Современные родители очень тщательно выбирают имя будущему малышу, но в дальнейшие годы жизни ребенка многим не хватает такого уровня осознанности. Вроде все понятно: лучший садик, лучшая школа, лучшие секции и студии, лучший институт. Но в том-то и кроется проблема, что индивидуальная траектория развития ребенка представляется смутно. Что конкретно хотят родители для своего ребенка? Помните строчки: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота…»? Именно так и ведут себя современные родители. Самым главным становится все: английский язык, спорт, музыкальная и художественная школы, ментальная арифметика, робототехника, танцы… И тогда в представлении родителей получится разносторонний ребенок.
Но давайте посмотрим на это глазами ребенка, которого все так старательно пытаются научить. Ребенок видит взрослых, которые меньше его смыслят в компьютере, не владеют свободно английским, понятия не имеют, как собирать роботов и как считать на абакусах. Кто кого должен учить? Никогда еще в истории человечества не было детей, которые были бы умнее родителей. Всегда опыт передавали от старших к младшим. Сейчас же у маленького ребенка вместо погремушки телефон. И ребенок действительно в нем разбирается. Раньше я говорила детям, которые на уроке отвлекались: «Юлий Цезарь в истории был один», имея в виду, что только он мог делать несколько дел одновременно. Сейчас так может любой ребенок! Они многозадачны и клиповы. Они умеют писать сообщения по телефону, разговаривать с вами, вести пресс-конференцию с одноклассниками, решать математику и еще рисовать на полях тетради.
Современные дети ориентированы на потребление всего, что их окружает: информации, товаров, знакомств — причем не только реальных, но и виртуальных. Они занимают практически все ниши жизни. Посмотрите на наших спортсменов — когда в истории спорта были столь юные и одаренные дети?
Дети поколения Z не только всё знают, но и умеют делать вещи своими руками, причем не столько шаблонные вещи, сколько индивидуальные. Их рисунки — это уже не рисунки под копирку, как в советской школе. Они вырабатывают собственный стиль. Многие дети, особенно подростки, имеют скетчбуки (альбомы), в которых выражают свои эмоции при помощи рисунков аниме, абстракций и т. д. А еще дети рисуют в планшетах и выставляют свои творения в соцсетях, не боясь хейтеров. Это другие дети! Они не мыслят большими перспективами. Они должны понимать зачем. Зачем учить, зачем так одеваться, зачем так много знать и зубрить, если есть интернет?! Это поколение «ЗАЧЕМ?»
Например, родителям, вместо того чтобы заставлять ребенка учить английский, гораздо проще поговорить с ребёнком об играх, в которые он играет, спросить, часто ли там встречаются английские слова. Спросите, какие зарубежные песни ему нравятся, попросите ребенка что-то помочь перевести по работе, и поймете, что он сам знает, зачем ему английский. И так с любым предметом. Только не требуйте пятерок! Знания в голове ребенка не укладываются в рамки отметок. Он сам все систематизирует и оставляет в голове только актуальное. Так же, кстати, делает и взрослый.
Современные дети — это дети мультимедийного пространства. Многие успешные родители, обладая прекрасными организаторскими способностями, недоумевают, когда ребенок выходит из-под контроля. Отсюда можно сделать очевидный вывод: учить надо родителей. Когда у меня в очередной раз спрашивают, как решить проблему с воспитанием ребенка, я отвечаю: читайте. Сейчас столько всего написано про поколение Z, про развитие эмоционального интеллекта, про ценности современной молодежи и как нам передавать свои ценности, на которых воспитывались мы и которые иногда не понятны нашим детям. Читайте сами. Читайте вместе с ними. Могу посоветовать работы великого исследователя и гениального практика мирового уровня Наталью Афанасьевну Цветкову, которая, по сути, дает рецепт, как сделать своего ребенка счастливым. Но главное: родителям важно стать счастливыми самим и тогда будут счастливы и дети. Читайте и слушайте Игоря Манна, Гарретта Джонстона, Аркадия Цукера… Сегодня много книг про эффективный самоменеджмент, про развитие и продвижение индивидуального бренда, про тайм-менеджмент. Для кого эти книги? Разве только для взрослых? Нет! Они полезны и детям. Ведь дети поколения Z намного интеллектуальнее, чем мы даже можем подумать.
