Sibir Design Fest 2.0: предметный дизайн Сибири

6 / 2019     RU
Sibir Design Fest 2.0: предметный дизайн Сибири
Анастасия Крылова директор АСПD, председатель Гильдии производителей, поставщиков и специалистов индустрии дизайна МТПП
Международный фестиваль SIBIR DESIGN FEST 2.0 собрал на своей площадке дизайнеров, архитекторов и ведущих экспертов отрасли.

— Фестиваль показал свою значимость для развития сибирского дизайн-сообщества. Уже второй год авторы специально для выставки создают новые коллекции и предметы на стыке ремесла и новых технологий. Лучшие работы, показанные в рамках SIBIR DESIGN FEST 2.0, в дальнейшем займут достойное место на коллективном стенде Made in Novosibirsk, который будет представлен в рамках ведущих российских и международных выставок, — рассказала Анастасия Крылова, директор АСПD, председатель Гильдии производителей, поставщиков и специалистов индустрии дизайна МТПП. При этом она сделала акцент на важности консолидации локальной индустрии в Новосибирске: «Мы решили объединить представителей этой сферы на одной площадке, стимулирующей дизайнеров и архитекторов к экспериментам и предоставляющей им возможность общения с производителями и другими экспертами отрасли с целью сформировать бренд Made in Novosibirsk».

Анатолий Бакшаев, промышленный дизайнер, член Союза дизайнеров РФ, член Худсовета НовосибирскаРазрозненность в сфере прикладного творчества в столице Сибири отметил и Анатолий Бакшаев, промышленный дизайнер, член Союза дизайнеров РФ, член Худсовета Новосибирска:
— В нашем городе нет сильной школы дизайна. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге она сформировалась ещё в советское время. Новосибирск, к сожалению, не стал питательной средой для развития сибирского дизайна: учебная база Сибстрина не послужила естественной опорой для его развития. Студентам НГАУДИ в основном преподают дизайн педагоги, не имеющие соответствующего дизайнерского образования. В итоге юные дизайнеры, вместо того чтобы создавать уникальные творческие проекты, становятся декораторами. Для изменения этой парадигмы требуется обращаться к передовому зарубежному и отечественному опыту: чаще говорить о дизайне, устраивать фестивали, семинары, круглые столы как для жителей города, так и для его руководителей. Нужно активнее внедрять дизайн в массы! Ведь он, помимо эстетики, несёт в себе огромный экономический потенциал.

Вадим Кибардин, российский промышленный дизайнер, основатель студии KIBARDINdesign (Чехия)В Новосибирске многие дизайнеры и архитекторы нашли своё применение в области проектирования и создания объектов для интерьеров. Но свой талант реализуют далеко не все выпускники профильных учебных заведений. Причем большинство — из-за неосведомлённости о том, как получить зелёный свет для своих идей.
— Они не знают, как подавать себя в региональных, всероссийских, международных конкурсах; как преодолевать бюрократические, административные, производственные барь­еры, как добиваться финансирования интересных проектов. На форумах, подобных SIBIR DESIGN FEST 2.0, эти вопросы обсуждаются во время лекториев, — рассказал Вадим Кибардин, российский промышленный дизайнер, основатель студии KIBARDINdesign (Чехия).
Он назвал места силы дизайна на планете. В Милане, Париже, Нью-Йорке, Гонконге, Токио есть спрос, заинтересованные инвесторы, налажены процессы по внедрению новых концепций и запуску новых изделий. Потому многие дизайнеры едут туда работать.
— Дизайнерскому сообществу необходимо научиться самостоятельно продвигать свои проекты и выходить с ними на инвесторов. А истории массовых госзаказов для таких специалистов в России штучные и в первую очередь касаются городов федерального значения.

Кирилл Чебурашкин, заведующий кафедрой дизайна мебели в МГХПА имени С.Г. СтрогановаЗачастую художественно одарённым людям недостаточно возможностей для самообразования, поэтому они не могут знакомиться с современным искусством, а значит, не могут отделить по-настоящему достойные произведения от посредственных работ, поэтому вынуждены ориентироваться на мнение большинства.
— Им не хватает для этого насмотренности, которая намного важнее профессиональных навыков. Можно прекрасно рисовать, но не иметь жизненного опыта, а возможность путешествовать, посещать мировые сокровищницы культуры есть далеко не у всех. Но всем доступно посещать выставки, лекции, выезжать на природу, замечать нюансы, учиться видеть красоту живого мира, — объяснил Кирилл Чебурашкин, заведующий кафедрой дизайна мебели в МГХПА имени С.Г. Строганова.
По его мнению, самая большая ошибка профильных учебных заведений — обучать студентов лишь в стенах альма-матер:
— Студентам нужно давать меньше учебных заданий на воображение, а стараться делать акцент на практике, максимально соединяя их с производителями. В конце концов, пусть лучше моют на профильном предприятии пол и присматриваются к производственному процессу, чем в институте открашивают никому не нужный проект.

Евгения Миро, российско-французский художник, дизайнерЭту мысль поддержала и Евгения Миро, российско-французский художник, дизайнер:
— Самое главное для создания нового дизайна — производственный процесс. Любая дизайнерская идея найдёт воплощение, если дизайнер сам понимает потребности производителя и в соответствии с ними реализует свой творческий замысел.
Она рассказала, что в странах Старого Света для продвижения новых имён в индустрии дизайна по инициативе творческих компаний общественные организации в сотрудничестве с государственными органами учреждают различные номинации, дизайнеров выдвигают на соискание премий, задействуют их в оформлении пространств, где проводятся значимые мероприятия. Крупные фирмы время от времени приглашают дизайнеров к созданию лимитированных линий часов, мебели, сервизов, заинтересовывая коллекционеров приобрести эти малотиражные авторские работы. По мнению Миро, важна поддержка государства, помогающего с организацией территорий для проведения профильных мероприятий.
Этот опыт взяли на вооружение и в Новосибирске. Первые шаги навстречу властям будут сделаны вскоре после проведения SIBIR DESIGN FEST 2.0. Организаторы фестиваля намерены в ближайшее время создать специальный комитет по развитию дизайна в Сибири и лоббированию интересов индустрии.
— Необходимо объединение единомышленников и ведущих представителей отрасли для формирования региональной политики в сфере дизайна и международного позиционирования бренда Made in Novosibirsk.