Глубокие переживания гораздо интереснее улыбок
Като Лейн фотограф (Швеция), специализируется на портретной и пейзажной съёмке
Шведский фотограф Като Лейн в первый раз посетил Новосибирск в рамках фестиваля «Другое измерение», организованного ГЦИИ, чтобы сделать уникальные кадры сибирских пейзажей и продемонстрировать работы, которые обнажают истинные переживания людей.

LT: Вы не впервые участвуете на фестивале «Другое измерение». Расскажите, какую тему вы представили на выставке в этот раз?

КАТО ЛЕЙН: Сейчас я решил показать людям сюжет под называнием «Арктическая грязь», где я выразил свои впечатления от поездок на север. Я снимал в трёх странах: в Финляндии, Швеции и Норвегии. Это северные государства, климатом похожие на Россию, где мне, к сожалению, пока не удалось поработать.
В отличие от прошлой выставки в рамках фестиваля «Другое измерение», здесь будут продемонстрированы не только пейзажи, но и портреты людей, эмоции. Мне было важно раскрыть настоящего человека, с реальными проблемами.

Как фотограф вы фиксируете действительность и передаёте её через снимки. На чём вы чаще всего делаете акцент?

Я стараюсь запечатлеть людей в конкретном состоянии. Редко выбираю что-то позитивное, потому что хочу показать другую, более интересную сторону жизни. Мой типичный герой — байкер или преступник, женщина с личной трагедией или ребёнок, с которым что-то случилось. Когда смотришь на эти снимки, возникает вопрос: «Почему этот человек грустный? Может, он развёлся сегодня? Что за трагедию ему пришлось пережить?»
Представьте себе ряд фото с улыбающимися людьми. Напоминает сумасшедший дом, ведь в жизни так не бывает.
Перед съёмками мне приходится буквально подружиться с людьми, ведь никто не согласен появляться на публике в том амплуа, которое я ищу. Я стараюсь узнать моделей, поставить себя на их место, понять этих людей — и только после этого начинаю работать с ними. Так каждый кадр получается действительно глубоким.

На фестивале представлено много фотографий, которые заставляют задуматься о смысле, вложенном в каждый снимок. Как вы оцениваете творчество своих коллег?

Я не могу сказать, что кто-то хуже или лучше. На выставке собраны совершенно разные взгляды на жизнь.
В фотографии играет роль каждая деталь: игра с оттенками, подбор образов и ракурсов. Есть художники, которые любят плавные переходы, мне это сложно понять, совершенно не моё. Я с этого начинал, когда просто фиксировал красивую природу, но не чувствовал, что выражаю себя. Андерс Петерсен, мой учитель, представитель шведской школы, однажды увидел мои работы и выделил как раз те из них, которые были более контрастными, и подсказал направление. Так появился тот Като, которого все знают.

Отличается ли ваша техника, от того, что делают современные фотографы шведской школы?

Сейчас другая мода, новые тренды. Но основа остаётся: если начинающий специалист идёт в конкретную школу к конкретному учителю, он перенимает его технику. Я работаю только в чёрно-белой гамме, и, соответственно, если у меня появятся ученики, то мы с ними будем использовать одну технику.

Новое поколение всё чаще использует смартфон для фотосъёмки. Он даёт возможности каждому почувствовать себя профессионалом. Мешает ли это фотоискусству?

Я бы сказал, даже помогает. Не все, у кого есть iPhone, — фотографы. Однако у каждого теперь есть шанс сделать свой удачный кадр, и у некоторых это получается.

Социальные сети, в которые можно выкладывать фото с любого гаджета, — находка. С их помощью можно стать популярным, найти клиентов. Я активно пользуюсь Instagram и Facebook

Для меня смартфон — инструмент, которым я часто пользуюсь, иногда даже работаю с него... А социальные сети, в которые можно выкладывать фото с любого гаджета, — находка. С их помощью можно стать популярным, найти клиентов. Я активно пользуюсь Instagram и Facebook. Именно там меня впервые заметили и пригласили на выставку, а однажды меня нашёл издатель и решил напечатать книгу с моими снимками, над которой уже идёт работа. Она будет продаваться в Италии и в Швейцарии, а благодаря Всемирной паутине, я могу принимать участие в этом процессе, даже будучи здесь, в России.

Если бы перед вами сейчас поставили задачу снять один кадр, который бы характеризовал наши дни, что бы вы сняли?

Он у меня уже есть, но это пока секрет. Скажу только, что сделал его здесь, в Новосибирске. Я уже снял русских в Стокгольме, но мне не хватает сибирских пейзажей, чтобы завершить «Арктическую грязь». Поэтому хочу сейчас направить свои творческие изыскания на Сибирь.