Национальное традиционное искусство как этнобренд великой державы

9 / 2019    RU
Пути сохранения и укрепления российской цивилизационной идентичности были рассмотрены на I Всероссийской научно-практической конференции руководителей профессиональных национальных традиционных коллективов, проведённой по инициативе концертно-театрального центра «Евразия». Уникальное по своему масштабу и значимости мероприятие было приурочено к 75 летию Государственного академического Сибирского русского народного хора и проведено при поддержке Министерства культуры Новосибирской области, Сибирского отделения РАН и Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

Этнобренд России в мировом культурном контексте: основные понятия, проблемы, задачи

Открыл конференцию первый заместитель губернатора Новосибирской области Юрий Петухов. В своём выступлении он отметил, что сегодня ценностные ориентиры нации в глобальном творческом пространстве должны представлять профессиональные народные коллективы: «Они — духовное ядро нации, в котором сконцентрированы традиционные ценности и ментальные установки мультикультурной России».
Высокая миссия по сохранению культурно-исторического наследия нашей страны и формированию этнобренда России, актуального в XXI веке, требует понимания той высокой степени ответственности, которая лежит на работниках сферы профессионального традиционного искусства. Однако реальность такова, что профессиональные коллективы до сих пор не обозначены в общем сегменте национального традиционного наследия. «Мы живём в ситуации, когда понятия «профессиональное концертное традиционное искусство», «фольклорное и самодеятельное творчество» даже для специалистов — понятия идентичные», — сформулировала проблему директор концертно-театрального центра «Евразия» Екатерина Ковалёва. По мнению Екатерины Фёдоровны, единогласно поддержанному её коллегами, восприятие профессионального искусства низведено обществом до уровня второсортного развлечения. Многие коллективы, считающие себя профессиональными, на самом деле имеют поверхностное представление о традиционной национальной культуре. Вместо неё они демонстрируют некую «разухабистую лубочную псевдокультуру», потакая невысоким вкусам массового зрителя, а вернее — формируя эту безвкусицу. В связи с этим необходима чётко выраженная позиция государства в формировании абсолютно внятных критериев и требований к профессиональным национальным традиционным коллективам и создание условий для соблюдения этих требований.
Статус профессионального коллектива должен подтверждаться исключительным качеством художественного материала, высокой квалификацией руководителей и мастерством артистов, выверенным подходом к сценическому гриму и дизайну костюмов, в которых необходимо не только отражать исторически достоверный национальный локальный колорит, но и на визуальном уровне транслировать важные символы российского цивилизационного характера. Если мы хотим демонстрировать миру образ великой России, то артисты должны выглядеть в высшей степени презентабельно и убедительно с точки зрения великой державы. Лучшее, что есть в нашей нации, должно быть представлено самыми выразительными и, что важно, современными художественными средствами. В подтверждение этого тезиса доктор искусствоведения (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского), заслуженный деятель искусств Республики Тыва Екатерина Карелина предоставила научно-практический материал о том, как традиционная музыка находит новые, вдохновляющие формы воплощения, находящие живой отклик у современной аудитории.
Государство же, как учредитель и собственник большинства профессиональных традиционных коллективов, должно обеспечить материальную базу для их развития. «Система государственного финансирования этих учреждений культуры в современных условиях неэффективна и нуждается в пересмотре. Для академических народных хоров, ансамблей танца и песни это вопрос выживания», — подчеркнул руководитель Государственного академического ансамбля танца «Кабардинка» Игорь Атабиев.

