Истинный лидер должен осознавать свою ответственность перед людьми, государством и Богом

8 / 2019     RU
Истинный лидер должен осознавать свою ответственность перед людьми, государством и Богом
Никодим архиерей Русской Православной Церкви, митрополит Новосибирский и Бердский
Насколько понятие «лидерство» близко православному мироощущению, кто должен быть духовным наставником современных лидеров и когда благословение не нужно.

LT: Владыка Никодим, насколько органично употребление понятия «лидерство» православной культуре, насколько близко и понятно оно русскому человеку?

МИТРОПОЛИТ НИКОДИМ: Слово «лидер» было известно ещё в царское время, когда в России уже сформировались политические партии, в каждой из которых был свой наиболее активный выразитель партийной идеологии. Таким образом, понятие лидерства вошло в обиход, обозначая определённую ответственность за принятие тех или иных решений. И по сей день лидером называют человека, осознающего свою ответственность перед обществом, перед государством, а в идеале — ещё и перед Богом.

Получается, истинное лидерство подразумевает служение — возможно, даже бескорыстное — какому-то делу?

Конечно. Сегодня существует множество школ, всевозможных курсов по лидерству. Но прежде чем посещать такие занятия, было бы хорошо подумать: «Зачем мне это надо? С какой целью я хочу быть лидером?»

Ну, наверное, заработать и добиться высокого положения в обществе.

Правильно, а потом начинаются проблемы в семье, портятся отношения с друзьями — ты всё меньше думаешь о других и всё больше сосредотачиваешься на себе. Но если человек думает только о том, что он получит, его нельзя назвать лидером. Более того, тот, кто стремится исключительно к власти, как правило, в итоге эту власть теряет. Все мы помним руководителей, которые были одержимы властью, и как они в итоге закончили свою жизнь? Многие были вынуждены бежать из страны, у иных даже креста нормального на могиле не стоит, потому что в своё время они забыли о людях, а потом люди забыли о них.

Разве сейчас мы не наблюдаем случаев, когда власть забывает о людях? Пожары, наводнения, эпидемии — население остаётся один на один со своими бедами, и складывается впечатление,
что нет государственного лидера, который взял бы ситуацию в свои руки.

Пожары и наводнения были всегда. Другое дело, что общество не всегда было широко информировано о них, поэтому не чувствовалось того трагизма, который витает в воздухе сейчас. Это с одной стороны. А потом, как говорится, у каждой ошибки есть имя и фамилия: кто-то где-то недосмотрел, не исполнил свои обязанности должным образом, и требовать с руководства страны ответа абсолютно за всё — просто нереально. Каждый человек должен отвечать за дело, которое ему вручено, и проблема заключается в том, что многие чиновники на местах забывают об этом. Как забывают и о цели своего существования — облегчать жизнь людей. Ведь, по сути, мы, налогоплательщики, нанимаем на работу чиновников, чтобы они нам помогали, и эта помощь была доступной.

Если человек думает только о том, что он получит, его нельзя назвать лидером. Более того, тот, кто стремится исключительно к власти, как правило, в итоге эту власть теряет

Стоит отметить, что высший эшелон современной власти являет собой прекрасный пример доступности — я имею в виду федеральных и региональных руководителей. А вот иной небольшой чиновничек сидит в своём мягком кресле и думает, что все должны ему служить, хотя на деле именно он и есть наёмный обслуживающий персонал. Поэтому людям зачастую и не на кого опереться в трудной ситуации, пока они, доведённые до отчаяния, не обратятся «наверх».

А почему перестали действовать законы чести и достоинства, которыми государственные служащие руководствовались прежде — например, всё в той же царской России?

Не стоит слишком идеализировать ту эпоху — люди были разные. Нельзя сказать, что в Российской империи были исключительно достойные чиновники, нельзя сказать, что в советское время были все недостойные. Я, например, и в советское время видел прекрасных чиновников, которые самоотверженно трудились там, куда их призвало служить государство. Очевидно, мы должны взять всё лучшее от Российской империи и от СССР и реализовать сегодня.

Но кто будет воспитывать честных, достойных, мудрых лидеров сегодня? Может быть, Церковь возьмёт на себя функцию духовного наставничества для лидеров современной России?

Это зависит от того, насколько люди готовы принять советы Церкви. Если такой внутренней готовности нет, то что бы мы ни говорили — никакой пользы это не принесёт. Если же человек ответственно относится к своей лидерской миссии и хочет разрешить для себя вопрос, в чём заключается смысл его лидерства, то он будет искать возможность правильно исполнить своё предназначение. И для этого — советоваться со старшими товарищами, которые уже прошли этот путь, и, конечно, с Церковью, где он найдёт ответы на свои вопросы о нравственности, благочестии и достоинстве. Кроме того, такому человеку целесообразно изучить историю Отечества, и, таким образом, постоянно получая новые знания, он будет формировать устойчивую жизненную позицию, в основе которой будет глубоко осознанное отношение к своему делу.

Как же человеку найти «своего» духовника?

Обычно я говорю так: поездите по разным храмам, попробуйте побеседовать с разными батюшками, исповедоваться у них — может быть, даже вне богослужения. Со временем вы почувствуете, в какой момент в вашем сердце что-то отозвалось и какой человек оказался вам близок, кому вы сможете открыть даже ту душевную грязь, в которой стесняетесь признаться даже сами себе. Но нужно быть готовым к тому, что и это сближение произойдёт не сразу.

Если человек решил сделать что-то неимоверное, понимая,
что всем от этого будет хорошо, а священник сказал:
«я тебя благословляю», — то всё получается.
Получается так, как мы и представить не могли

Нельзя сказать: «О, теперь ты мой духовный наставник», — так не бывает. Лишь по прошествии какого-то времени можно понять, что этот священник — по твоей душе.

А у вас есть духовный наставник?

Я счастлив тем, что имею священнослужителя, к которому я могу приехать, исповедоваться и получить духовное наставление.

Объясните, что это даёт в практическом смысле?

Убеждённость в правильности избранного решения, которое ещё и благословил священнослужитель. Бывает ведь и так, что человек хочет что-то сделать, а батюшка его не благословляет. Я знаю одного человека, которому в юности духовник не благословил управление ни автомобилем, ни мотоциклом. «Ты человек увлекающийся, поэтому тебе это не благословляется», — сказал священник, и с тех пор тот человек катался разве что на велосипеде (смеётся). Вот такой забавный пример, но он наглядно показывает, что духовник — это не просто советчик по жизни. Раньше в деревнях священники знали всех сельчан: от бабушек и дедушек до малых детей. Им были известны истории семей, способности людей и их пороки, даже скрытые. Если человек, скажем, просил благословения заняться торговлей, но был склонен к жадности, батюшка не благословлял, так как жадность могла искусить человека на обман или на воровство, и всё — личность погибла.

То есть, на самом деле, благословляется не всё и не всегда?

Разумеется, нет: благословение как формальность — это профанация. К сожалению, многие сегодня так это и воспринимают. Между тем, благословение — это не просто помощь в принятии верного решения, но то, о чём люди всё чаще забывают — благодать Божья. И знаете, если человек решил сделать что-то неимоверное, понимая, что всем от этого будет хорошо, а священник сказал: «Я тебя благословляю», — то всё получается. Получается так, как мы и представить не могли, потому что через священнослужителей нас благословляет сам Господь. И целуем мы при этом не руку батюшки, а благословляющую десницу Христа! И если вы осознанно приняли лидерскую миссию и задумали действительно достойное дело, то попросите священника призвать Божью благодать, и всё непременно получится — даже лучше, чем вы могли себе представить.