Город не может быть современным, если в нём нет центра современного искусства

7 / 2019     RU
Город не может быть современным, если в нём нет центра современного искусства
Анна Терешкова глава департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии Новосибирска
Цикл передач, посвящённый развитию ключевых отраслей Новосибирской области, продолжила беседа в каминном зале ресторана La Maison с руководителем департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска Анной Терешковой.

LT: Что такое современное искусство и есть ли ему место в Новосибирске?

АННА ТЕРЕШКОВА: Для меня современное искусство — это то, что ново: новый продукт, новый взгляд, новая эмоция. Но с детства нас всех приучали разбираться в классике, а современных художников будто бы и не существовало. Поэтому и не сложилось ни школы современного искусства, ни элементарной привычки к нему.
Вместе с тем психология людей постепенно меняется. Вспомните День города пять лет назад, ещё до прихода Анатолия Локтя: поздравительные плакаты, Городовичок — вот и всё украшение столицы Сибири, которая всегда была столицей науки и высокотехнологичного производства. Осознав это, мы начали разрабатывать брендбук Новосибирска и, погрузившись в его историю, поняли, что наш город всегда был центром авангарда. Строительство Транссиба было абсолютно инновационным проектом всероссийского масштаба: Новосибирск сравнивали с американским Чикаго, сюда приезжали работать образованнейшие люди из Москвы и Санкт-Петербурга. Эта тенденция нашла продолжение и в годы Великой Отечественной войны. Тогда же был построен наш оперный театр — уникальный, современнейший для той эпохи архитектурный объект, не имеющий аналогов в мире. Потом в тайге молодые 20–30‑летние учёные построили Академгородок. Но это всё наше прошлое. А что в будущем? Задумавшись над этим, мы поняли, что новый виток развития могут дать только новые IT-технологии. Поэтому брендбук был разработан в характерной пиксельной графике, чтобы люди уже на уровне визуального восприятия начали привыкать к тому, что образ Новосибирска неразрывно связан с «цифрой» и art&science — направлениями, на мой взгляд, логичными для развития современного искусства Новосибирска.

Всегда ли в современном искусстве должен присутствовать дух либерализма?

Работая в мэрии, я вижу, что мы уже давно перестали говорить на языке партий — консерваторов, либералов и так далее. Я помню времена, когда в городе носители противоположных политических взглядов бились друг с другом вместо того, чтобы думать о благоустройстве Новосибирска. Мне очень нравится ситуация, которая сложилась сейчас — когда все работают одной командой и вместе реализуют классные проекты: например, Международный фестиваль цветов, приуроченный ко Дню города. Приятно, что губернатор безоговорочно поддержал идею, и мы получили великолепное мероприятие с участием лучших флористов России, Испании, Дании, Литвы, Польши. Надеюсь, в будущем году это событие перерастёт в полноценное карнавальное шествие с участием духового оркестра. И может быть, вместе со взрослыми на улицы выйдут дети с духовыми инструментами — с таким предложением к нам обратились представители сферы детского и молодёжного творчества. И я готова по возможности поддержать эту идею, так как для меня, прежде всего, существует понятие «человек» — кто он, какие проекты реализует, кто за ним идёт. А его политические взгляды не столь уж важны.
Мировой опыт свидетельствует о том, что будущее — за городами-миллионниками, которые будут обмениваться экономическим, материальным, моральным потенциалами. Поэтому в стране, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, должно быть, скажем так, несколько ядер разви-тия, которые будут объединять вокруг себя регионы. На Урале это, например, Екатеринбург, а в Сибири — конечно, Новосибирск. К таким центрам экономики и культуры неизбежно будет приковано внимание федерального центра, так как подобная структура стратегически чрезвычайно важна для сохранения всей страны. Но парадокс в том, что чем современнее город, чем он креативнее, чем привлекательнее для молодёжи, тем больше в его среде возникает явлений, к которым мы не готовы. Кто-то уровень либерализма и креативности измеряет активностью ЛГБТ-сообщества — и мы уже сталкивались с людьми, у которых в голове включён такой пункт. На мой же взгляд, либерализм — это история про всестороннее развитие региона. В нашем случае это и современное искусство, и наука, и транспортный хаб с аэропортом, принимающим миллионы людей со всего мира, и многое другое, что нам предстоит заново открыть и развить как преимущества нашего региона, соответствующие не духу либерализма, а духу времени.

Способствует ли облик Новосибирска, его имидж, его атмосфера тому, чтобы здесь рождались новые идеи?

Город не может называться современным, если в нём нет центра современного искусства — физического пространства, где это самое искусство могло бы существовать. Современные художественные произведения невозможно показывать в музеях: нужен новый выставочный комплекс, содержать который нужно на государственном балансе, причём федеральном. Как, например, Государственный центр современного искусства в Нижнем Новгороде, расположенный на территории Нижегородского кремля. Думаю, в Новосибирске строительство такого объекта обошлось бы миллионов в пятьсот. Есть для него и подходящее место — старые казармы на улице Воинской, где мы могли бы сохранить и уникальные исторические объекты, и гармонично вписать в план центр современного искусства. Однако там земля принадлежит российскому Министерству обороны, и нам ещё предстоит побороться за то, чтобы наши намерения осуществились.

Мировой опыт свидетельствует о том, что будущее — за городами-миллионниками, которые будут обмениваться экономическим, материальным, моральным потенциалами. Поэтому в стране, помимо Москвы и Санкт-Петербурга,
должно быть несколько ядер развития, которые будут объединять вокруг себя регионы

Сейчас мы сосредоточили свои усилия на Михайловской набережной. Теперь там есть парк «Городское начало», онлайн-парк для фрилансеров «Теле2», сцена, на которой может уместиться весь наш симфонический оркестр (в перспективе мы планируем проводить там филармонические субботники), малая сцена с танцплощадкой и так далее. Всё это сделано в рамках программы «Комфортная городская среда». Что касается молодёжной политики, то мы организуем пространства, где все желающие могут освоить основы живописи и дизайна под руководством профессиональных художников и модельеров. Но нам не хватает информирования горожан и активности не только в центре, но и, скажем, на левом берегу Новосибирска. Получается, что идей и реальных дел очень много, но большинство горожан даже не знает о том, что делают сотрудники мэрии.
Правда, для реализации масштабных проектов по благоустройству Новосибирска нужны реальные деньги, но наш департамент располагает средствами только для реализации программы «Комфортная городская среда». Поэтому нужно делать то, что мы можем делать и за что я лично могу ответить. У нас уже есть проектно-сметная документация по благоустройству улицы Ленина и Красного проспекта, утверждённая московским КБ «Стрелка» и Министерством строительства Российской Федерации. Мы занимаемся реконструкцией монумента Славы, в планах — навести порядок в Заельцовском парке и в сквере на Демакова в Академгородке, продолжить реконструкцию Михайловской набережной. Будут федеральные деньги — мы проведём реновацию Военного городка № 17. В общем, я вижу, как в перспективе ближайших пяти лет мы можем более-менее благоустроить наш город. Готовых проектов много, и такого, что «вдруг деньги, а мы уставшие», — точно не будет.