Колкие глаза интернета

6 / 2019     RU
Колкие глаза интернета
Инесса Рябинина руководитель юридической фирмы «Рябинина, Зиновьев и Крестьянов»
Социальные сети и мессенджеры давно и прочно вошли в нашу жизнь. Однако мало кто осознает, с какими опасностями для жизни, здоровья или деловой репутации можно столкнуться в Сети.

LT: Скачок технического прогресса за последние 10–15 лет привел к тому, что цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже не можем представить свою жизнь без интернета, сотовой связи, онлайн-банкинга и т. д. Это действительно удобно в использовании и значительно облегчает жизнь в современном динамичном мире. Однако мало у кого при этом возникает мыль о безопасности и потенциальной угрозе, которую мы получаем вместе с этими технологиями.

ИНЕССА РЯБИНИНА: Большинство пользователей убеждено, что всё, что предлагает IT-индустрия, — хорошо. Я считаю, что продвинутые IT-компании нередко буквально насаждают нам с помощью рекламы информацию о том, что всё это легко и исключительно во благо человечества. А на самом деле это не так. Ни одна IT-компания не расскажет вам ни о каких DDOS-атаках, которым подверглись их серверы, ни о том, что утрачены ключи или коды. Они это делают в скрытом формате, пытаясь там восстановить что-то, и если какая-то информация все-таки просачивается, то на таком узком срезе и через такие специализированные СМИ, которые основной массив потребителей не читает. В самом деле, если мы сейчас пойдем на территорию России и спросим, какое количество населения читает «Коммерсант» или смотрит РБК, а затем сравним эти данные с количеством пользователей, то сразу всё поймем.

Но какая-то информация периодически все-таки всплывает. Тот же Google, например, не так давно признавался в утрате данных нескольких миллионов пользователей, которые предположительно могли попасть в руки мошенников.

Да, я сама на днях прочла информацию о том, что одна из поисковых систем, которая в свое время очень сильно рекламировала создание машин на заоблачных серверах, ненароком призналась, что часть пользователей на какое-то время — без указания на какое — утратила возможность доступа к своим силовым машинам. Вопрос: а кто тогда его получил на это время? Я считаю, что люди не готовы или не хотят понимать, что настало время, когда ты, прежде чем совершить любое действие, должен крепко подумать о последствиях. Сегодня, наверное, нужно проявлять больше осторожности, чем в былые времена.

Действительно, если раньше, например, директору предприятия было достаточно запереть папку с деловыми бумагами в железный шкаф, то сегодня информационная безопасность — это гораздо более обширное понятие, которое уже невозможно свести к сейфу и папке. Что такое, на ваш взгляд, информационная безопасность в настоящее время?

Сказать, что это такое, одним словом, пожалуй, невозможно. Это целый комплекс мероприятий и знаний. И применение их на практике. Это и общение в социальных сетях, и сделки с электронным документооборотом, и использование электронных подписей, и электронные базы данных на предприятиях. Порядка 90% случаев незаконного проникновения в системы хранения данных или информационные программы крупных компаний и корпораций регламентируются Уголовным кодексом. На этот счет предусмотрена защита государства. Эти дела обычно на слуху. Яркий пример: менеджер МТС скачал клиентскую базу и передал ее конкурентам. По факту возбудили уголовное дело, расследовали и огласили приговор. Уголовных преступлений не так много, и адвокатов, специализирующихся на таких делах, тоже. В корпорациях обычно есть отделы безопасности, есть выстроенная система. И если где-то она дает сбой и появляется брешь, через которую что-то там можно утащить, то это все равно вскрывается.
А вот всё, что касается умаления чести, достоинства, деловой репутации и т. д., — это, во‑первых, гражданское судопроизводство, а во‑вторых, вопрос личной ответственности при пользовании интернетом и электронными технологиями. Меня недавно спрашивали, как оценивать с юридической точки зрения ситуацию, когда приватную переписку в «Фейсбуке» один из участников сделал достоянием общественности. Это как раз тот пример, который ярко иллюстрирует, как важно обдумывать всё, что ты делаешь.

В данной ситуации юрист может помочь?

