Короткометражки — ступень в киномир

6 / 2019     RU
Короткометражки — ступень в киномир
Грег Долгополов программный директор и продюсер пяти кинофестивалей, киновед (Австралия)
Показ короткометражных австралийских фильмов, организованный в рамках фестиваля Short + Sweet в крупных российских городах, прошел в новосибирском кинотеатре «Победа».

Дорога в киномир для начинающих

Австралийским режиссёрам-новичкам проще всего продвинуть свой первый фильм, если его сюжет сосредоточен на какой-то социальной проблеме.
— Если кинолента стала для автора творческим дебютом, то ему открывают чековую книжку и предлагают на выбор порядка пяти десятков сценариев. При таком раскладе свой второй фильм молодой режиссер снимает обычно в Голливуде — месте больших денег и широких возможностей. Если же первая режиссерская работа не имела успеха, то второй фильм ему выпустить на широкий экран или на TВ будет очень сложно, — подчеркнул австралийский киновед. Он отметил, что актуальные фильмы признанных режиссеров на 90 процентов снимаются на государственные деньги: «Проблемы социума обязательно нужно транслировать на широком экране, а не замалчивать. К примеру, если бы я предложил сценарий о домашнем насилии, жестоком обращении с женщинами со стороны их супругов (а это, к сожалению, нередкое явление), чиновник не решился бы зарубить такой фильм, иначе бы нарушил свой гражданский долг. Мне кажется, что в России господдержкой больше пользуются исторические, патриотические фильмы и намного реже — социальные. Что касается популярных жанров, то и в Австралии, и в России это мелодрама. Правда, в России она смещена в сторону серьёзной сентиментальности».

Фанатизм без карьеризма

Кинофестивали короткометражек в Австралии популярнее, чем в России. Для австралийских режиссеров попасть со своим фильмом в шорт-лист такого фестиваля может означать начало работы в киноиндустрии, подчеркнул продюсер Short + Sweet: «Но если в России попавшие в мир кино настраивают себя на то, что теперь это их карьера, то в Австралии к такому значимому событию относятся спокойнее. Карьеру проще сделать на телевидении. А в кино уж как повезет. Вчерашний австралийский режиссер, если ему больше не удается продвигать свои фильмы, спокойно перемещается из режиссуры в сферу рекламы или становится сотрудником какой-либо радиостанции. Если такой возможности ему не предоставляется, то и таксовать не стесняется. Главное, чтобы у него была работа, которая кормит его и семью».

Шансы для самородков

Нередко актуальные, качественные по содержанию фильмы снимают таланты без специального образования. Конечно, такие фильмы низкобюджетные, но раскрытие важной темы намного важнее зрелищности, костюмов и спецэффектов, уверен господин Долгополов: «Мой друг юности, сотрудник семейной фабрики по производству кафельной плитки, снял прекрасный фильм про наркоторговлю в Бали. Он показал грустные перспективы бедных людей, от безысходности соглашавшихся на перевоз запрещенных препаратов.  Зачастую такой заработок выходит боком и перечеркивает их дальнейшую судьбу. В этой самобытной кинокартине в главных ролях снялись мой друг и его товарищ (тоже не имеющий отношения к миру кино). Второстепенные роли сыграли несколько местных жителей. По моему мнению, фильм получился хороший. Но друг и не пытается его продвигать. Я же считаю, что о таких ситуациях нужно рассказывать миру, и хочу, чтобы эта киноистория вышла в прокат».

Советую каждый день смотреть по одному новому фильму и как можно больше читать о кино

Что касается новинок самостийных режиссеров, то их не нужно спешить выкладывать в Сеть, советует собеседник LEADERS TODAY: «В первую очередь надо зарегистрировать на свое творение авторские права. Затем обеспечить для фильма субтитры на разных языках. И после этого подать заявки на его участие в различных международных кинофестивалях, проходящих в разных странах мира. И еще: независимо от того, посчастливится или нет попасть в список фестивальных лент, нельзя считать это высшей точкой либо финалом своего увлечения. Если нет возможности учиться в профильных заведениях, нужно самообразовываться. Поставить себе цель — каждый день смотреть по одному незнакомому фильму и как можно больше читать о кино».

Антураж без достопримечательностей

Во многих зарубежных странах, в том числе в Австралии, набирают популярность фильмы, снятые в мало узнаваемых туристами местах.
— Например, многие сцены семейной приключенческой волшебной комедии «Кролик Питер», события которой проходили недалеко от Лондона, снимали в пяти километрах от моего дома — в Центральном городском парке. В противоположность этому при просмотре большинства российских фильмов сразу замечаешь знакомые улицы, здания, памятники, расположенные в Москве или Санкт-Петербурге. Российских фильмов, снятых в более мелких городах, совсем немного. А зря. Там же другая атмосфера, другая архитектура, с которой тоже нужно знакомить зрителя, — считает Грег Долгополов.