Из «Неясной поляны»

8 / 2019     RU
Из «Неясной поляны»
Леонид Кипнис директор и художественный руководитель Новосибирского музыкального театра
Куда пойти, чему отдать предпочтение? Ошибка может дорого вам обойтись и дело тут не в деньгах, а в испорченном восприятии и нередко — дебюте. Мы в редакции решили помогать нашим читателям ориентироваться в многоцветной мозаике событий.

17 сентября в Доме ученых СО РАН и 18 сентября в зале им. А. Каца стартует первый абонементный концерт Новосибирского академического симфонического оркестра. За пультом его художественный руководитель и главный дирижер Томас Зандерлинг.

Попасть на концерты первого и второго абонемента сложно, но можно — по входным билетам. Оба этих абонемента проданы еще весной, а постоянные слушатели имеют возможность из года в год переоформлять свои места, к которым они привыкли. Абонементная публика — это своего рода клуб, где многие уже подружились, ведь объединяет этих девятьсот человек любовь к музыке и оркестру, который ее исполняет. Поэтому надо проявить изрядную смекалку, чтобы стать владельцем абонементов на новый сезон.

Итак, первый концерт абонемента: Томас Зандерлинг за пультом и замечательный молодой скрипач, участник арт-фестиваля Андрей Баранов представляют изысканный концерт Мендельсона для скрипки с оркестром. А в качестве десерта его же «Гебриды, или Фингалова пещера». Ну а во втором отделении симфония № 4 Чайковского. Для тех, кто решился попробовать сам или приобщить своих детей, внуков к симфонической музыке есть прекрасная возможность стать владельцем абонемента номер семь, или, как его любовно называет художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии Владимир Калужский, Семья. Он очень удобен для семейного похода на концерт. Вы покажете своему ребёнку концертный комплекс, что само по себе уже событие.

22 сентября вам такая возможность представится — «Его величество оркестр»: С. Прокофьев «Петя и волк», симфоническая сказка (голоса героев в исполнении различных музыкальных инструментов), известный всем К. Сен-Санс «Карнавал животных» (знаменитый «Лебедь» Анны Павловой в постановке Фокина отсюда) и завораживающий «Путеводитель по оркестру» (вариации и фуга на тему Пёрселла) английского классика Б. Бриттена. Вот та программа, которая будет дана в первом концерте цикла.

А 27 сентября в концертном зале им. А. Каца можно послушать концерт двух молодых звезд оперной сцены Дарьи Шуваловой и Гурия Гурьева, которые исполнят арии из опер Россини, Моцарта, Чайковского, а также вы сможете послушать инструментальные произведения Свиридова, Варламова, Бартока, Альбинони, Цфасмана, Штрауса и Дунаевского. Дарья Шувалова хорошо известна любителям оперного вокала тем, что она покорила своим исполнением жюри конкурсов им. Джульетты Симионато и взыскательное жюри «Романсиады». Для справки: конкурс им. Дж. Симионато проводится на родине бельканто. Обращаем ваше внимание на молодого солиста новосибирской оперы Гурия Гурьева. Этот молодой начинающий вокалист, в нынешнем году победил на конкурсе им. Георга Отса в Петербурге.
С ним соревновался 151 участник. Его победа была полной неожиданностью для многих. Он тихо принял предложение организаторов конкурса, получив благословение Дмитрия Юровского, музыкального руководителя театра, за свой счет купил билеты в Петербург, жил в недорогом хостеле и покорил всех своим баритоном. При этом путь его на сцену как вокалиста был неожиданным для него самого. Обладатель абсолютного слуха, он учился в музыкальной школе как скрипач. В специализированной музыкальной школе, куда он поступил, ему порекомендовали переквалифицироваться в альтисты, в этом качестве он показывал значительные результаты, но, став вокалистом в металлической группе и исполняя песни группы «Ария», обнаружил у себя способность к пению и в консерваторию уже поступал на два отделения — как альтист и как вокалист. Вокал взял верх. Чрезвычайно обаятельный и очень талантливый, Гурий со скоростью метеора завоевывает сердца новосибирских любителей вокала.

А 28 сентября, там же в зале им. Каца, еще одна звезда новосибирской оперной сцены Ирина Новикова пускается в полет с барокко.