Понимаете, в социальных сетях — неважно, «Фейсбук» это, «Инстаграм», «Одноклассники» или что-то еще — нигде не говорится о том, что термин «приватность личной переписки» в них не актуален, поскольку переписку вы ведете на общественной платформе. Это надо понимать. А мы чаще всего заходим в соцсети и не читаем никакие пользовательские соглашения — автоматом ставим галочку, что согласны с правилами сайта. А если вы все-таки зайдете по этой ссылке, то увидите многомиллионный текст, написанный мелкими буквами, прочитать который полностью вы не успеете — время регистрации на платформе истечет. Есть над чем подумать.

Если вы не понимаете, что происходит, надо отказаться от использования определенных вещей до того момента,
пока не поймете, либо приложить усилия и осознать этот процесс. Тогда вы сможете сделать
осознанный выбор. А бессознательный выбор
делает вас добычей чужого сознания

Так что так называемая «приватная» переписка в любой соцсети — иллюзия. Неограниченный доступ к ней есть только у владельца данной платформы. Безоговорочно доверять ему — это то же самое, что свой личный письменный архив прятать у соседа по лестничной клетке. Мол, раз уж он мой сосед, то у меня всегда будет доступ к моим письмам. Ну нет, конечно. Кроме того, в том же «Фейсбуке» нет требований к персонификации того, кто открывает аккаунт. Поэтому вы должны понимать, с кем на самом деле вы переписываетесь и каковы последствия этой переписки. Иногда вы пишете письмо, нажимаете на кнопку и понимаете, что оно ушло не тому, кто является вашим получателем. А назад вы уже ничего не вернете.

Как же все-таки можно поступить в ситуации, когда кто-то без вашего согласия воспользовался вашей личной информацией или фотографиями? Есть ли какой-то юридический механизм?

Дело в том, что соцсети не подлежат юрисдикции российского законодательства, поскольку все серверы, на которых хранится их информация, находятся за пределами территории РФ. Именно эту проблему сейчас пытается решить правительство и Администрация президента. Юридический механизм, конечно, есть. Нужно понимать, что в интернете всё очень быстротечно и если вы считаете, что кто-то или что-то умаляет вашу честь и достоинство, необходимо это в первую очередь зафиксировать и закрепить доказательства, сделав скриншот с дисплея компьютера. Прецеденты, когда суд принимал скриншоты как доказательства, уже есть. А вообще, осмотром интернет-сайтов у нас занимаются нотариусы. Вернее, они фиксируют информацию, изложенную на определенной интернет-странице. На бытовом языке это называется — осмотр интернет-сайта. После того как нотариус всё посмотрел, прописал все строки браузера, распечатал страницу, он все это удостоверяет. А дальше перед вами встает задача найти ответчика, которому вы сможете предъявить иск.

В вашей практике были такие случаи?

Были, конечно. Не так давно мы занимались выяснением того, кому принадлежит «Фейсбук», в рамках дела в отношении лица, в адрес которого там были размещены оскорбления. Но они были размещены не от конкретного физического лица, а с замаскированного аккаунта. Сначала мы администрации «Фейсбука» написали, чтобы убрали текст, — они отказались. Чтобы выяснить, кто автор оскорблений, мы через электронное письмо попросили администрацию «Фейсбука» предоставить нам информацию, где находится IP-адрес человека, зарегистрировавшего этот аккаунт. Однако они проигнорировали нас. После этого мы сделали такой запрос повторно, но уже в судебном порядке. В результате выяснилось, что на территории РФ нет никакого юридического представительства «Фейсбука». И дело в итоге закончилось тем, что нам просто не удалось найти ответчика. В иске было отказано в связи с тем, что отсутствует соответствующий субъект. Таким образом мы выяснили, что законного, правового способа восстановить ваше честное доброе имя в соцсетях нет. На мой взгляд, в их процветании заинтересованы в первую очередь те, кто рассчитывает получить некую выгоду для себя лично, манипулируя для этого сознанием определенного количества потребителей. В этой ситуации стоит задуматься о том, нужна ли вам какая-то часть интернет-ресурсов или лучше отказаться от ее использования. Мы же не едим всё, что нам предлагает природа и мир, правильно?