Ответственности за образ русской нации не учат, и это критично

Помимо руководителей профессиональных творческих коллективов, в конференции приняли участие педагоги, искусствоведы, сотрудники департаментов культуры всех уровней, заслуженные работники отрасли из России и стран СНГ. Почётным гостем, сочетающим, пожалуй, все перечисленные компетенции, стал Виктор Гаврилович Захарченко, руководитель легендарного Кубанского казачьего хора, народный артист России, музыкант от Бога и гениальный фольклорист, отдавший свою жизнь изучению народной песни, которой он посвятил колоссальный исследовательский труд. В собрание сочинений, изданное в 18 томах, вошли тысячи народных песен, статьи, очерки, беседы, летопись Сибирского народного хора, которым Виктор Захарченко руководил 10 лет, и история Кубанского казачьего хора, который он возглавляет вот уже 45 лет! Ценность этой работы невозможно измерить, так как информация о народных хорах и других национальных коллективах, по наблюдениям Виктора Гавриловича, исчезает из профессиональной учебной литературы: «Я пересмотрел все учебники истории русской музыки, выпущенные для музыкальных училищ, консерваторий, и сделал вывод, что этих сведений нет нигде». Большая часть руководителей профессиональных коллективов, имея достаточный уровень квалификационной подготовки, не понимают, на что им опираться в части идеологии, исходя из своих личных представлений, уровня образования и интеллекта, — этот факт участники конференции признали критичным. Ведь именно в народном творчестве передаётся от поколения к поколению историческая правда государства, которую оказалась не в силах ни стереть, ни изменить ни одна политическая система. Так, Сибирский русский народный хор в единстве музыки, песни, танца воплощает настоящий сибирский характер. Об этом в своём выступлении говорила и. о. ректора Новосибирской государственной консерватории Жанна Лавелина: «Будучи одним из старейших профессиональных коллективов страны, Сибирский хор обладает огромным резервом знаний об истории Зауралья и умеет подать их в своей уникальной манере, прославляя свой регион в живых и ярких ментальных образах».
Эту мысль продолжила художественный руководитель Северного хора, профессор кафедры хорового и сольного народного пения Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженная артистка Российской Федерации Светлана Конопьяновна Игнатьева, обратившая особое внимание на то, что благодаря этнографической достоверности репертуара Северного хора современный зритель может услышать богатейший музыкально-поэтический язык народных поморских мелодий — их эпическую широту и вместе с тем невероятное жизнелюбие жителей сурового края.
Если бы в профессиональной творческой среде подобный подход к работе был принят как стандарт, то насколько многообразно — репертуарно, костюмно, фактурно — национальное искусство могло бы быть представлено в информационном пространстве! Пока же традиционные профессиональные коллективы не вызывают высокого художественного доверия у режиссёров и телепродюсеров, так как (за немногим исключением) не имеют эксклюзивного творческого лица.

Нужна новая школа трансляции национального художественного продукта!

Участники конференции сошлись во мнении, что следует приложить максимум усилий к адаптации исторического художественного материала для восприятия современным зрителем и представлять его инновационными техническими средствами, демонстрируя высокий постановочный и исполнительский уровень. Для этого необходимо менять формат мышления руководителей коллективов и обозначить жёсткую государственную позицию в части соблюдения национальных ценностных ориентиров и ответственности руководителя. Одновременно следует грамотно позиционировать национальное хоровое пение в молодёжной среде. «Среди молодых много тех, кто вдумчиво, по-серьёзному относится к народному достоянию и академической музыке. Они находят для себя интересные вещи на стыке различных музыкальных направлений», — заметил заместитель генерального директора по концертной работе и развитию Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга» Федор Романов. А доцент кафедры народной художественной культуры и музыкального образования НГПУ Владимир Байтуганов выразил мысль, что этнокультурным и этнохудожественным образованием новых поколений и вовсе надо заниматься с детства. Он рассказал, что уникальный в этом смысле опыт имеет Новосибирская государственная консерватория. В начале 90‑х годов при ней были созданы объединения с образовательными программами по традиционной культуре, которые служили проводниками новых педагогических технологий, связанных с развитием традиционной культуры в условиях социальных и экономических преобразований. «Наша задача — вывести работу с детьми на новый уровень, осваивать новые направления и обмениваться опытом с коллегами из других регионов», — горячо поддержал коллегу художественный руководитель и главный дирижер Русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии народный артист Российской Федерации Владимир Гусев.
К слову, в рамках конференции в КТЦ «Евразия» прошла целая серия мастер-классов, где лучшие специалисты страны поделились своим опытом с певцами и танцорами.
«Многие музыкальные проекты родились благодаря общению на подобных научно-практических конференциях. Это и обменные концерты, и совместные выступления разных фольклорных коллективов, как любительских, так и профессиональных», — рассказал директор Государственного Волжского русского народного хора им. Петра Милославова Виталий Натаров, активно участвовавший в разработке ключевой темы конференции.
Заведующая отделом хореографического искусства Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова Анна Калыгина также подчеркнула необходимость сохранения преемственности между самодеятельными и профессиональными коллективами: «Первые нуждаются в грамотных ориентирах для правильного развития своего музыкального направления. Вторые — в подпитке от народного творчества как от источника вдохновения».
Итоги конференции подвёл заместитель министерства культуры Новосибирской области Евгений Сазонов, выразивший надежду на то, что все озвученные установки будут поняты и найдут поддержку на самом высоком государственном уровне. Финальную точку поставила Екатерина Ковалёва: «Профессиональные традиционные национальные коллективы — именно тот сектор культурного пространства страны, что имеет миссию транслировать наиболее считываемые (по сравнению с искусством классико-академической направленности), но вместе с тем исконно национальные (по сравнению с развлекательным искусством эстрады) ценности и установки великодержавной, многонациональной России».
Таким образом, высокое традиционное национальное искусство может стать серьёзным инструментом внешнеполитического влияния и мощным внутренним духовным ориентиром, столь необходимым нашей стране сегодня.