На языке искусства

7 / 2019     RU
На языке искусства
Анна Жарова народная артистка России, ведущая солистка Новосибирского государственного театра оперы и балета, основательница авторской школы балета «Жар-Птица»
Балерина Анна Жарова — об успехе, лидерстве, борьбе со страхами, о поиске себя и понимании жизненной миссии.

Такие выступления остаются в истории

Русская балерина танцует сердцем и душой — именно поэтому наш балет всегда занимал особое место в мировом искусстве. Мы понимаем, что зрителя невозможно обмануть: во время спектакля он, как под микроскопом, видит, насколько артист интеллектуален, искренен, сексуален… И мало лишь совершенной пластики тела, чтобы донести до зала свои истинные чувства на сцене. Необходимо раствориться в потоке знаний, которыми пронизана вселенная, и пропустить это через себя. Когда это удаётся, зритель получает столько эмоций и мыслей, что хватает на год вперёд. И для нас это целая миссия: наполнить зал знаниями, энергией добра, любовью — настолько, чтобы каждый человек мог поделиться всем этим с окружающими.

Непробиваемые амбиции — самая опасная ловушка для таланта

Учителя всех учат одинаково, но кто-то может воспринять данное ему знание, а кому-то это не под силу — всё зависит от уровня осознанности, с которым мы подходим в своему делу. Знания даются нам всё время и отовсюду, каждый человек встречается нам для того, чтобы чему-то нас научить! А вот выжмем ли мы его, как губку, чтобы получить необходимые знания, или наши амбиции заслонят от нас эту возможность — выбор за нами. Самая большая глупость, которую мы можем сказать себе: «Я всё это знаю». И это же — самая опасная ловушка для таланта. Учиться нам предстоит всю жизнь, и в мире есть миллионы людей, способные в чём-то стать для нас примером. Именно способность принимать эту информацию и работать с ней и является мерой таланта человека. Если вы умеете доверять жизни, всем существом погружаясь в мировой океан знаний, ваш жизненный путь будет широк, свободен и прекрасен.

В моей гримёрке есть маленькая библиотека…

Меня вдохновляют книги: Бах, Карнеги, Коэльо, Ремарк… Я обожаю и бесконечно перечитываю Омара Хайяма, с юности зачитываюсь сонетами Шекспира и заучиваю их наизусть. Не говоря уже о русской литературе: Пушкин, Лермонтов, Есенин, Некрасов, Ахматова, Цветаева и многие другие. Сегодня в моей гримёрке есть небольшая библиотека, где собраны мои любимые книги. Я читаю их между читками, прогонами, репетициями. Дома у меня также всегда открыта книга, которая соответствует определённому моменту времени и помогает мне прожить ту или иную ситуацию. Если тебя тревожит какой-то вопрос, стоит просто открыть книгу, к которой потянулась твоя рука, — и ты получишь ответ. Этот способ всегда работает, и я стараюсь научить ему своих детей.

Страх отнимает половину жизни

Лидерство определяется трудолюбием, мастерством, профессионализмом и стремлением к совершенству. А ещё лидер умеет работать со своими страхами. Чем меньше у человека страхов, тем более он свободен и способен идти вперёд. Я полжизни борюсь с огромным количеством страхов, так как понимаю, насколько душевная слабость человека подавляет высоту его мыслей и свершений. К счастью, мне хватает разума анализировать это и выходить за рамки ограничений, с которыми я жила с самого детства.

Современная хореография — это новый язык балета

На мой взгляд, в театральной политике необходимо сохранять баланс классики и современности. «Лебединое озеро», «Жизель» или «Спящая красавица» в редакции Петипа, «Спартак» или «Легенда о любви» в хореографии Григоровича — шедевры, которые можно показывать сотни и тысячи раз. И крупнейшие мировые театры должны бережно передавать это великое наследие из рук в руки новым поколениям. Вместе с тем в балете всегда должно быть место эксперименту, поиску новых направлений и форм. Классика довольно статична, а в современной хореографии намного больше свободы, больше пластики — одного из главных инструментов драматического актёра. Современный танец отличается от классики так же, как один язык отличается от другого: словно ты всю жизнь говорил по-русски, и теперь тебе приходится учить английский или итальянский. И если Россия по-прежнему считается идеалом классического балета, то западные педагоги всё больше уходят в современную хореографию. У нас же она, к сожалению, находится в зачаточном состоянии. Вернее, в Москве и Санкт-Петербурге появляются новые имена и интересные творческие решения, а до Новосибирска мировые тренды доходят как-то медленно. Так что нашему зрителю я бы очень рекомендовала обратить внимание на спектакли в хореографии Иржи Килиана, Уильяма Форсайта и, конечно, прекрасного Начо Дуато, чьи спектакли вы можете увидеть в нашем оперном театре. Лично я обожаю его одноактные постановки — они просто гениальны!

Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале «Лидеры говорят»