LT: Итак, решение строить принято, куда податься? Допустим, есть знакомые дизайнеры, что делали вам квартиру (а может, и не одну). «Знаем вас хорошо, давайте проект», — попросите вы их! Для «интерьерщика» — это приятная перспектива. Есть где разгуляться фантазии и заработать.
АНДРЕЙ БУСЛАЕВ: Это действительно проблема. В городе, по некоторым данным, сейчас до тысячи практикующих дизайнеров и студий. Когда я начинал, их было всего с десяток. Вдумайтесь, за проектирование домов берутся дизайнеры-самоучки (хорошо, если дипломированные дизайнеры). Получается стандартная ситуация — проекты делаются за бесценок. При этом многие исполнители не понимают даже, что такое полноценный проект дома, что в него входит, какие подводные камни и прочее.
Может, тогда проще поискать готовый дом на вторичном рынке?
ИВАН ГАЙГЕРОВ: Вторичный рынок — проигрышный вариант. Как правило, это дома, на которых прошлый хозяин тренировался строить. Оценив поверхностные прорехи и изъяны, вы можете решить, что за небольшие деньги доведете дом до ума. Это самое большое заблуждение. Сумма такой доводки может превысить цену дома. Поэтому только новое строительство.
Отлично, каков первый шаг?
АНДРЕЙ БУСЛАЕВ: Решение делать нормальный индивидуальный проект и выбор архитектора. И это очень важная тема. Дело здесь не только в поиске настоящего специалиста, но и человека, которому будете доверять, дополнять друг друга. Если вы фантазер и затейник, то архитектор должен быть экспертом, признанным мастером, если заказчик приземленный, понимающий только фрагменты того, что ему нужно, то архитектор может быть фантазером с амбициями. Но во всех случаях он должен иметь необходимую квалификацию.
ИВАН ГАЙГЕРОВ: Я бы обратил внимание на максимальную детализацию заказанного проекта. Не надейтесь, что эскизов с планировкой и 3D-визуализацией достаточно. Дьявол кроется в деталях. Понадеетесь на строителей, что они разрулят все неясности — пиши пропало. Иные пробелы в проекте приводят к проблемам на стройплощадке, которые вообще не имеют верного решения.
Хорошо, нужный человек найден, с чего начинаем?
АНДРЕЙ БУСЛАЕВ: С заказа топоосновы участка (с нанесенными коммуникациями, дорогами и рельефом) и инженерно-геологических изысканий (нет двух одинаковых участков). Если ваш участок не в лесу или чистом поле, то вы должны быть уверены в отсутствии подземных коммуникаций: кабелей, трубопроводов и прочих сюрпризов. Анализ грунта необходим для проекта фундамента, чтобы избежать перерасхода материалов и получить гарантию прочности и долговечности сооружения. Лучше потратиться на эти мероприятия, чем закопать деньги в землю при перерасходе бетона и арматуры, делая прочность «про запас», или, что еще хуже, получить просадку фундамента и разрушение конструктивной системы дома.
ИВАН ГАЙГЕРОВ: Проектируя фундамент, обязательно с пристрастием отнеситесь к вопросам его гидроизоляции и водоотведения. Плохо залитые монолиты, чисто косметическая обработка дешевыми битумными мастиками — обычное дело. Технологии идут вперед, а у нас всё по-старинке норовят сработать.
Убедили. Что дальше?
АНДРЕЙ БУСЛАЕВ: Дальше идет работа по формированию концепции дома. Моя задача — помочь создать оптимальное для жизни пространство. С учетом вероятных изменений в составе семьи, возрастных особенностей жильцов. Считаю, что дом должен быть просторным, без острых углов, с правильным освещением и без лишних лестниц. Лучше всего жить в доме с одним этажом и без подвала, это если выстроить идеальную модель, конечно.
ИВАН ГАЙГЕРОВ: Если запланировали большой дом, но вас беспокоит высокая цена фасада, кровли, фундамента, то стоит своевременно внести поправки в проект. На качественную коробку, фасад, остекление и кровлю вам должно хватать средств совершенно свободно. Расходы на внутреннее обустройство дома будут кардинально выше. И если чувствуете дискомфорт уже сейчас, тяните стоп-кран. В следующих выпусках сделаем обзор фасадных и кровельных материалов, чтобы помочь читателям сориентироваться в многообразии предложений.
Хорошо, вернемся к этажности и размерам. Почему именно в одном уровне, почему не несколько этажей?
АНДРЕЙ БУСЛАЕВ: Время многоуровневых коттеджей проходит с опытом пользования. Дорвавшись до планирования собственного жилья, люди строят двух-, трехэтажные дома впрок, мечтая о больших семьях и множестве гостей, не думая о том, что и молодость проходит, и дети уезжают. Глядь, а десять лет пролетели, и половина комнат вообще не жилые, а подниматься на высокое крыльцо уже тяжело. И вот стоят эти коридоры с дверьми на обе стороны совершенно пустые, и вы вдвоем жметесь в уголке первого этажа, отапливая и убирая неиспользованные десятки метров. И если все-таки строите с учетом потребностей детей, необходимо при проектировании задуматься о последующем использовании площадей, которые через десятилетие, а может быть и раньше, опустеют, и предусмотреть это при проектировании, заложив возможность переноса перегородок и смены назначения помещений.
ИВАН ГАЙГЕРОВ: Хождение по лестницам травмоопасно, особенно для малышей и пожилых людей. Лестница стоит серьезных денег, которые лучше употребить на другие цели, и ворует место. Подвал — источник сырости и вечная угроза затопления. Мансарды относительно сложны в технологии утепления и обустройства кровли. Мое мнение — не усложняйте, красота дома не в хитросплетениях линий, а солидность владельца не определяется высотностью строения.
АНДРЕЙ БУСЛАЕВ: Всегда работайте с экспертами и сами принимайте участие на начальном этапе. Помните, что программа действий — это 90% успеха.
Иван ГАЙГЕРОВ: Уважаемых читателей журнала я с удовольствием приглашаю в гости в наш салон «ProФасад» на Галущака, 2. Мы объединяем усилия производителей качественных строительных материалов, архитекторов, ландшафтников и подрядчиков.