Талант не терпит пустоты

6 / 2019     RU
Талант не терпит пустоты
Алексей Крикливый главный режиссёр театра «Глобус»
Новосибирский театр всё чаще выходит из привычных рамок и всё больше обращает на себя внимание.

С одной стороны, проблем в театральной культуре города хватает, но все трудности завязаны на том, как мы сами умеем организовывать процессы и чего мы хотим. Пришло такое время, что каждый театр сам несёт художественную ответственность за то, что показывает миру. Нынешнюю ситуацию особо оживляет объявленный в России Год театра: он хорош тем, что привлекает внимание к театру как к культурному явлению. Сейчас наша театральная сфера больше известна за счёт организационных эскапад, а не культурных событий, и такая тематическая программа даёт нам надежду скорректировать негативный информационный поток, направив его всё-таки к вопросам искусства.

Глобализация аудитории

И нам надо объяснить публике, что представляет собой театр сегодня — что это не только набор исторических костюмов. Это пространство мысли, чувства, энергии, эмоций, и его форма может быть абсолютно разной. У театральных людей постоянно возникают иллюзии, что все вокруг любят театры и все их регулярно посещают. Мы бываем закрыты в своей сфере, но я понимаю, что человек не живёт театром — это не предмет первой необходимости. Поэтому если за этот год к нам придёт какой-то процент новых людей, которые захотят прийти ещё, то наша культурная миссия будет выполнена.
Несколько лет назад я чувствовал, что публика разделяется по чётким секторам: есть зрители «Красного факела», есть зрители «Старого дома» или «Глобуса». Сейчас я понимаю, что мир сильно меняется, и аудитория приходит в принципе за театральным искусством и большими впечатлениями на разные площадки. Это интересный глобализационный процесс, и здорово, что он привносит в нашу сферу что-то новое, потому что государственный репертуарный театр довольно консервативен. От идеи до реализации спектакля может пройти огромное количество времени.

Творческая свобода и её границы

В городе есть «Первый театр», у которого до сих пор нет своего помещения. Сегодня утром они отыграли спектакль в Академгородке, в два часа дня у них репетиция, а вечером у них запланирован ещё один показ. Непросто сохранить такую динамику, поэтому я очень надеюсь, что «Первый театр» скоро обретет свой дом, сохранив при этом внутреннюю мобильность.
Чем больше инициативных людей в городе, тем лучше, и мне кажется, что сейчас их мало. Иногда они просто не знают, где проявить себя, и я думаю, что в городе не хватает открытой площадки, куда бы стекалась вся творческая энергия, которой как раз-таки недостаёт поддержки.
В этом году мы открыли «Мастерскую Крикливого и Панькова», потому что очень много ребят после выпуска из театрального института остались работать в городе, и нам не хотелось с ними расставаться. Мы не знаем, в каком положении площадка будет через несколько лет. Но момент эксперимента и понимания, выживет эта идея или нет, очень необходим. И подобная вещь существует на уровне частной инициативы. Понятно, что здесь заложен риск, потому что многие свободные команды, начиная с красивых идей, в итоге сталкиваются с вопросами выживания. Хочется, чтобы эту область, и нашу мастерскую в частности, поддерживал административный и государственный ресурс как информационно, так и через систему грантов.

Театральные кадры

А ведь талант не терпит пустоты: он или прорвётся и начнёт что-то делать сам, или переедет в другой город. Поэтому кадровый вопрос — это глобальная проблема в любом деле, будь то театр, кино, промышленность, медицина. В Новосибирске учатся ребята, которые понимают, где они могут пригодиться, но не для всех есть места в театрах. Случается, что человеку не хватает культурного воздуха в городе, и он уезжает, поэтому в городе нужна среда, которая будет вырабатывать этот кислород.
Культурное пространство в Сибири бывает интереснее, чем во многих крупных городах, и Новосибирск хорош тем, что в его театрах не бывает пустых сезонов. Нам может что-то нравиться или нет, но события в городе есть. Мы находимся в одном поле, и уникальность города в том, что театры питают друг друга. Возвращаясь к Году театра, надо отметить, что все стараются организовать что-то интересное, и Новосибирск действительно может прославиться на всю страну за счёт своих театральных проектов. Но важно понимать, что время идёт, и в других регионах тоже проходят крупные события. Нам надо прекратить радовать себя тем, что у нас всё прекрасно, и обратить особое внимание на свои кадры, взрастить и воспитать которые обязан весь город.