Российские стилисты должны черпать вдохновение в русской литературе, музыке и балете, и их рассвет наступит очень скоро

6 / 2019     RU / ITA
Российские стилисты должны черпать вдохновение в русской литературе, музыке и балете, и их рассвет наступит очень скоро
Мария Луиза Труссарди креативный директор модного дома Труссарди
Прошло более ста лет, а марка «Труссарди» продолжает развиваться и переходить по наследству из поколения в поколение, создавая свою личную историю искусства и вдохновения.

LT: Какой вклад лично вы внесли в развитие модного дома Труссарди?

МАРИЯ ЛУИЗА ТРУССАРДИ: После получения диплома по экономике и торговле в Католическом университете Милана, вместе со своим супругом Николой Труссарди, с которым мы в то время уже сотрудничали, я принимала участие в развитии семейной компании. Изначально она была создана как фирма по пошиву модных перчаток в 1911 году. Между концом 80‑х годов и началом 90‑х я внесла свой вклад как в творческое развитие компании, так и в административное управление, рост и становление бренда «Труссарди», а уже в 1992 году стала вице-президентом компании.

Что, по вашему мнению, ждет бренд «Made In Italy» и как он должен развиваться?

Сейчас бренд «Made in Italy» должен смотреть вперед, работая над концепцией сплоченности всех участников цепочки поставок текстиля для модной индустрии, представляя себя как уникальную, глобальную и сплоченную систему. Мы также должны много вкладывать в интернет-технологии и образование молодых специалистов. Как и прежде, мы должны развивать дизайн и творчество. Это и есть главный драйвер нашего успеха, основанный на исследованиях и технологических инновациях, на пути к диалогу с новым видом потребителей.

Во всем мире известна Италия, которая создает роскошь, основываясь на качестве и инновациях. Это конкурентная, многогранная, побеждающая Италия, что заставляет гордиться и знает, как всегда быть в тренде

Итальянские дизайнеры смогли завоевать рынки всего мира, но цифровизация поменяла все правила игры. Теперь Азия, и особенно Китай, является представителем будущего во всех смыслах этого слова. Источник трендов в ритейле и интернет-коммерции — это бесконечный вопрос. Для того чтобы в таких условиях успешно развиваться на зарубежных рынках, нам необходима поддержка государства. Это можно сделать с помощью налоговых мер, защиты и продвижения бренда «Made in Italy» с акцентом на международную политику, сложности в которой могут поставить под угрозу рост показателей национального экспорта. Во всем мире известна Италия, которая создает роскошь, основываясь на качестве и инновациях. Это конкурентная, многогранная, побеждающая Италия, что заставляет гордиться и знает, как всегда быть в тренде.

Как бренду «Труссарди» удалось завоевать успех на международном рынке моды и дизайна?

Совершенство и разнообразие используемых материалов для производства одежды, достойные места проведения модных показов (площади Дуомо, Ла Скала и другие), образы «Труссарди» в моде, одежде из кожи, оригинальные парфюмы «Труссарди» UOMO и Donna (черный и белый), которые уже 35 лет являются бестселлерами. Это всё есть результат грамотного сочетания традиционных ценностей и инноваций.

Если итальянскую мода после 80‑х годов и позднее можно сравнить с эпохой Возрождения, то какую связь можно найти между изобразительным искусством и творчеством в мире моды вообще?

Такое сравнение, безусловно, приемлемо, однако я бы не сравнивала только с искусством эпохи Возрождения, но со всем творческим созидательным миром искусства и культуры, который именно в эпоху Возрождения находит свое максимальное развитие. «Труссарди» через свой логотип левретки с щитом символизирует период благородного искусства, поддерживаемого различными благотворителями из итальянских коммун и муниципалитетов. Вспомните хотя бы Медичи из Флоренции, Сфорца из Милана и их многочисленных последователей.

Чем еще в жизни вы занимаетесь помимо семейных дел и бизнеса?

Учитывая мой богатый многолетний опыт, экономическое образование и интерес к теме экономики, я уже несколько лет успешно работаю журналистом и за это время написала порядка сотни статьей для таких интернет-изданий, как Milano Finanza Fashion, Libero, Il Giornale и других профильных СМИ. В сотрудничестве с профессором Франческо Форте мы заканчиваем писать книгу на тему моды и роскоши в третьем тысячелетии, которая выйдет в свет до конца текущего года. Вот уже пять лет я читаю лекции в Университете Ла Сапиенца в Риме на тему экономики моды, увлекаюсь искусством и являюсь владельицей коллекции современного искусства. Я также часто посещаю различные крупные выставки: «Арт Базель», Венецианскую биеннале, Международную выставку современного искусства MIART в Милане, Artissima Torino и другие. В течение 15 лет я поддерживаю научные исследования о нейродегенеративных и нервно-мышечных заболеваниях в Центре Дино Феррари в поликлинике Милана, президентом которого я являюсь, а также исследования в области зеленой экономики, и в частности в зеленой экономике моды. Я также являюсь вице-президентом Гонконгской ассоциации TDC в Милане, с помощью которой мы развиваем взаимодействие между Китаем и Европой.

Ваш выдающийся опыт позволил вам стать профессором римского университета Ла Сапиенца и преподавать дисциплину «Маркетинг и экономика моды». Расскажите об этой сфере деятельности.

Это очень интересное занятие, которое позволяет передавать моим ученикам со всего мира не только основы модного бизнеса и роскоши, но и мои личные наблюдения и опыт в этой сфере. Мне кажется, что студенты очень ценят этот формат лекций, потому как, кроме теории, они стремятся впитать практический опыт. Я также заметила, что именно русские студентки проявляют особый интерес и энтузиазм к этой сфере.

