Взаимовыгодные инвестиции

8 / 2019     RU
Взаимовыгодные инвестиции
Максим Останин, заместитель министра промышленности, торговли и предпринимательства НСО, Наталья Колганова, сертифицированный преподаватель консалтинговой группы «гений жизни», региональный директор «СК «Ренессанс Жизнь»
Что теряет работодатель, если его сотрудник не обучен финансовой грамотности.

НАТАЛЬЯ КОЛГАНОВА: Финансовая грамотность — понятие широкое и даже философское. Предлагаю начать с того, чтобы сформулировать его: что означает в вашем понимании финансовая грамотность?

МАКСИМ ОСТАНИН: Сегодня это понятие действительно имеет широкое значение, и большинство людей его трактуют как совокупность знаний и навыков, образа жизни и поведения. А результат финансовой грамотности — это улучшение качества собственной жизни вследствие повышения своей доходности.

Н. К.: Я бы еще добавила, что финансовая грамотность — это правильное управление денежными средствами. Это всё то, что приводит к финансовому успеху — когда у человека есть точное понимание как зарабатывать, тратить и сберегать деньги. Это умение управлять и своими, и заемными средствами.
Сегодня мы всё чаще слышим это словосочетание — «финансовая грамотность». Но большинство людей, будто закрывает в этот момент уши и не воспринимает его. В связи с этим, какая, по вашему мнению, ценность заключена в получении образования в этом вопросе? И какой процент населения осознано разбирается в этой проблематике?

М. О.: Прежде всего, необходимо выделить форматы финансовой грамотности. Я это понятие разделяю на личную, семейную и профессиональную финансовую грамотность.
Для личной финансовой грамотности на сегодня существует большое количество советов, материалов и знаний, которые можно получить в свободном доступе. Например, начиная от государственных социальных выплат, и заканчивая походом к стоматологу. И то, и другое являются самой настоящей инвестицией в себя и в свое будущее, и напрямую влияют на благосостояние. Потому что если человек вовремя, в целях профилактики, обратится к врачу, он снизит риск какого-то потенциального заболевания. А значит, он снизит риск трат в более крупных размерах на лечение этого заболевания. Или другой пример личной финансовой грамотности: подавляющее большинство людей перестали планировать свой отдых через туристические фирмы. Потому что сегодня существует большое и количество разнообразных онлайн-сервисов. Они позволяют человеку под его желания и возможности лично составить подходящий для него тур. Разумеется, самое главное в этой функции — отсутствие необходимости тратить свои финансы. Человек понимает, что ему не нужно переплачивать туристическому оператору за то, что он сделать в состоянии сам, потратив на это несколько минут своего времени. Это говорит о том, что в наше время люди начинают учиться планировать. И этот принцип планирования можно и нужно распространить на все сферы и аспекты жизни. То есть, завести привычку планировать любые свои расходы и, что немаловажно, накопления.
Планирование расходов, доходов и накоплений денежных средств также важно и в контексте семейной финансовой грамотности. Во‑первых, это просто сближает. А во‑вторых, появляется культура ценности денег и правильного отношения к ним. И в этой среде находятся все члены семьи. В том числе, дети, которым таким образом дается понимание финансовой грамотности.
Ситуация с профессиональной финансовой грамотностью хорошо характеризуется на примере Новосибирска. У нас в регионе около 150 тысяч предпринимателей, из которых 70 тысяч заняты в сфере торговли. А эту сферу сложно назвать простой с точки зрения необходимых экономических знаний для работы в ней. То есть, казалось бы, собственники бизнеса именно в торговых отраслях должны быть максимально заинтересованы как в углублении собственных знаний в области финансовой грамотности, так и в обучении им сотрудников своих компаний. Если привести наглядный пример, показывающий важность вопроса в профессиональной среде, то я бы обратился к главному принципу сетевого маркетинга. Он заключается в том, что чем успешнее партнер в первой линии, тем успешнее тот, кем венчается пирамида. Здесь не может быть конкуренции между ними: тот, кто находится в структуре выше, заведомо развивает свой успех при условии развития у нижестоящих партнеров. Несмотря на неоднозначность этого типа бизнеса, сам постулат звучит правильно, и подходит для любой, особенно торговой сферы. Потому что если сотрудник грамотный, талантливый и работоспособный, то это только большой плюс для собственника. И такой сотрудник — не конкурент, а, наоборот, важный актив для владельца бизнеса.
Еще один весомый элемент в раскрытии понятия финансовой грамотности — это страхование. Понимание этого в нашем обществе приходит не сразу. Например, еще 15 лет назад страхование автомобилей не имело такого всеобъемлющего масштаба, который есть сегодня. Появилось осознание, что это инвестиция в правильное направление. Но в контексте страхования всё еще остается элемент сопротивления: страхование жизни или финансов, например, многие воспринимают в тягость. Хотя в действительности это такая же непринужденная форма благополучия человека и формирование собственного страхового фонда в случае форс-мажорных ситуаций. Поэтому я бы выделил страхование как важнейший элемент финансовой грамотности в будущем.