Для Ирины Новиковой музыка барокко — любовь всей жизни. В прошлом сезоне она порадовала своих поклонников, выступив в проекте Игоря Тюваева с его «Маркелловыми голосами» и показав «Дидона и Эней». И вот совсем скоро она солирует в программе не менее интересного коллектива «Сибирский брасс» под названием — «Вечный полёт барокко».

А уже 1 октября состоится первый концерт камерного симфонического оркестра в рамках абонемента номер пять. Камерный оркестр — это особый коллектив, благодаря своим размерам он мобильней большого и позволяет себе много новой и интересной музыки. Это творческое кредо оркестра развивает и поддерживает его художественный руководитель и главный дирижер Алим Шахмаметьев.

Вот и открытие абонемента подарит нам необычайно интересную музыку. Это ставшая культовой работа самого востребованного композитора сегодняшнего времени Леонида Десятникова «Русские сезоны». Вокальные партии исполнит сопрано из Петербурга Вера Чеканова, не первый раз исполняющая работы Десятникова. Оркестр был бы не похож на себя если бы не соединил, как обычно, современную музыку и классическую. «Воспоминания о Флоренции» Чайковского украсят второе отделение концерта. Вишенкой нам этом торте станет солирование концертмейстера оркестра, заслуженной артистки России Юлии Рубиной.

Помимо традиционных джазовых концертов, с этого сезона начинается серия концертов в рамках цикла «Джаз для всех». Это джазовое блюдо готовит любимец новосибирской публики, музыкант и педагог обладатель коллекции инструментов, произведенных создателем саксофона
Саксом, заслуженный артист России Андрей Турыгин. То, что делает Андрей, всегда интересно. Его универсальность позволяет ему играть различную музыку в так называемом третьем направлении. В этой серии концертов не будет постоянного коллектива, для каждой программы он будет подбирать музыкантов, способных исполнять заявленную музыку. Этакий музыкальный конструктор. Итак, 10 октября открытие цикла, концерт посвящен легенде и реформатору джаза Чарли Паркеру. Помогать музыканту будут его друзья, коллеги: клавишник Денис Никитин, контрабасист Дмитрий Аверченко и барабанщик Глеб Гофман. И пройдет выступление в концертном холле концертного комплекса им. А. Каца.

 

Под занавес мы хотели бы обратить внимание наших читателей на приезд известной пианистки, общественного деятеля, члена Президентского совета по культуре и просто красавцы Екатерины Мечетиной. Екатерина с теплотой относится к нашему оркестру, нашей области и частый гость на новосибирской концертной сцене. У нее совместные проекты и с маэстро Зандерлингом. Ее по справедливости любят наши слушатели академической музыки, и она своим мастерством, обаянием отвечает на эту любовь.

5 октября Екатерина Мечетина исполнит с нашим оркестром фортепианный концерт Грига, очень популярное и любимое произведение многих поклонников фортепианной и оркестровой музыки. Мне доводилось слышать исполнение Мечетиной, и оно выше всяких похвал. А фундаментальным отделением концерта будет исполнение оркестром 7 симфонии Бетховена. За пультом маэстро Зандерлинг. Но это не всё о приезде Екатерины в наш город. Тем, кому будет сложно попасть на абонементный концерт оркестра и Екатерины, есть возможность услышать ее в камерном зале Новосибирской филармонии 8 октября. Там состоится очень интересный концерт из серии посвященных памяти Арнольда Каца. Екатерина выступит с «Filarmonica-квартетом», в составе которого также артисты симфонического оркестра. Квартет создан благодаря энтузиазму народного артиста Валерия Карчагина. Арнольд Кац часто посещал концерты квартета и внимательно следил за его творческим ростом. На этот раз квартет выступает вместе с Екатериной Мечетиной. Вы сможете услышать квинтеты: Метнера До мажор и Дворжака, ор. 81. У вас есть возможность не только услышать и увидеть прекрасную пианистку, но и познакомиться, если это не произошло ранее, с великолепным коллективом единомышленников. Квартет — это особая формация. Тут каждый музыкант солист и нет возможности спрятаться за чью то спину. Тихая музыка, она требует тончайшего исполнения.

