Когда беру в руки камеру, слова становятся не нужны

7 / 2019     RU
Когда беру в руки камеру, слова становятся не нужны
Ольга Шпак новосибирский фотограф
Об источниках вдохновения, самых значимых съёмках и о первых шагах в мир фотографии.

LT: Какова значимость инновационного фотографического проекта Sublimation Milan, проходившего в галерее современного искусства «Фонд Лучаны Маталон», и как ваша работа оказалась одним из её экспонатов?

ОЛЬГА ШПАК: Фотовыставка Sublimation Milan проводится второй год — вначале на площадке в Милане, затем во французском Арле. Но в планах — расширение географии и организация третьего этапа в Лос-Анджелесе. Имена всех участников этой выставки пополняют базу европейского агентства 7 days photo agencie, которое в дальнейшем оказывает своим протеже существенную помощь: даёт рекомендации для работы в престижных проектах, задействует их в вернисажах мирового уровня.
Организаторы Sublimation Milan 2019 увидели в Instagram мои снимки и из всего жанрового разнообразия выбрали именно «Купальщиц». В этом году на Sublimation Milan представлено 66 работ (радует, что большинство из них без фотошопа), выполненных в различных стилях съёмки фотохудожниками из Италии, Франции, Греции, Польши, Бельгии, Малайзии, Испании, США, Германии, Румынии, Швеции, Украины.
«Селфи». Новосибирск. 2019 год (визаж Насти Ковтуновой)

На каких крупных российских и зарубежных выставках уже были пред­ставлены ваши работы?

Это моё второе участие в миланской выставке. В прошлом году на фестивале PhotoVogue Itlaly мои снимки вошли в топ‑25 из 9 000 работ, присланных со всего мира. Уровень фотографов там очень высок, и это даёт мощный толчок в развитии.

Вдохновение нахожу в окружающем мире, лицах — не успокоюсь, пока не сфотографирую понравившееся лицо

Также я вошла в пятёрку спецфотокоров, освещающих Неделю моды в Милане. В Новосибирске у меня было две персональных выставки. На первой, «Лица», я представляла фото девушек без макияжа и ретуши. На второй, «Натюрморты о людях», — фотографии людей с цветами, фруктами, хлебом.

О чём ваша победная работа, находившаяся в Милане и ожидающая очередной экспозиции в Арле?

«Купальщицы» сняты в Марбурге в 2018 году. Мне хотелось показать взаимоотношения двух девушек в замкнутом пространстве отеля. У нас была очень красивая локация. В стилизации съёмки я люблю минимализм, вот и решила одеть моделей в боди и купальные шапочки в стиле ретро, чтобы привлечь внимание к лицам и позам. Я предпочитаю не раскрывать до конца смысл своих фотографий, чтобы зритель сам поразмышлял над увиденным.
«Купальщицы». Марбург, 2018 год

Работы каких направлений есть у вас в портфолио? Уже нашли свой любимый жанр?

Занимаюсь арт-постановочными сюжетными фотографиями. В портретах, как взрослых, так и детских, предпочитаю не использовать ни макияж, ни ретушь. Жанр, в котором работаю, определяю как фешен-эдиториал.

Где обычно ищете вдохновение?

Вдохновение нахожу в окружающем мире, лицах — не успокоюсь, пока не сфотографирую понравившееся лицо. Стараюсь чаще посещать музеи, бывать на выставках современного искусства. Очень вдохновляет общение с творческими людьми, особенно с художниками, скульпторами. Много читаю, собираю альбомы по живописи, рисунку, фотографии и люблю их пересматривать. Когда нет настроения и всё валится из рук, люблю в одиночестве побродить по улицам. Ходьба настраивает мысли, взгляд начинает подмечать необычные ракурсы.

Откуда у вас тяга к фотографии и как вы развивались на этом пути?

В детстве у меня был «Зенит». Мои родители отлично фотографировали: сами проявляли и печатали фотографии, поэтому с основными настройками камеры я была знакома. Моя первая цифровая фотокамера Nikon d80. Я не сохранила её, но так и осталась верна этому бренду. Фотоделу я обучалась в школе «Светосила» у мастера Сергея Ковыркина. Нас настраивали вдумчиво подходить к процессу съёмки, с ручным режимом знакомили сразу. Фотография — мой основной источник заработка, при этом пятьдесят процентов съёмочного времени занимают некоммерческие проекты. Но оценивая мастерство фотохудожников, не считаю себя асом. Плотно занимаюсь фотографией восемь лет. Так что я ещё в начале пути.
«Натюрморт с хлебом». Новосибирск, 2016 год

Какое любимое место на планете? Где бы хотели жить и почему?

Постоянно живу и работаю в Новосибирске. Ко мне приходят на фотопортреты, но здесь мне не хватает интересных заказов на сюжетные съёмки. Лето провожу в Европе. Там отдыхаю и стараюсь побольше снимать. Мне нравится открытость и самодостаточность европейских моделей. Они увереннее и ценят свою индивидуальность. Люблю Милан — его суету, общительных жителей, их улыбки. Любимое место в Милане — кафедральный собор Дуомо. Каждый раз по приезде поднимаюсь на его террасы и сижу. Очень люблю Флоренцию.
А любимое место на земле — шведский остров Фаре. В прошлом году посчастливилось пересечь его на велосипеде и переночевать в палатке на берегу. Это непередаваемое ощущение свободы и одиночества! Мечтаю сделать там съёмку. Пока вопрос в финансовой стороне — Швеция очень дорогая страна. А жить бы хотела у Северного моря.