Три составляющие счастья: труд, знания и талант

6 / 2019     RU
Три составляющие счастья: труд, знания и талант
Александр Балабанов советский и российский артист балета, член Всемирного совета танца «ЮНЕСКО», театральный деятель, почетный работник культуры НСО, заслуженный деятель культуры и искусства НСО, профессор НГПУ, народный артист РСФСР
В рамках фестиваля «Мир, в котором я живу» прошёл форум «Желай. Делай», где с необычной темой «Искусство жизни современного человека» выступил артист НОВАТа Александр Балабанов.

LT: Александр, что для вас «искусство жить»? Это особенный образ жизни?

АЛЕКСАНДР БАЛАБАНОВ: Я считаю, что под этим термином все понимают разное. Для кого-то «искусство жить» — добиваться своего любыми способами. Лично для меня это умение быть счастливым, а для этого нужно три элемента: знание, труд и талант. Если человек нашёл то, что у него действительно получается, развивается в этом направлении, получает новые знания и навыки и, главное, честно работает, тогда он добьётся успеха и будет чувствовать себя полноценным. Могу про себя сказать, что у меня нет таланта к науке, и вряд ли бы я, работая в научном институте, добился в этой области таких высот, как на сцене.
Также мы не должны забывать, что огромную роль играют знания. Именно этому нас, артистов, учили в советское время. Мы много читали, путешествовали. Когда я бывал за рубежом, старался посещать все музеи, чтобы узнать больше о музыке, живописи, литературе, ведь, чтобы знать больше о музыке, например, нужно ей увлекаться, ходить на симфонические концерты, даже, возможно, самому ей заниматься. Так человек расширяет кругозор, границы сознания, начинает иначе видеть мир.
Ещё на пути к успеху важными частями пазла являются упорство и труд. Художник не становится великим в одночасье: он рисует одну картину, вторую, третью, учится, получает знания об искусстве, оттачивает технику. Я считаю, что успех — это 99% трудолюбия и только 1% талант. Если без последнего успеха ещё можно добиться, то вот без первого — нет. А возможность реализовать себя в своём деле — залог счастья.

Есть люди, которые считают, что есть ещё один ключик к счастью — свобода слова, мысли. Как вы к этому относитесь?

Я считаю, что ограничивать свободу в разумных пределах необходимо. Это вопрос цензуры. А она нужна как раз для того, чтобы регулировать свободу слова. Если людям установить правильные рамки, они начнут творить, создавать ценные произведения. А когда всё дозволено, все пишут или рисуют что хотят: можно же.
Вот смотрите, раньше, когда была жёсткая цензура, сколько было прекрасных композиторов: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Сергей Рахманинов, Георгий Свиридов и так далее. Великолепные музыканты: Святослав Рихтер, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс. А писатели? Их и перечислить невозможно. Целая эпоха величия деятелей и творцов культуры. В настоящее время наблюдается спад в культуре, этот процесс связан с отсутствием, прежде всего, с вседозволенностью. Люди не задумываются о ценности, просто делают как умеют и руководствуются личными амбициями. Но это не имеет глубины и ценности, не развивает людей, особенно молодёжь. И мы с вами становимся свидетелями того, что молодёжь всё меньше и меньше обладает чувством истинно прекрасного.

Как думаете, с чем связано то, что дети стали так далеки от культуры в классическом её понимании?

Родителям сейчас некогда заниматься развитием детей. Они идут на первую, вторую, третью работу, ведь нужны деньги — они сейчас всем правят. А я считаю, что гораздо полезнее не пойти на заработки, а сводить ребёнка в театр, на концерт, на выставку. Показать ему, что такое красота, эстетика, рассказать что-то новое — помогать развиваться, одним словом.

А какие культурологические предметы, по вашему мнению, нужно добавить в школьную программу?

Моя четкая позиция состоит в том, что в первую очередь всё зависит от личности самого педагога, от его внутренней и общей культуры и личного кругозора. Давайте зайдем в школы города и спросим, какую последнюю книгу прочитали дети и какой последний спектакль они посетили. А ходят ли сами педагоги в театры и на концерты, знают ли, какие культурные события в городе происходят? У меня был знакомый директор школы, который при приеме на работу нового сотрудника в педагогический коллектив всегда задавал вопрос: «А ходите ли вы в театр?»
Что касается школьной программы, я бы добавил историю театра, музыки и живописи. Не на том уровне, как в специализированных колледжах, но обзорные информативные курсы нужны для формирования эстетического вкуса у подрастающего поколения.