Мысли вслух

7 / 2019     RU
Мысли вслух
Андрей Захаров предприниматель, владелец яхт-клуба «Маяк»
О реновации, беспилотном транспорте, обесценивании денег и светлом будущем

LT: Как сделать Новосибирск комфортнее?

АНДРЕЙ ЗАХАРОВ: К сожалению, последние 30 лет мы больше ухудшали городскую среду. По разным причинам. Чаще всего, ввиду нехватки средств в бюджете, мэрия продавала здания, земельные участки и так далее. Коммерческие структуры, в свою очередь, стараясь извлечь максимальную выгоду, реализовывали слишком плотную застройку, не учитывая инфраструктуру. В результате во многих частях города мы получили крайне густонаселенные районы.
Думаю, настало время менять такую политику. Сегодня для создания комфортной городской среды нужен другой подход. Мэрии пора не продавать, а покупать участки и здания, которые можно снести. Разбивать на их месте парки, скверы, устанавливать фонтаны, прокладывать велосипедные дорожки.
Городу очень не хватает парковок. И платные парковки не решат проблему. Водители будут находить места для своих машин во дворах. По моему мнению, в центре города не хватает около 10000 парковочных мест.
Кроме того, в ближайшее время встанет вопрос реновации пяти-девятиэтажных панельных домов советской постройки. Если подход к решению этого вопроса будет таким же, как при расселении двухэтажных ветхих домов, это вызовет коллапс в городе. Двухэтажные дома расселялись в основном коммерческими организациями, которые строили на месте снесенных домов максимально возможное количество квадратных метров жилья. Чтобы было выгодно расселять высотные панельные дома, необходимо общую площадь увеличить примерно в пять раз, при этом количество проживающих увеличится раза в четыре. Это вызовет резкое перенаселение этих районов. Поэтому данным вопросом должно заниматься государство за бюджетные средства. Условно, 20 панельных пятиэтажек можно переселить в пять высотных домов, а на освободившейся территории разбить парки, детские и спортивные площадки и бесплатные парковки.
По моим оценкам, чтобы сделать центр города комфортным, нужно порядка 10 млрд рублей. На эти деньги можно расселить около 20 панельных пятиэтажек, купить 10–15 разных зданий, освободившуюся же территорию отдать под благоустройство и озеленение. Думаю, федеральный центр может себе позволить для третьего по величине города России такие средства. В этом случае деньги не имеют особого значения.
Я бы с удовольствием увидел на месте ЦУМа хороший парк, в этом месте он был бы кстати.

Как решить транспортную проблему?

Транспортные проблемы в Новосибирске очевидны. Часто город практически стоит. Пора заняться этим вопросом всерьёз. Конечно, проблему загруженности дорог не решить за короткий срок. Надо чётко понимать перспективы и постараться избежать крупных ошибок.
Думаю, лет через десять основным городским транспортом будут метро и беспилотные такси. Это будет удобно и недорого. По моему мнению, до 80% владельцев автомобилей откажутся от личных машин, поскольку беспилотное такси будет более выгодным: одно такое такси заменит 15–20 частных автомобилей. Возможно, при этом транспортная проблема станет менее актуальной.
Я не против строительства четвёртого моста через Обь, особенно «за» транспортные развязки, которые будут построены в связи с этим. Жаль, что это не решит проблему пробок в городе. Может, стоит подумать о том, чтобы сделать городской транспорт бесплатным? Если правильно организовать процесс, это будет, во‑первых, не так дорого для города, во‑вторых, поможет горожанам с экономией семейного бюджета, в‑третьих, до 30–40% людей откажутся от поездок на частных автомобилях и пересядут на городской транспорт.

Новосибирск для меня значит очень многое. Я здесь родился и вырос. Я очень люблю свой родной город и хочу,
чтобы он развивался, жизнь в нем становилась комфортнее

Для того, чтобы из Новосибирска не получилась ещё одна Москва с её транспортными проблемами, возможно, необходимо развивать города-спутники и спальные районы в отдалении от городской черты. К ним можно пустить трамваи, проложив пути по полям и вдоль дорог. В городе же они не решают возложенные на них задачи, а лишь создают помехи, занимая место на проезжей части.
При этом, если хорошо посчитать, содержание такого транспортного средства, как трамвай, обходится очень дорого. Возможно, пора более пристально посмотреть на маневренные электробусы, которые после ночной зарядки проходят 250 км и могут легко заменить трамваи в городской черте. Опять же, за счёт демонтажа трамвайных путей можно расширить автомобильные дороги.

Вы состоятельный человек. Расскажите о своём отношении к деньгам.

Деньги играют очень большую роль в жизни. Люди работают, чтобы получить средства к существованию. Зачастую это тяжелый и низкоквалифицированный труд. Но научно–технический прогресс не стоит на месте, постепенно многие рабочие процессы автоматизируются, и это хорошо. Необходимость в выполнении людьми тяжелой и часто монотонной работы исчезает.
Я считаю, что в жизни каждого человека главное — это свобода. Это понятие многогранно. Деньги дают достаточно большой уровень свободы. Но постепенно цена денег падает. Лет 30 назад очень трудно было быть свободным человеком без денег, а сегодня у человека со средней зарплатой гораздо больше возможностей, чем раньше.
Вообще, у каждого свой уровень комфортного достатка: у одного он выше, у другого ниже — и важно этот уровень понимать! Плохо, когда заработок ниже, но и к большим деньгам тоже можно быть не готовым: ни один крупный выигрыш в лотерею не принёс счастья его обладателю, а иногда подобные случаи заканчивались гибелью «везунчика». Само по себе богатство не делает человека счастливее или свободнее.
Может быть, пройдет лет 30–40, может, и 50 лет, и государство будет владеть большей частью крупного бизнеса и станет полноценно выполнять свои главные обязанности: обеспечение безопасности и благосостояния своих граждан. Базовые человеческие потребности, такие, как питание, одежда, транспорт, жилье, медицина, образование и так далее, будут бесплатны. Трудиться люди будут исключительно по желанию. Востребованы будут высококвалифицированные специалисты, «мозги». У людей будет больше свободы, возможностей самореализовываться, общаться. Кстати, очень важно, чтобы люди общались, находили для жизни свои «половинки» и жили в любви и взаимопонимании.
Россия при огромной территории, больших запасах полезных ископаемых и грамотном населении имеет очень хорошие перспективы для реализации такой картины будущего.
Давайте вместе мечтать, стремится и верить в счастливое будущее!