С социальными сетями все понятно. Но ведь не только IT-компании стараются навязать нам свои продукты. В последнее время общество усиленно наполняется цифровыми технологиями со всех сторон. Достаточно вспомнить, например, программу цифровизации медицинских услуг. Что вы думаете об этом?

А вы не задумывались, куда поступает информация о вашем здоровье, которую вносит в компьютер медицинский работник? Мы часто разговариваем с медиками, особенно с административными специалистами. И все они в один голос твердят: «Это так удобно! Вы вот пришли к специалисту, он вошел в систему, открывает вашу медицинскую карту и всю информацию о вас там находит». Я говорю: «Это, конечно, всё очень хорошо. Для вас. Особенно если я не могу влиять на процесс внесения информации в мою личную карту. Только как мне проверить, что вы там написали, когда я от вас вышла?» Ведь когда мы приходим в медицинский кабинет, мы же не знаем, во‑первых, в какой системе или сети находится этот персональный компьютер. И где, во‑вторых, хранится сервер, на котором накапливается эта информация. А значит, не знаем, к кому она может попасть.

Один человек сказал мне: «У интернета колкие, злые глаза». И если вы хотите, чтобы он смотрел на вас этими колкими, злыми глазами, если ваше сознание готово к восприятию
этой современности, вы легко можете относиться к этим всем IT-штучкам, то у вас, наверное, не будет горечи разочарования от встречи с ним. А если
нет, то, может быть, и не стоит?

Я не против цифровизации, только давайте тогда каждый файл будем закрывать моей цифровой подписью. Я ее подписала, и больше у вас нет возможности изменить информацию. Но об этом же вообще никто не задумывается! А зря. Неизвестно, кто и как воспользуется информацией о вашем состоянии здоровья.

Но ведь совсем отказаться от использования IT-технологий в наше время, пожалуй, уже и невозможно.

Нужно не отказываться от технологий, а повышать просвещенность и образованность людей. Не знаю, как у других, но у меня складывается впечатление, что цифровые технологии в основном своем массиве даже вредят человечеству. По одной простой причине: оно ими пользуется необдуманно. Массовость притягивает энергию, внимание и деньги. Мы чаще всего доверяем марке продукта, не задумываясь о том, кто его создал. А вы посмотрите, кто является собственником того или иного IT-бизнеса. Поинтересуйтесь его историей, посмотрите на его неблаговидные поступки. Может быть, если вы узнаете, что весь бизнес владельца компании сконцентрирован в офшорах, вы не захотите, чтобы он жил за ваш счет?
Один человек сказал мне: «У интернета колкие, злые глаза». И если вы хотите, чтобы он смотрел на вас этими колкими, злыми глазами, если ваше сознание готово к восприятию этой современности, вы легко можете относиться к этим всем IT-штучкам, то у вас, наверное, не будет горечи разочарования от встречи с ним. А если нет, то, может быть, и не стоит?
Вот смотрите: для того чтобы обычная шариковая ручка стала в нашей стране самым обыденным предметом, понадобилось 40 лет. Прогресс шагнул далеко вперед, теперь зачастую нам говорят: «Вот у нас есть цифровая подпись, это так хорошо!» Буквально недавно в Москве элитная квартира была продана через сделку, которую подписывали цифровой подписью. А сейчас эта сделка оспаривается в суде, потому что владелец квартиры на самом деле ее не продавал и на сделке не присутствовал. Кто-то вместо него воспользовался его флешкой, на которой были коды доступа, цифровая подпись к идентификации личности. Сегодня сделки с недвижимостью можно заключать, лежа на пляже в Таиланде. Но надо понимать, что дела не делаются сами собой правильно и законно. Кто будет защищать ваши интересы, пока вы загораете? Хотите пользоваться цифровой подписью? Тогда позаботьтесь о том, чтобы ваши дела вели юристы. Сдайте свои цифровые подписи, заключите договор на юридическое обслуживание. Чтобы такие вещи стали обыденностью, нужно время. А люди торопятся. Но если ты не понимаешь сущность и назначение предмета, может быть, воздержаться от пользования им, пока не поймешь?