Ну, а теперь о грандиозном событии в театральной жизни города. 28 сентября на сцене Новосибирского музыкального театра стартует третий фестиваль музыкальных театров «Другие берега». Сразу оговоримся, название фестиваля к известному роману Владимира Набокова не имеет никакого отношения. Сама идея проведения фестиваля музыкальных театров, способных показать свои новые работы (а это основное требование к участию в фестивале), родилась в ассоциации музыкальных театров страны в начале двухтысячных.

Первому фестивалю в 2004 году поддержку оказали: Министерство культуры России, Союз театральных деятелей России, Союз композиторов России и Ассоциации музыкальных театров России и стран СНГ. В течение фестивальной недели в Новосибирске зрителям были представлены спектакли из Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерова, Красноярска, Барнаула и Новосибирска, созданные за последние годы в жанре мюзикла. Главное условие проекта — это собственное творчество театров, в основе которого новизна и оригинальность музыкального и драматургического материала, современное постановочное решение.

Во время проведения фестиваля прошли круглые столы, семинары, обсуждения спектаклей с участием режиссёров, композиторов, драматургов, музыкальных критиков, презентации композиторами и драматургами новых произведений. Фестиваль вызвал огромный общественный резонанс и показал, что насыщение культурной среды положительно сказывается на имидже Новосибирска. Это очень важно, если мы хотим по-прежнему претендовать на звание культурной столицы Сибири.

О масштабах и программе третьего фестиваля музыкальных театров «Другие берега» мы спросили одного из его создателей, директора и художественного руководителя Новосибирского музыкального театра Леонида Кипниса.

LT: В проведении третьего фестиваля принимает участие и «Золотая Маска». Что нового привнесет в фестиваль наличие такого мощного партнера?

ЛЕОНИД КИПНИС: Да, это партнерство позволило фестивалю стать еще более масштабным и продолжительным. Впервые в фестивальной программе принимают участие Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, Санкт-Петербургский музыкальный театр «Карамболь» и Свердловский театр музыкальной комедии. Большинство спектаклей отмечено высшей национальной театральной наградой. Открытие состоится 28 сентября, и первым можно будет увидеть очень известный спектакль Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии на музыку Георгия Фиртича «Белый Петербург».

Новосибирцам повезло, а вот в Петербурге на этот спектакль трудно попасть. Но и другие спектакли фестиваля — это событие.

Конечно, каждый спектакль фестиваля — событие! Судите сами: «Эвита» Эндрю Ллойда Вебера, современного классика мюзикла. Самый востребованный композитор, автор «Кошек», «Фантома в опере» и легендарной рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». «Эвиту» представляет Екатеринбургский театр музыкальной комедии. Евгений Загот и его «Винил» о жизни стиляг, Красноярск. Московский театр мюзикла и его знаменитый спектакль «Всё о Золушке» на музыку Раймонда Паулса, старейшего советского композитора, написавшего музыку ко множеству спектаклей, достаточно вспомнить его «Сестру Кэрри». Хочу сразу внести ясность: спектакль не детский, но со взрослыми детьми вполне рекомендую посетить. «Шербурские зонтики» недавно ушедшего из нашего мира Мишеля Леграна. Все знают эту музыку, но единицы видели фильм, театр «Карамболь» из Петербурга позволяет восполнить этот пробел. Наконец, наша летняя премьера — «Отпетые мошенники» Максима Дунаевского.

Леонид Михайлович, как удается все это организовать? Это же не камерные спектакли, которые можно показать на клочке сцены.

Сложно. Но у нас слаженная команда профессионалов. А спектакли действительно масштабные, в некоторых из них на сцене будет до 130 человек. Представляете, что значит принять столько людей, разместить их, адаптировать оборудование гостей к нашему. Но другого пути нет. Театр должен развиваться и соответствовать духу времени. Если сидеть и стенать: «Кризис, кризис», — и ничего при этом не делать, то ничего и не будет, разумеется. А если плотно общаться, знакомиться с новыми сочинениями, смотреть спектакли своих коллег, расширять круг участников общего дела — от композиторов и либреттистов до режиссеров — то войдет наконец в наше сознание мысль, что легкий жанр не столь легок и не так плох, как иногда кажется. И что пора ему с периферии общественного сознания перебраться на более достойные рубежи. Это не я сказал, а Елена Третьякова написала в газете «Культура».