Вы работали в Национальной палате моды Италии в течение десяти лет. Расскажите о своем опыте и о роли этого института в распространении итальянской моды в мире.

Национальная палата моды Италии крайне важный институт. Он необходим как для организации различных мероприятий, связанных с неделями моды (fashion weeks), так и для развития и поддержания международных связей с различными палатами моды в мире, с госструктурами, частными компаниями, которые так или иначе связаны с миром моды, текстильной индустрией, коммерцией, коммуникациями в этой области. В третьем тысячелетии, как бы банально это ни звучало, но значительные результаты палате приносит именно работа в сети Интернет. Этот формат позволяет поддерживать живое взаимодействие всех элементов структуры модного бизнеса, включая потребителя.

В чем успех бренда «Made in Italy» на мировом рынке модной индустрии?

Принято считать, что итальянки и итальянцы самые элегантные в мире. И ведь действительно, «красивый и хорошо сделанный» итальянский продукт известен и оценен по достоинству во всем мире. Также не сбрасывайте со счетов и связь с традициями эпохи итальянского Возрождения, которые до сих пор живы в творческой и эстетической генетике модных дизайнеров (в их украшениях, орнаменте, аксессуарах, декорациях), а также инновации и тренды, которые всегда питают великое древо моды.

Что, кроме креативности, важно иметь бренду, чтобы не только полюбиться своим клиентам, но и сохранить эту связь?

Этот вопрос так же сложен, как и сам ответ на него. Среди всех факторов, которые характеризуют бренд, решающее значение имеет коммуникация и последовательность, которую тоже нельзя игнорировать. Хотя часто бывало в истории, что спонтанность и случай положительно отражались на развитии и становлении бренда как в момент его зарождения, так и в процессе его эволюции.

Что вы думаете по поводу развития российской моды и ее стилистов в будущем?

Среди основных представителей российской моды я знаю Рубчинского, Нину Донис, Юлию Ядрышникову, Nnedre, Walk of Shame и других. Мои комплименты их креативности и компетенциям. Я призываю их продолжать в том же духе, ведь эта дорога довольно длинная. Они, конечно, должны помнить о том, что их бренды зародились совсем недавно, в то время как бренды других стран, Франции, Италии и Америки, уже имеют насыщенную, более чем полувековую историю развития. Их становлению на мировом подиуме взаимно способствовали кинематограф, музыка, всевозможные медиа, а в последние годы и цифровые источники информации. Но российские дизайнеры могут встретить на своем пути совершенно неожиданные возможности и счастливые случаи, которые помогут им окончательно утвердиться на мировой арене. Я же шлю им свои самые искренние и теплые пожелания.

Культурное наследие России велико и богато. Но почему российские дизайнеры не столь успешны на мировом подиуме, как итальянские или другие европейские стилисты современности?

Безусловно, российское культурное наследие крайне богато и выделяется своей характерностью. Оно освящено великими писателями XIX и XX веков (Толстой, Достоевский, Чехов, Маяковский, Горький, Солженицын, Бродский), художниками-авангардистами (Малевич, Кандинский, Кабаков, Бакст), артистами балета (Дягилев, известнейший Рудольф Нуреев), музыкальными гениями (Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев).

Российские дизайнеры могут встретить на своем пути совершенно неожиданные возможности и счастливые случаи, которые помогут им окончательно утвердиться на мировой арене

Это всё является источником творчества, из которого молодежь может черпать вдохновение и проявить истинную душу своей земли. Как я уже сказала, всему нужно время, очень много времени. Но наблюдая за современным русским авангардным искусством, я полагаю, что этот срок становления может быть очень быстрым.

Что вы можете сказать по поводу двух крупных игроков рынка моды: LVMH (Arnaud) и группы «Керинг» (Gruppo Kering/Gucci (Pinault))? Как Вы считаете, действительно ли они создают олигополию в модной индустрии?

Эти группы, LVMH и Kering/Gucci, достигли большого успеха в своей деятельности. Они смогли удержать интерес покупателей всего мира к своему продукту, который в большей степени производится в Италии. Сейчас они являются знаковыми фигурами и ключевыми игроками в мире моды и лакшери. Полагаю, что говорить об олигополии излишне, так как сумма оборота двух компаний уравновешивается показателями оборота остальных игроков рынка. Так что каждый занят своим делом, и мы находимся в условиях свободного конкурентного рынка.

Коко Шанель вдохнула жизнь в маленькое черное платье, Эрмес популярен своими уникальными сумками, Биркин и Келли, Дольче и Габбана не мыслят жизни без корсетов, а что делает уникальным стиль Труссарди?

Характерное платье спортивного типа sporty-dress из тончайшей мягкой кожи, которое сочетает в себе красоту и утонченность с безупречным дизайном. Вот уже несколько лет sporty-chic является трендом даже в элегантном образе. Это отчетливо видно и по селебрити, выступающих на мировых площадках и мероприятиях.

По описанию современников Никола Труссарди был очень творческим человеком. Он интересовался буквально всем: участвовал в постановках балетов, опер, придумывал театральные проекты, работал с режиссерами, пробовал себя в мебельном дизайне, проектировал велосипеды, яхты, телефоны. Не кажется ли вам, что это сильно напоминает другую известную в Италии личность — Леонардо да Винчи, который, как известно, был не только художником, но и изобретателем, опередившим свое время на несколько столетий?

Такое сравнение мне кажется чрезмерным. Леонардо был гением не только своего времени, но и всех будущих столетий. Никола Труссарди был гениален в области творчества благодаря своей огромной интуиции, умел предвосхищать события и тренды, которые впоследствии утверждались в сфере итальянской моды, признанной во всем мире.