К сожалению, в школьных программах нет уроков про самоорганизацию, про эффективность самого себя, про формулы продуктивности. В нашей школе «София» такие уроки ведутся. Более того, в этом году мы провели большой воркшоп «11 уроков успеха», в котором участие приняли бизнесмены — родители наших учеников. Данный опыт показал, что даже в первом классе ученики могут отличить бред от тренда, а ученики 5–6-х классов — задать вопросы о принципах субординации топовых замов, корпоративной культуре, эффективности бизнес-планов.
Также необходимо помнить, что нынешний первоклассник закончит школу в 2030 году. Вдумайтесь! Какие специальности будут тогда актуальны? А если прибавить еще время обучения в институте, то это будет 2035 год. Некоторые профессии вообще исчезнут.
И вот когда вы прочитали книги, посмотрели вебинары про своего ребенка — обсудите эту информацию с ним! Говорите и обсуждайте, спорьте со своим любимым ребенком, только будьте готовы проиграть. Тогда появится смысловое поле вашей семьи. Тогда вы поймете, к чему склонен ваш ребенок, и поможете ему найти себя. Только после этого могут быть все секции и кружки. И если ребенок будет понимать, ЗАЧЕМ ему это надо, то ходить на все эти занятия он будет осознанно, а не для того, чтобы порадовать родителей.
Неотъемлемой частью человека, способного принимать нестандартные решения и рождать гениальные идеи, является творческое мышление. В школе «София» мы активно развиваем творческий потенциал детей. К четвертому классу наши ученики подготовили уже четыре профессиональных спектакля под руководством заслуженного артиста РСФСР Григория Шустера. Постановки создаются как по известным произведениям, так и по совместно написанным с авторами сказок. Участие в подготовке спектакля принимают не только дети и куратор класса, но и родители: они готовят костюмы, причем очень ответственно подходят к этому процессу. Приходя на спектакль, родители наших юных актеров погружаются в театральную атмосферу, с интересом наблюдая за ходом действия спектакля. Это всегда очень интересные, зрелищные, уникальные постановки.
К концу четвертого класса наши ученики выпускают по четыре красочных сборника собственных творческих работ — это и авторские стихи, и сказки, и рассказы, иллюстрации к которым также создаются детьми. Сборники полностью отредактированы — это профессиональное издание результатов удивительного детского творчества.
Также в нашей школе есть традиция: к концу учебного года к празднику последнего звонка ученики всех классов, вместе с куратором готовят мини-спектакли про каждого выпускника. С неменьшим интересом все ждут учительского номера: в течение всех лет обучения в школе мы собираем интересные и по-доброму смешные истории про наших ребят, затем подбираем мелодию и словами песни рассказываем о тех событиях, которые случались с выпускником. Это всегда выступления в разных жанрах. Например, в этом году мы создали постановку балета под названием «Шизель». Специально для выступления учитель технологии подготовил профессиональные балетные пачки, в которых мы с преподавателями под бурные овации исполняли наши номера. Когда учителя проявляют творческий интерес к каждому ученику, не боятся показаться смешными, то и ученики раскрываются гораздо масштабнее. В этом и есть синергия творчества.
Также и для родителей важно заметить особенности и интересы каждого ребенка и с помощью занятий в секциях и кружках помочь раскрыть его таланты. Только тогда это будет тот большой путь развития и поиска себя, на котором может встретиться много препятствий. А чтобы помочь своему ребенку преодолеть их, родителям и понадобятся их знания, интеллект, опыт, мудрость и чувства.
7 / 24
Задача школы – воспитание культурного человека, который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков.
6 / 24
С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?
5 / 24
Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.
4 / 24
Где найти надёжную опору в воспитании детей?
4 / 24
О том, как работает ЧОУ «София», рассказывают его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.
11 / 23
Качественное интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей, талантливые воспитатели и педагоги, комфорт и забота – всё это составляет основу образовательного пространства «ЭЛИТ».