Н. К.: Хотелось бы еще затронуть тему обучения финансовой грамотности — где и как ей можно научиться. Этому посвящена моя деятельность: курсы, мастер-классы, лекции. Особенно хочу заметить, что все они бесплатные. В ходе обучающей деятельности мы замечаем ряд тенденций. Например, наше население не привыкло в себя инвестировать. Люди с легкостью тратят деньги на вещи и постоянно ждут чего-то от государства. Это хорошо характеризуется выражением: «Наличие или отсутствие денег — это не про деньги. Это — про мышление». Потому что никто, кроме самого человека, не позаботится о его благосостоянии и финансовой независимости.
Люди должны понимать, что такое инвестиции в себя. Причем заблаговременные инвестиции. Например, о пенсионных накоплениях нужно задумываться не перед выходом на заслуженный отдых, а с момента поступления на свою первую работу. И этот подход придуман не нами — многим известно, что по такому принципу успешно живут большинство людей на западе. Когда люди в нашей стране начнут понимать принципы капитализации, тогда это станет первым громким звонком финансовой грамотности в обществе.
А какая по вашему мнению существует сегодня ситуация с информационным полем вокруг финансовой грамотности? Какие инструменты или методы обучения вы бы предложили?

М. О.: Обучению финансовой грамотности следовало бы начинать со студенческой скамьи. Многие молодые люди, которые учатся в вузах, иногда не до конца понимают необходимость выбранной ими специализации. И открытие для них принципов финансовой грамотности могло бы дать правильный вектор их дальнейшей жизни. Потому что, находясь на площадке учебного заведения, молодые люди могли бы на ней моделировать и тестировать различные бизнес-процессы.
Еще одной площадкой для обучения финансовой грамотности должны стать первые места работ молодых специалистов. Это тот процесс, о котором уже сказано выше: когда хорошо образованный и «прокачанный» сотрудник — это не конкурент собственнику, а элемент его финансовой успешности. Но этот процесс — двусторонний: чтобы сотрудник был квалифицированным, его нужно сначала обучить. В том числе финансовой грамотности. Поэтому работодатель должен быть максимально заинтересован в этом обучении. Это касается не только молодых специалистов, но и сотрудников любого возраста.

Н. К.: Это так. Но главным я бы выделила следующий вопрос. С одной стороны, абсолютно всем должен быть понятен уже прозвучавший тезис о том, что чем грамотнее и успешнее сотрудник, тем это выгоднее его начальнику. И в коммерческой сфере уже многие поняли этот принцип, и не только охотно идут на контакт при нашем желании обучить финансовой грамотности их сотрудников, но и сами специально обращаются к нам. С другой стороны, есть сфера бюджетных организаций, где должен работать тот же принцип взаимной успешности подчиненного и начальника. Но почему-то ими он игнорируется, и бюджетные организации не очень хотят, чтобы их сотрудники владели финансовой грамотностью. Вероятно, это связано с тем, что в сфере предпринимательства доход компании напрямую зависит от работоспособности сотрудников. Хотелось бы, чтобы и бюджетные организации поняли эту простую истину: сотрудники за те же свои окладные ставки будут иметь возможность жить лучше, стать более счастливыми, если освоят принципы финансовой грамотности.