Новосибирску очень нужен центр современного искусства

6 / 2019     RU
Новосибирску очень нужен центр современного искусства
Елена Бертолло новосибирская художница, представитель арт-группы BERTOLLO, член Союза художников РФ
О проекте «Павильон Сибири на Венецианской биеннале—2019», развитии современного искусства в столице Сибири, возможностях его продвижения и недостатке площадок для современных экспозиций

LT: Какая идея была заложена в проекте «Павильон Сибири на Венецианской биеннале—2019»?

ЕЛЕНА БЕРТОЛЛО: Наш проект имеет много смысловых слоёв. В том числе это рефлексия на знаковое арт-событие мирового масштаба — Венецианскую биеннале современного искусства. Новосибирские художники территориально отдалены от центральных мест, где происходят основные арт-события, и это, само собой, сказывается на процессах развития местного современного искусства. Виртуальная информированность не компенсирует дефицит живого творческого обмена. Венецианская биеннале, например, в этом году будет до 24 ноября, но единицы новосибирских художников смогут посмотреть её «живьём». А хочется и необходимо быть в потоке мировых арт-процессов. И Сибирского павильона, понятно, не может появиться в Джардини (Сады Джардини, одна из двух выставочных площадок биеннале — прим. ред.). Но мы сделали и открыли этот «гомеопатический». «Павильон Сибири на Венецианской биеннале» — арт-тренажер для укрепления творческих мышц. Открыли в День космонавтики, за месяц до Венецианской биеннале, а закрыли в день открытия этого масштабного мероприятия.
Ежедневно с 12 апреля по 11 мая (30 дней без перерыва) в коридоре рядом со студией арт-группы BERTOLLO (ул. Советская, 79а) в шоу-боксе — крашенной белым акрилом картонной коробке («Павильон Сибири») — открывали выставки сибирских художников. 30 раз бросали за спину букет арт-невесты и зажигали «Огни Венеции».
Через «Павильон Сибири» прошло очень много людей разных возрастов и степени погруженности в современное искусство: зрителей и участников. Всего было 32 участника. Самому младшему 10 лет, самому старшему намного больше. Это художники из Новосибирска, Бердска, Кемерова, Томска, Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга, Бишкека, Милана. Все родом из Сибири, но многие разъехались по миру. Среди участников — обучавшиеся современному искусству в Миланской академии изящных искусств Брера и в престижных учебных заведениях России. Значительная часть — без специального образования, традиционного или современного, — свободны от обусловленности какими-либо традициями.

Живем в самом богатом крае самой большой и богатой страны в мире. Мы являемся частью чего-то общего, великого,
но так отделены и отдалены от него, что едва ли не забыли,
как выглядит остальной мир

Кроме выставок, в «Павильоне» проходила виртуальная параллельная программа! Открылась она 28 марта, задолго до открытия «Павильона Сибири». Мы предложили художникам-несибирякам представить свои проекты в Facebook в группе «Павильон Сибири на Венецианской биеннале—2019». Первыми на призыв откликнулись Валерий Руппель и Жазгуль Мадазимова (Бишкек, галерея «Чаша Генуя») — выложили документацию акции «…а чтоб вам жить в эпоху перемен!», которую провели на берегу полноводной горной реки Аламедин. Затем Михаил Мантулин (Калуга) представил масштабный арт-проект «Академия аналитического искусства» (АКАНИС). «Дневник перемен», изменяющийся в реальном времени, показала Сауле Сулейменова (Алматы) и мейл-арт проект HEVIZ — Татьяна Макарова (Ярославль).

Есть ли связь сибирского искусства с искусством российским и мировым? Что нужно сделать, чтобы интегрироваться в общемировой художественный процесс? Или все-таки нужно продолжать идти своим «сибирским» путем?

«Сибирского пути» не существует. Есть очарованные древним искусством Сибири отдельные художники, но это не может стать некой универсальной творческой позицией. Мы, конечно, не можем отрицать, что, находясь в определённом месте с определёнными условиями (природными и социальными), люди, в том числе и занимающиеся артом, обретают некоторые особенности. Но есть общая тенденция развития мировых арт-процессов. Это факт. И мы — не нечто отдельное от мира, как бы далеко ни находились.
Работать — да, надо. Современный художник в плане самоорганизации должен быть активен. Мы, арт-группа BERTOLLO (Елена Бертолло и Андрей Бертолло — прим. ред.), постоянно принимаем участие в различных выставочных проектах — городских, областных, региональных, всероссийских, международных. Этой зимой наша инсталляция и видеопроекты участвовали в международной выставке #ПРОСТОКОСМОС в Балтийском филиале Государственного центра современного искусства в Калининграде. До этого, осенью, — в VIII Ташкентской международной биеннале современного искусства—2018, проходившей в Ташкенте и Бухаре. Также мы прошли конкурсный отбор и будем участвовать в масштабной выставке современного искусства «Форма» в Новокузнецке. А если успеем подать заявку, примем участие в российско-германском арт-фестивале «48 часов Новосибирск». Нужно не только регулярно обсуждать, «как улучшить современное искусство на наших территориях», но и самому реально что-то внятное делать необходимо. Хотя, конечно, если внешняя ситуация не стимулирует процессы, а порой всё наоборот — настроение портится, энтузиазм гаснет и работать становится непросто.

Что такое современное искусство в Сибири сегодня, каким оно будет завтра?

Могу предположить, что одна из основных особенностей современного искусства — сосредоточенность на идее (концепции) и использование для максимально точного её выражения разнообразных, нетрадиционных средств.
Современные художники сенситивны и изобретательны, они свободно соединяют различные способы высказываний — артобъекты, живописные работы, видео, фото, перформансы, инсталляции, используют реальные предметы, фактуры, запахи, звуки, тексты. В Новосибирске есть хорошие художники. И если бы в городе появился центр современного искусства с проработанной разумной стратегией, это стало бы мощной поддержкой и стимулом.

Как вы видите дальнейшее развитие современного искусства в Новосибирске? Что может послужить драйвером его развития?

Частично я уже ответила на ваш вопрос. Продолжу. Лицо большого современного города формирует некий обязательный набор современных событийных и визуальных проявлений. Одно из них — наличие вот таких площадок и актуальных, приспособленных для презентации современного искусства мест. В Новосибирске, огромном городе, крайне мало выставочных площадок. А те, что имеются, непригодны для демонстрации современного искусства. Да, собственно, любого искусства. Есть несколько альтернативных пространств, но их тоже немного. «Гаражи», «лофты», «подземки» — они прекрасны, но это всё частные инициативы и удовлетворяют запросы небольших арт-сообществ. Есть ещё «Арт-Ель», нечто вроде «площадки молодняка» от современного искусства. Но этого всего ужасно мало для огромного города — столицы Сибири! Долгие годы муссируется тема открытия в Новосибирске центра современного искусства или музея современного искусства, но дело дальше разговоров не продвинулось.

В Сибири талантливые художники, работы которых
участвуют в крупных международных выставках
и проектах. Появление Центра современного искусства,
институции с проработанной разумной стратегией
стало бы для них мощной поддержкой и творческим стимулом

А такой центр очень нужен! Но только не «декоративный», а «рабочий» — с выставочными залами, школой современного искусства, образовательными программами. Центр, который бы не разделил, а объединил арт-сообщество — художников и зрителей — с благородной целью развития и популяризации современного искусства Сибири. Ведь современное искусство — это прежде всего уважение людей друг к другу, приятие и доброжелательное внимание.